Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

17 марта 2021 13.05

Деньги уже взяли - а что получим по итогу?

Эксперт Александр Лихачёв рассказывает, сколько вторсырья выдаст новый мусоросортировочный завод и кто за это заплатит.

Деньги уже взяли - а что получим по итогу?

Фото: пресс-служба ООО «Магнит»

Второй пошёл

Жизнь часто вносит коррективы в наши редакционные планы - ведь «Ваш ОРЕОЛ» старается всегда доставить нашим читателям самые свежие и правдивые новости. Вот и сегодня мы вынуждены прервать серию материалов о проблемах накопления и сбора твёрдых коммунальных отходов в садоводческих товариществах, так как в нынешний понедельник в этой сфере произошло событие, которое неправильно было бы обойти стороной: в Омской области открылся второй мусоросортировочный завод. Расположен он по Черлакскому тракту в районе ленинской свалки. Напомним, первый комплекс, открытый осенью 2019 года, оборудован на так называемом Кировском полигоне.

Так как по понятным причинам большинство читателей никогда там не побывают, попробуем сначала осуществить виртуальную экскурсию - один раз посетить это место в самом деле интересно.

Находиться там постоянно, честно, тяжко из-за мерзкого запаха, который зимой не так чувствуется, но автор не забыл серьёзный дискомфорт, когда открывали кировский завод, - было не до объяснений руководителя завода, хотелось быстрее вырваться оттуда на свежий воздух. А люди там, хоть и в респираторах, но всю смену.

Как любое производство, мусоросортировочный завод, пока там всё новое, крашеное, чистенькое, смотрится как красивая картинка. Всё шумит, ленты транспортёра движутся, а потом из этого железного монстра выходят утрамбованные в огромные тюки бумага, пластик, с грохотом падает в здоровенную ёмкость металл.

Связанные одной цепью

Кратко алгоритм работы мусоросортировочного комплекса можно описать так.

Участок № 1 разгрузка - погрузка неотсортированных ТКО. Твёрдые бытовые отходы подвозятся прямо в ангар и разгружаются из мусоровозов на бетонную площадку на место временного накопления. Экскаватором заполняется бункер разрывателя пакетов, который с помощью системы подвижных отбойников разрывает пакеты с мусором, эта процедура необходима для создания равномерного слоя ТКО на конвейерах.

Участок № 2 - предварительная сортировка. Цепной подающий конвейер перегружает входящий материал на рабочее полотно сортировочного конвейера. Разные фракции из массы отходов выбираются вручную, вдоль конвейера расположены три пары постов, отбирающих крупный картон, плёнку и стекло.

Участок № 3 - удаление органического и пищевого мусора. Материал поступает на рабочую поверхность сепаратора, состоящую из вращающихся валов, получает от этих валов колебательные импульсы, постоянно перемешиваясь. Фракция материала с размерной группой менее 60 мм проходит через просеивающие ячейки, позволяющие выделить из потока мелкий мусор, землю и пищевые отходы.

Участок № 4 - основная сортировка ТКО. Поток ТКО после отсева фракции менее 60 мм попадает на основной сортировочный конвейер, вдоль которого размещены ещё семь пар постов, где происходит отбор ликвидной (то есть подходящей для повторной переработки) фракции. На основной сортировке отбирается мелкий материал: ПЭТ-бутылка, жестяная банка, стекло, макулатура, пластик, немагнитный цветной металл и прочее, в зависимости от морфологического состава поступающих ТКО. Завершает этап основной сортировки магнитный сепаратор, установленный за сортировочной кабиной, - он отбирает чёрный металл из потока ТКО.

Участок № 5 - удаление остатка ТКО. С основного ленточного конвейера материал попадает на другой конвейер, откуда подаётся либо в прессовое оборудование, где происходит его прессование и обвязка, либо для прямой погрузки непосредственно в бункер.

ПЭТ-бутылка дополнительно проходит через так называемый прокалыватель - эта процедура нужна для увеличения плотности брикетов. На выходе из пресса происходит обвязка тюков проволокой в продольном и поперечном направлении. Прессованный материал перемещается погрузчиком в места временного хранения и на склад готовой продукции.

На участке № 6 происходит обработка крупногабаритных отходов. Отдельно от основного ангара по соседству разгружаются автомашины с крупногабаритом. Несчастные диваны и ёлки (уж не знаю, откуда их до сих пор везут) - попадают в здоровенную дробилку, где превращаются в щепки, которые также прессуются в так называемые «пеллеты».

Плюсы...

Всего это чудо техники за год будет пропускать через себя около 200 тысяч тонн отходов, а так как ещё столько же перерабатывает кировский сортировочный комплекс, то можно посчитать, что, если технологических простоев не будет, примерно 80 процентов отходов города будет проходить сортировку, чего пока нельзя сказать о сельских ТКО. Ну и, конечно, 300 новых рабочих мест в кризис - тоже неплохо: по 60 человек трудятся в смену.

Так как на аналогичном комплексе мы побывали полтора года назад, я больше сравнивал и вглядывался в детали, но потом нам показали то, чего не было на первом комплексе: во дворе нас ждала выставка «продукции», если это можно так назвать. Всего завод выдает 14 типов полезного вторсырья. К примеру, пластик разных видов - теперь я знаю, что из канистр от краски получается крепкая садовая мебель, а ПЭТ-бутылки сортируются отдельно на прозрачные и цветные и много ещё каких технологических особенностей. Стекло - оказывается, одним стекольным заводам требуется прозрачное, а другим подавай цветное. Ну, металлолом, понятно, тоже идёт во вторсырьё. Кстати, как выяснилось, самым дефицитным и желанным товаром для покупателей отходов является не привычный нам металлолом или макулатура и даже не пластиковые бутылки, а алюминиевая банка. По словам исполнительного директора «Магнита» Дмитрия Третьякова, товар этот востребован до такой степени, что алюминиевые банки каждый месяц выставляются на аукционы и продаются тому, кто даст за них большую цену, причём участвуют в торгах даже предприниматели из других городов Сибири и Урала. Руководитель «Магнита» пояснил, что пока большая часть отходов уходит на переработку в соседние регионы - в Омской области мало предприятий такого профиля, и это, конечно же, огорчает.

Объём разных отходов тоже различный. Больше всего - около 10 тюков за смену - набирается ПЭТ-бутылок разного вида, а вот алюминиевых банок - всего 2-3 кубометра в сутки. Причём, оказывается, по сезонам состав мусора тоже разнится. Перед Новым годом многие стараются порадовать себя и детей покупками товаров длительного пользования, электроникой - отсюда резко возрастает количество картонных коробок. Только один вид отходов остаётся по объёму примерно одинаковым весь год - бумага, не зря же трудятся круглый год наши чиновники, которых в пересчёте на одного омича со времён СССР стало больше в три раза.

...И минусы

Теперь большая кастрюля дёгтя в бочке мёда. Триста миллионов рублей вложил региональный оператор в оборудование второго завода. Естественно, по условиям соглашения с правительством Омской области потом эти затраты постепенно погасятся из наших с вами карманов. Лично мне, уверен, как и многим, никогда не было и не будет понятно - почему я должен спонсировать частный мусорный завод, ровно как частные водопроводы, ТЭЦ и далее по списку. Но, к сожалению, это даже не обсуждается - так родина решила ещё в 90-е годы, нас не спросила. Кстати, нам предстоит оплатить ещё три завода, но это пока не так скоро: в Таре, в Омском и Таврическом районах.

Сейчас мы о другом. Все эти громадные затраты средств и людского труда пока позволяют получить всего 10 процентов полезного вторсырья от объёма поступающих отходов - остальные 90 процентов отходов уйдут в «хвосты» и поедут в свой последний путь в Колосовку, Саргатку и другие муниципальные районы, где местные главы согласовали приём отходов из города. Кстати, это сделали не все главы, тут уж пусть селяне сами оценивают - кто из глав прав. Напомню, что тем районам, что пустили к себе городские отходы, потом обещают дать средства на обустройство или рекультивацию своего районного полигона.

Вот стоял я возле мужиков, быстро разбирающих идущий нескончаемым потоком по транспортёру мусор, и думал: 21 век, на Марс летаем, а в сортировке мусора ничто ручной труд заменить не может - отходы же совершенно разные по размерам и материалу.

Региональный министр Илья Лобов, открывавший завод, указал, что нам есть к чему стремиться: если поставить оборудование в разы дороже, то выберем аж 20 процентов от объёма отходов, как в Европе, а остальное всё равно в «хвосты». Стоит ли овчинка выделки? Но всё равно был и остаюсь сторонником так называемой мусорной реформы. У этой государственной федеральной программы и название правильное - «Чистая страна». К этому нужно стремиться, а то всё загадили, куда ни посмотри - кучи, кучки повсюду. Так не должно быть. Надеюсь, что будут и новые, более современные технологии, ведь прогресс не остановить. Недавно попалась в интернете фотография первого поезда английского метро: сидят джентльмены и дамы рядами на открытой платформе, как наши колхозники в 50-60-е годы в грузовиках на культпоездках в драмтеатр. А теперь - у нас вагоны с мягкими креслами и наушниками. Может, мы и не застанем, но наши дети и внуки почувствуют плоды этой работы, а пока платить приходится нам. Но когда было легко?

Самое актуальное в рубрике: ЖКХ-приемная Александра Лихачева

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Новости от партнеров

Добавить комментарий