
Кто такой Скеллиг?
Визуальный восторг в омском «Арлекине».
Фото: Анна Шестакова
В конце марта в Театре куклы, актёра, маски «Арлекин» прошла премьера спектакля «Скеллиг». Для постановки пригласили режиссёра из Белоруссии Александра Янушкевича. В 2016 году спектакль «Толстая тетрадь», поставленный Александром Янушкевичем в Пермском театре кукол, стал лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска».
«Скеллиг» - это первый детский роман английского писателя Дэвида Алмонда, который вышел в свет в 1998 году. Книга получила широкий успех, на основе её сюжета был снят одноимённый фильм, а дальше пошли театральные постановки. Александр Янушкевич омским театром был выбран не зря. В его архиве уже есть постановки по произведениям Дэвида Алмонда. И его работу в омском театре, несомненно, ждёт зрительское внимание.
Спектакль рассчитан на возрастную категорию 12+. Хороший подростковый спектакль - это редкость, но ещё большая редкость - это его современная форма. За визуальное оформление спектакля отвечала лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяна Нерсисян. Сценография определяет атмосферу спектакля и является его главным достоинством.
Декорации выглядят супрематично. Из трёх асимметричных помостов на колёсах режиссёр мастерски собирает как кубик Рубика мизансцены, кардинально отличающиеся друг от друга. Взгляд зрителя не задерживается на одной картинке более пяти минут, только зритель всё увидел и погрузился в атмосферу - режиссёр её тут же меняет. Главный помощник режиссёра в создании атмосферы - точно выставленная световая партитура и музыкальное сопровождение, написанное Андреем Евдокимовым. Учитывая, что композитор работал удалённо, стоит отметить его давнее знакомство с режиссёром - постановщики понимают друг друга без личного присутствия.
Самих кукол, кроме главного героя - Скеллига, мы не увидим. Персонажи, которых играют актёры, это цветные плоские фигуры. Повествование идёт в форме комикса, зритель будто листает картинки одну за одной. Тёмная атмосфера декораций и яркость анимешных 2D-персонажей начинают взаимодействовать друг с другом. Плюс актёры работают живым планом, и опять получается кубик Рубика, пёстро крутящийся у нас на глазах. Постепенно у зрителя появляется вопрос: а соберётся ли этот кубик?
Несомненно, эксперимент Янушкевича и «Арлекина» удался, спектакль затягивает. История Алмонда не пересказывается и не иллюстрируется, а подаётся зрителю интуитивно, на уровне эмоций. Александр Янушкевич выбирал актёров онлайн в связи с пандемией. На главные роли были утверждены Виктор Капустян (Майкл) и Анна Курочкина (Мина). Майкл - 12-летний парень, столкнувшийся в подростковом возрасте с серьёзными проблемами, которые никто в семье не помогает ему решить, потому что родители не справляются с болезнью новорождённой дочери - сестры Майкла, они даже не дали ей имя. Мина - новая знакомая Майкла, она аутсайдер, ей хочется дружить, но Мина не может довериться людям. Она пытается быть дерзкой, выставляя напоказ свою необычность, но в то же время девочка-подросток травмирована своей отчуждённостью от общества.
И здесь встаёт главная проблема спектакля. Оба персонажа сложные в своих характерах. И если Анна Курочкина, очевидно, находится в поиске своей героини, то Виктор Капустян этот поиск словно даже не начинал. Можно поставить это в вину режиссёру, но столь короткий срок для постановки просто не дал уделить время проработке. Капустян не справляется со своим персонажем. Майкл должен метаться от отчаяния, бороться со своими потребностями ради больной сестры, пытаться влиться в весёлую школьную компанию, страдать от невнимания родителей, но одновременно пытаться их понять. Литературный герой многогранный и сложный и должен вызывать эмпатию у подростковой аудитории, чтобы каждый юноша и девушка увидели свои внутренние боли. Однако Майкл в исполнении Капустяна бледен, шаблонен, а в моментах отчаяния попросту выглядит капризным ребёнком, не вызывая ни сочувствия, ни жалости. В конце спектакля Майкл, не перешагивая никаких препятствий, остаётся таким же, так как это обстоятельства подстроились под него, а не он справился с ними.
Другая проблема в том, что Капустян и Курочкина, которые должны находиться в контакте, играют каждый какую-то свою историю, не попадая друг в друга ни словом, ни эмоцией. Отсутствует подтекст. По сути, история их отношений задушена, и в итоге зритель видит красивую, интересную картинку с разноплановым повествованием, но сопереживание ему недоступно. Потому что сопереживать некому. Разве что родителям больной девочки. Сцена диалога Отца (Дмитрий Войдак) и Матери (Марина Солдатова) проработана до мелочей. Тревога взрослых людей, которые волнуются за детей, за дом, за своё бедственное положение, передаётся в зал благодаря опыту и таланту актёров.
Замечательно выглядят сцены школьного урока и перемены. Актёры Александр Галахов (Лики), Алексей Горбунов (Кут), Роман Шуников (Учитель) находятся на своём месте. Они оживляют действие, погружая в заданную атмосферу. К сожалению, неясна роль Учительницы (Марина Зеня), которая вроде как пытается выяснить тревогу Майкла, но это безликие попытки, которые на драматургию никак не влияют.
И, наконец, Скеллиг, который у каждого свой. Кто это? Кого находит Майкл на чердаке и верит, что умирающее нечто может излечить его сестрёнку? Он ангел или некий дух этого старого дома, куда переезжает семья Майкла. Пожалуй, Скеллиг единственный, кто вызывает должную эмоцию у зрителя. Сначала жалость, а под конец спектакля даже любовь, несмотря на отталкивающий вид этого персонажа.
В Омске Дэвид Алмонд ставится впервые. Ранее был только эскиз «Мой папа - птиц» в Омском ТЮЗе. Эскиз готовил режиссёр Олег Христолюбский. К сожалению, по непонятным причинам театр не взял материал в разработку, хотя зрителю он пришёлся по душе. Зато «Арлекин» экспериментировать не побоялся, и текст Алмонда уверенно зашёл на сцену Большого зала театра кукол. Несмотря на огрехи драматургии, спектакль будут смотреть и заслуженно восхищаться им.
Что: спектакль «Скеллиг» (12+)
Где: Омский государственный театр
куклы, маски, актёра «Арлекин»
Когда: 1 мая
Стоимость: 200-400 рублей
Самое актуальное в рубрике: Охота впечатлений
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 6846
Самое читаемое




















