
Страх одиночества в «Пятом театре»
Третьего апреля в «Пространстве 25» «Пятого театра» состоится уже вторая премьера этой экспериментальной площадки - спектакль по мотивам романа Габриэля Гарсиа Маркеса.

Фото: Анна Шестакова
Напомним, «Пространство 25» было презентовано в феврале этого года. Площадка обещает показать театралам всё разнообразие жанров современного театра. Название площадки 25 родилось с простой ассоциацией - цифра два означает вторую сцену, пять - «Пятого театра», а 25 - условный возраст целевой аудитории площадки. Открывал пространство спектакль-перформанс в постановке Ксении Пещик. Эксперимент получился - зритель раскупает билеты.
Тот же успех обещает обрести новая постановка - ASMR-спектакль «Одиночество» по мотивам романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Режиссёр-постановщик - Денис Шибаев, драматург и куратор площадки - Екатерина Кулакова, исполнительница главной роли - актриса Ксения Огарь.
«Полвека с небольшим мы влюблены в величайший латиноамериканский роман «Сто лет одиночества». В этом произведении сказано всё о жизни человека, натуры страстной или скрытной, амбициозной или не очень, религиозной и суеверной, сильной или слабой. Секс, одиночество и смерть проходят через жизни каждого члена семьи Буэндиа. В рамках камерного спектакля методами новейшего театра мы постараемся воссоздать двоемирие магического реализма», - говорится в анонсе спектакля.
По идее «Пространство 25» расположено в фойе театра, но ASMR-спектакль «Одиночество» пока будет проходить на главной сцене. На неё и приглашают зрителей. Специальная аудиопартитура погрузит зрителя в состояние между сном и явью - для этого используются аудио- и визуальные триггеры, вкрадчивые интонации, которые расслабляют и позволяют зрителям испытать эффект мурашек.
«Это был единственный возможный вариант, чтобы поставить текст Маркеса. Иными существующими способами невозможно перенести на сцену магический реализм романа «Сто лет одиночества». Новый жанр ASMR-театра даёт возможность зрителю больше сконцентрироваться на собственных ощущениях. По сути, это будет такое внежанровое действо: нельзя говорить, что это пластический спектакль, и нельзя говорить, что это спектакль без артистов. Наш эксперимент - это синтез нескольких жанров, в основе которого лежит особый способ общения со зрителем через ASMR-эффект. Никуда не надо ходить, не надо вставать, ни за кого не надо говорить, не надо голосовать. Будет идеально заснуть в конце спектакля. Такой жанр в России не очень развит, его почти нет. Дело в том, что, когда возникла пандемия, театр начал искать новые способы жизни. В результате любого поиска театр эволюционирует и начинает пользоваться новыми технологиями», - рассказал Денис Шибаев.
Спектакль «Одиночество» будет длиться около часа. На сцене планируется всего 30 посадочных мест. Что любопытно, на первые два показа билеты уже распроданы. Третий показ состоится 20 мая, и зритель ещё успевает приобрести контрамарку. Возрастное ограничение спектакля 16+.
«ASMR - автономная сенсорная меридиональная реакция тела человека на некоторые триггеры. Мы здесь используем и аудио - спектакль в наушниках, и визуал. Поэтому Маркес и возможен в этом жанре. Что такое роман «Сто лет одиночества» - много персонажей, много историй. Мы просто выбрали одну линию и нанизали на неё внутренний сюжет. Изначально посыл ASMR-театра таков, что театр перестаёт быть стрессом для зрителя. Современный театр становится для многих стрессом, потому что идёшь и не знаешь, чего ждать: мат на сцене, танцующие голые люди - кому-то это просто не нравится. Сам жанр ASMR существует для того, чтобы зрителю было приятно находиться в этом моменте. Но такой театр существует не только ради приятных ощущений: мы исследуем Маркеса и определили для себя главную тему его романа как тему самого большого страха человека - страха одиночества. Работая над спектаклем, погрузились в эту тему, и процесс постановки стал для нас аутопсихотерапией», - рассказывает драматург.
Екатерина Кулакова признаётся: постановка этого спектакля - это в том числе её работа над своим страхом одиночества. В романе пять поколений, и каждый из персонажей живёт по определённому паттерну. Как выявили постановщики в процессе работы, этот паттерн - секс, одиночество и смерть.
«У Маркеса это всё очень поэтично. На соприкосновении быта и высших материй возникает его магический реализм. Наш адепт магического реализма - это Ксения Огарь, которая будет как актриса и как перформер создавать некое волшебное действие на сцене», - говорит Екатерина Кулакова.
В спектакле Огарь сыграет гадалку Пилар - рассказчицу, от которой зрители узнают увлекательные и магические истории о семи поколениях рода Буэндиа, основании города Макондо и угасании рода через сто лет. Отыгрывать сюжет Ксения Огарь не будет, это не моноспектакль. Актриса вовлечёт зрителя в ассоциативное действие, пока тот будет слышать в наушниках голосовые и звуковые эффекты.
«Мне всегда очень хотелось попробовать в спектакле немного разрушить четвёртую сцену и повзаимодействовать со зрителем. Режиссёр пошёл мне навстречу и разрешил это сделать. Там, конечно, будут присутствовать пластические вещи, и через эту пластику произойдёт общение со зрителями», - комментирует Огарь.
Что: ASMR-спектакль «Одиночество» (16+)
Где: Омский государственный «Пятый театр»
Когда: 20 мая
Стоимость: 350 рублей
Самое актуальное в рубрике: Охота впечатлений
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 4465
Самое читаемое