Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

01 апреля 2021 09.00

Стендап-комик Сергей Молчанов о стебе над омскими селебрити, служебном романе и русском мате в импровизациях

В День смеха новый выпуск спецпроекта «ПрофИнформ» посвящен омичу, для которого юмор - это профессия.

Стендап-комик Сергей Молчанов о стебе над омскими селебрити, служебном романе и русском мате в импровизациях

Фото предоставлено героем интервью

Расскажите, как вы стали юмористом? Это был осознанный выбор, или просто так сложились обстоятельства?

— У меня история такая – я со школы играл в КВН, и довольно таки успешно. Мы ездили на всякие фестивали, занимали призовые места. Все это появилось в моей жизни с 13-14 лет. Потом, будучи уже студентом, начал играть в студенческий КВН – Александр Васильевич Масляков, официальная Северная лига КВН. Участвовали с ребятами, которые впоследствии стали более узнаваемыми – команды «Федор Двинятин», «Союз» и так далее.

Потом был перерыв, я начал вести КВНовские вечеринки в ночном клубе, потом захлестнуло ведение мероприятий. А потом появилось шоу историй, и все это потихонечку перетекло в стендап.

Как и когда вы поняли, что юмор - это не просто хобби, а то, чем вы хотели бы заниматься всю жизнь?

— Наверное, уже лет в 16 я понимал, что выступления на сцене мне очень близки и что буду серьезно заниматься всем этим. Планировал поступать на актерский или на режиссуру, так впоследствии и получилось, но я не закончил режиссерский факультет ОмГУ. Получалось петь, получалось людей веселить, и я понимал, что мне этим нравится заниматься, что я себя не заставляю. Изначально хотел поступать в Москву, но меня не отпустили родители. Это была прямо трагедия, и до сих пор немного сожалею по этому поводу. Наверное, тогда результат был бы другим, хотя не факт. В любом случае, сто процентов все сложилось к лучшему.

В юности был ли у вас какой-то кумир из числа комиков, на которого вы бы хотели быть похожим?

— Нет, я всегда говорил, что у меня нет никаких кумиров, и я сам себе звезда. Такой был подход с детства.

И по сей день?

— Да, у меня до сих пор нет ни одной фотографии с каким-то известным человеком, я наоборот стараюсь этого избегать.

Зато у вас есть своя компания Molchan Group Production. Расскажите, чем она занимается?

— Есть три основных направления: это организация различного рода мероприятий, в основном в корпоративном сегменте, поскольку с частными лицами мы практически не работаем. Это большие корпоративы, конкурсы «Лучший по профессии», дни рождения компаний, протокольные мероприятия будь то стратегические сессии и так далее.

Второе направление – корпоративное кино. Мы снимаем фильмы про заводы, фабрики, подстанции. Иногда снимаем и юмористический контент - программы, блоги, влоги, передачи, YouTube-проекты и так далее.

И третье направление – это стратегический маркетинг. Операционным маркетингом не занимаемся – не крутим рекламу, не придумываем кампании с листовками и выходом продукта на рынок. Мы делаем большие маркетинговые исследования.

Фото предоставлено героем интервью

Какие тренды можете назвать в сегодняшней event-сфере?

— Если говорить про то, как я это вижу сегодня, то все уходит в диджитал. Связано это с теми ограничениями, которые подарила нам пандемия. Люди поняли, что не обязательно работать в офисе, можно и удаленно. Люди научились и мероприятия проводить удаленно – делать прямые эфиры, селекторные включения. И тренд ближайших двух лет как раз мероприятия онлайн, в которых есть включения с разных точек активности. Сейчас не обязательно в Омск везти группу и тратиться на билеты. Можно отправить исполнителей в павильон в Москве, где все подключено, и оттуда вывести группу на экран. И это намного дешевле, чем переть куда-то коллектив.

Вы лично занимаетесь ведением бизнеса?

— На сегодняшний день я принимаю минимальное участие - иногда присутствую на каких-то планерках. Компания организовывает мероприятия, но я, как ведущий, стараюсь их не вести. Я целиком сосредоточился на юморе, поэтому могу прийти на мероприятие и закрыть блок стендапа. Или вы можете собраться компанией, сказать: «Сережа, нам нужен корпоратив в жанре «шоу историй». И мы сделаем это.

Но на сайте topshowmen до сих пор есть ваш профиль – там вы один из самых высокооплачиваемых ведущих в Омске. Чем это можете объяснить?

— Это будет нечестно, если скажу, что совсем не веду. Я провожу мероприятия, но за очень большие деньги – я называю это «f**k off price» [переводится примерно как «отвали-цена» - прим. «НО»]. За 100 тысяч рублей я проведу мероприятие, за меньшее – не буду.

Это такой фильтр?

— Своего рода. Для тех, кому реально надо, кому не важны деньги, а принципиально нужен именно я. Понимаете, я не хочу в 40 лет быть свадебным или корпоративным ведущим. Это же огромная работа – нужно готовиться к мероприятию, это «съедает» очень много времени. И если ничего другого не делать, то в 45 лет ты будешь все еще свадебным ведущим. Мне бы не хотелось, еще какой-то навык в жизни хочется обрести.

Например? Какие у вас планы на будущее?

— Вот сейчас я работаю как сценарист, развиваюсь в этом направлении. Хочу написать какой-то большой сериал или попробовать написать полный метр с ребятами, потому что у меня пока такого опыта нет.

Тогда расскажите о своих личных проектах, которыми занимаетесь прямо сейчас.

— Есть шоу историй «Нечего внукам рассказать» (18+), это такая большая часть моей деятельности. Все остальное время – написание юмора либо для себя, либо для кого-то. Мы работаем как авторы на заказ, расписывая разные программы, написывая юмор разным командам КВН. Плюс у меня еще есть импровизационное шоу «Молчаново золото» (18+), тут я готовлюсь чуть меньше - это же импровизация. Но и этому нужно уделять время.

Расскажите о вашем шоу историй. Сколько оно уже существует?

— В конце октября нашему шоу будет три года. Первый год мы отпраздновали в концертном зале, собрав тысячу человек, хотя ничего не предвещало такого успеха – мы же не Агутин, не Меладзе. Просто не особо узнаваемые мальчишки. Поэтому я этим очень горжусь, и все ребята большие молодцы.

Фото предоставлено героем интервью

Как появилась идея создать подобный проект?

— Зарождалось все просто – идею предложил Евгений Лукин, который был директором креативной банды «Медведь». Мы вместе писали вечернее интерактивное шоу «Wazzup» (16+) на «Радио Рекорд», и именно на тот момент сдружились, хотя знакомы еще со времен КВН. И вот тогда он мне говорит: «Серега, есть такой крутой жанр – сторителлинг. Выходят люди, рассказывают истории. Это не обязательно должно быть суперсмешно, скорее очень лампово и камерно». Затем показал мне, как ребята это делают в Москве.

В Омске ничего подобного на тот момент не существовало?

— Когда я начал сомневаться, Женя мне рассказал, что у нас ребята уже делают шоу «ужасных историй» или противных, как-то так называлось. Я сходил, выступил и мне понравилось. Но организация была не на очень хорошем уровне. Не хочу обижать ребят, потому что я сними дружу, но они делали это далеко не в самом удачном месте – в подвале, где горькое дешевое пиво и нет еды.

И я подумал, что нам нужно найти хорошее и приятное место. Позвонил практически всем своим друзьям, с которыми играл в КВН, и мы собрали внятных людей, сделали пару выпусков. Потом это уже встало на какие-то рельсы, и мы поняли, что нужно не только этим составом лупить, но и каких-то других ребят приглашать.

Кто приходит выступать на ваше шоу историй и для чего?

— Изначально это были люди, связанные с разговорным жанром – бывшие и нынешние КВНщики, радиоведущие и ведущие мероприятий. Впоследствии стали приходить и другие люди – у нас появились и бармены, и программисты, и автослесари, и маркетологи. Сейчас это люди абсолютно разных профессий, у которых просто есть желание стать увереннее и получить навык прикольных публичных выступлений. Мы на каждом шоу говорим, что истории может рассказывать каждый. Если у человека есть какая-то смешная история, которую он рассказывает друзьям во время пьянки, значит это потенциальная история для нашего шоу.

И что нужно сделать, чтобы попасть с ней на сцену?

— Оставить заявку у нас на сайте, написать в директ или можно прямо на вечеринке подойти к нашему менеджеру и сказать: «Я хочу». Дальше нужно превратить историю в текст и отправить авторской группе из трех человек, которую возглавляет редактор. Ребята вычитывают историю, убирают ненужное, добавляют шутки, и, если необходимо, правят сюжет, чтобы история не была затянутой, чтобы были интересные повороты. Затем авторы приходят на редакторский сбор: обычно это 15-17 человек, из которых в итоге 8-9 попадает в выпуск. На сегодняшний день довольно серьезная конкуренция, для регионального шоу мы прямо мучаем участников, зато получается держать качество.

Сложно было найти в нашем городе площадку для выступлений?

— С первой вечеринки мы делаем шоу в баре Black Doors, никаких проблем. Был еще пристрелочный концерт примерно спустя полгода после начала в ДК «Рубин», потом годовщина в концертном зале, и вот уже полтора года мы не делаем таких масштабных выступлений из-за пандемии. Как немного расколдовалалось все это - второй или третий месяц – начали делать в привычном для нас режиме по два выпуска в месяц.

А теперь расскажите немного о процессе создания ваших сольных стендап-концертов. Может быть, вы изучаете свежие инфоповоды, чтобы придумать актуальные шутки или вроде того?

— Стендап – это вообще правда и боль. Там нельзя рассказывать о том, что что-то где-то в мире происходит. Только если тебя это задевает, то можно об этом поговорить. Но меня не задевает, что происходит в мире, меня особо задевает то, что происходит в моей жизни. Анализирую то, что у меня болит. Есть тема, о которой я много пишу – у нас с женой не получается завести ребенка. По этому поводу рождается очень много юмора о том, как это происходит, как мы узнаем про болячки, как об этом разговариваем, как другие люди лезут к нам с вопросами: «А что у вас там с детьми?». Еще много пишу о смене работы. Например, я был радиоведущим, и у меня есть целый бит про радио – кто такой радиоведущий, почему это прикольно или не прикольно. То есть ты анализируешь, что происходит в твоей жизни, и пишешь юмор.

Супруга не обижается на то, что вы выносите часть вашей личной жизни на публику?

— Татьяна Викторовна чересчур умный человек, чтобы обижаться на какие-то шутки. Она понимает, что это шутки. Если я говорю о каких-то болях, то наоборот это высмеиваю и снимаю градус напряжения. Когда мы познакомились, Татьяна Викторовна уже понимала, что я за человек – постоянно «хи-хи» да «ха-ха».

А как вы познакомились?

— У нас был служебный роман. Мне нужно было организовать мероприятие в Сургуте, а Татьяна Викторовна работала в компании, которая занималась оформлением подобных мероприятий. Я был галантен, учтив и настойчив. И на тот момент я уже всем этим занимался, поэтому Татьяна Викторовна знала, на что идет. Да и я не позволяю себе какие-то гадкие или суперобидные вещи, у меня же нет задачи поругаться с любимым человеком – резко я не шучу. Есть какой-то художественный вымысел, когда Таня говорит: «Это не так!», но не более.

Как-то она даже закрывала наше шоу историй, рассказывая, как я пишу шутки, как репетирую в ванной. Она сначала думала, что я богу молюсь, а я просто готовлюсь к выступлению: шепчу интонации, проверяю какие-то блоки.

Фото предоставлено героем интервью

И все же что вы конкретно делаете, чтобы писать юмор?

— Всегда в режиме шутки, я это так называю. У меня есть заметка, которую веду каждый день. Например, если во время разговора мой друг пришел к какому-то умозаключению, и мне это кажется хотя бы забавным, обязательно запишу. Потом буду расписывать дальше - либо придумаю комедию положений, либо придумаю ему какой-то характер, либо что это вообще было не с ним.

А потом ты садишься со всеми своими заходами и допиливаешь их, начинаешь объединять в какие-то блоки. Допустим, есть 15 шуток про метро – делаю про метро. Пишешь в итоге порядка сотни шуток, потом идешь на открытый микрофон, который у нас в Омске проходит по воскресеньям, и проверяешь эти шутки на зале. Люди смеются – шутка хорошая, люди не смеются – шутка непонятная, плохая. Потихоньку убираешь, из 100 шуток оставляешь только 25 на определенную тему. Это один монолог на 8 минут, а для полноценного концерта нужно около десятка таких блоков.

Еще я работаю с разными авторами. Пишу заходы и улетаю с ними в Москву. Там мы с ребятами садимся и пишем дней десять. Есть еще редактор, которому я отправляю весь свой материал, и он мне тоже помогает собрать концерт, который мне самому понравится. Я же не могу просто выходить и шутки шутить – мне важно, чтобы это было не просто смешно, а чтобы зрители еще о чем-то задумались после концерта. Люблю делать так, чтобы люди уходили с вопросом, с открытым финалом.

По-вашему, что самое важное в импровизации с залом?

— Что юмор рождается здесь и сейчас. Это в два раза для людей ценнее. Когда они видят выступление, то не знают, ты ли эту шутку придумал, или ты и авторская группа, сколько это придумывали и так далее. А на импровизации ты выходишь и спрашиваешь у человека, какое у него самое важное событие недели произошло. И он говорит: «Я программист, потерял работу». И ты начинаешь «разваливать» тему про программистов, про трудоустройство, про то, какой у него нехороший начальник был. Тут же в зале спрашиваешь, у кого какие компании есть, и «находим» ему работу. То есть все это происходит здесь и сейчас, и именно это очень круто. Людям нравится, когда они чувствуют сопричастность. 14 мая мы будем делать концерт в Pushkin Pub, он будет называться «В основном импровизация». Там я как раз расскажу, как мне помогала в жизни импровизация, а потом перейду к общению с залом.

Посмотрела пару видео с вашими импровизациями и не могла не заметить, что довольно часто используете мат. Понятно, что конкретно это шоу 18+, но почему вы считаете, что материться на сцене уместно или может даже важно?

— Если ты готовишь монолог в телевизор, то странно там материться. Или если готовишь чистый концерт, то тоже понимаешь правила игры. В последнем таком большом выступлении у меня было совсем мало мата – раз 15-20 сматерился, и то там, где не убрать и это органично. А «Молчаново золото» - это такой формат, эгегей! Делаем это в дешевом баре, с дешевым алкоголем, и мы же так действительно разговариваем, не хочется, чтобы была какая-то пиханина. Нет смысла быть нарочито хорошим, я же в жизни ругаюсь матом.

Неужели без мата так сложно импровизировать?

— Важен темп и ритм, настрой и фонетика, количество гласных и согласных. Знаете, есть в репе понятие флоу – ощущение, что музыка «качает». Вот в шутке тоже есть определенный размер – там очень важен темпоритм. И маты очень в этом помогают. Если ты спросишь у девушки, кем она работает, и она ответит, что гинекологом, то «Ого» не вызовет такой реакции зала, как если скажешь: «Е***ь». Это проверено.

Не считаете, что это может отпугнуть некоторых людей? Особенно тех, кто пришел впервые.

— Наверное, может. Но я всегда спрашиваю в начале, кто против мата. И если человек говорит, что он против, то мы с ним как-то договариваемся. Допустим, находим стоп-слово на случай, если я буду сильно много матерится. Человек мне иногда его говорит, и это даже рождает какую-то комедию.

Да и в принципе люди, которые хоть немного знают про меня и мое шоу, понимают, что мы не будем обсуждать Моцарта и Сальери или поэзию девятнадцатого века. Мы будем говорить на приземленные жизненные темы. Если кому-то что-то не нравится – не ходи, не смотри. Можем вернуть деньги за билет, это вообще не проблема. Я ищу свою аудиторию, мне не нужны люди, которые ходят в театр, только чтобы сделать селфач, или благотворительностью занимаются. Мне не нужны люди из серии наших омских селебрити, которые пытаются что-то из себя корчить. Они приходят, и я разношу этих блогеров, которые сегодня на «БМВ», завтра на «Мерседесе», а послезавтра на «Киа». И все это они делают бесплатно, потому что им дали покататься. Это вызывает у меня чувство отвращения, я это стебу. Ко мне ходят люди, которые тру – нормальные ребята, не желающие из себя что-то изображать. Вот это мои люди.

Фото предоставлено героем интервью

А как вы понимаете, что шоу удалось, и зал очень круто вас принял? Смех и аплодисменты понятно, но вдруг есть какие-то более тайные знаки, которые очевидны только для самого комика.

— Шутка удалась, когда есть захлоп.

Это что такое?

— Когда люди не дают тебе сказать. Ты шутишь так, что люди аплодируют, ржут и не дают и слова вставить, потому что оно уйдет в смех. Это ни с чем не перепутать. Когда такое происходит, это называется «развалил». Я комик, и я понимаю, где просто аплодируют, потому что просто смешная шутка, а где прямо «животина» и их «разорвало». Это то, к чему мы стремимся.

Многие успешные в творческой среде люди перебираются в более крупные города, чем Омск. Почему вы остались?

— Просто так складывается жизнь, что пока я не уехал. Мне бы хотелось, в силу того, что здесь нет «Мосфильма», нет продакшенов, которые выписывают фильмы. Здесь есть отдельные ребята, как я, которые что-то пишут, но нет системы. Понятное дело, вся индустрия в Москве, но нет таких предложений из серии: «Сережка, приезжай, мы тебя здесь так все заждались». Надо отдавать себе отчет, что никто никого не ждет, и нет такого человека, как креативный продюсер ТНТ Слава Дусмухаметов, который был бы омичем.

А здесь у меня получается зарабатывать деньги, комфортно жить, общаться с друзьями, помогать родителям. Мне нравится Омск, здесь природа чудесная – я много в прошлом году был на природе, хочу поехать на Алтай этим летом. Если из Москвы это сделать сложно, то из Омска очень просто. И это все у меня не менее просто миксуется с работой, выступлениями, шоу историй и так далее. Если возникнет предложение, то я с огромной радостью уеду, но пока нет.

Считаете, что у Омска есть потенциал?

— Я считаю, что движа в Омске навели достаточно. Если на прошлый стендап фестиваль я ездил один из омичей, то в этом году мы поехали уже составом в шесть человек. Движняк идет, есть, куда сходить и что посмотреть, глобально веселиться можно. И потенциал есть, но понятно, что мы никогда не снимем кино, которое окажется на Первом канале или «ТНТ Премьер».

Что самое приятное в работе юмориста?

— Аплодисменты и смех. Верим мы или нет, но обмен энергией существует. Есть люди токсичные, которые из тебя забирают энергию, а есть люди приятные – от пяти минут разговора с которым становится дружно и весело. Когда люди смеются – это огромный заряд, на котором можно ехать долгое количество времени. Это питает меня. Я столько времени искал именно это, ведь были и предпринимательские загоны, всякие тендеры «Газпрома» выигрывали с Molchan Group Production с расчетом на то, что мы всех завоюем. Но это выжигало дико, а сейчас я чувствую, что делаю то, для чего рожден.

А что самое сложное?

— Заставить себя писать.

Бывает такое, что не идут новые шутки?

— Конечно, у всех же бывают дни, когда мы не хотим работать, ходим и прокрастинируем. Но через «не могу» садишься и начинаешь писать ассоциативный ряд на тему, выписывать шутки, отбирать их и потихоньку втягиваешься. Выступать не сложно – это наоборот кайф, а вот писать шутки, готовиться к выступлениям тяжело. Сидишь по восемь часов, чтобы получилось четыре минуты выступления.

Согласны с тем, что юмор – это навык?

— Когда люди начинают писать шутки, у них получается сперва криво, коряво и не смешно. Писать шутки – это такой же навык, да, как учиться писать, читать или считать. Чем больше ты пишешь шуток или текста, тем лучше получается. Даже если плохо написал, в любом случае - это полезно для тебя, как для автора.

Фото предоставлено героем интервью

Назовите три качества, без которых человеку никогда не стать комиком.

— Жизнерадостность, эрудированность и целеустремленность. Нужно радоваться жизни, много смотреть, читать и самое главное не сдаваться. Первый открытый микрофон будет отвратительным, это без вариантов. И первые 150 выступлений скорее принесут боль, чем удовольствие. Но маленькими шажками доберешься до первых ачивок [достижений - прим. «НО»]: первый смех, первый смех всего зала, первый респект от ведущего, первый «разрыв». Поэтому самое главное не пасануть, не сдаться, не послать все козе в трещину. Даже у опытных комиков есть выступления в звенящую тишину, в звук сверчка просто. Но понять, что ты пишешь не то, когда люди не смеются над твоими шутками, это тоже очень важно. Чтобы не было иллюзий.

Самое актуальное в рубрике: ПрофИнформ

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий