
Золотая маршрутка
Часть омских перевозчиков подняли стоимость проезда и отказались от льготных тарифов.

Новость о том, что некоторые частные перевозчики с 15 мая выставят единый для всех категорий пассажиров ценник аж в 30 рублей, вначале появилась на омских новостных сайтах. А затем эту информацию подтвердили и в мэрии. В минувшую пятницу на прошедшем для СМИ брифинге и. о. директора департамента транспорта Вадим Кормилец рассказал, что с 28 по 30 апреля в адрес департамента транспорта, а также МП г. Омска «Пассажирсервис», пришли соответствующие уведомления от частных перевозчиков, причём ранее о намерениях поднять тариф они не заявляли.
«Подобные бумаги поступили только от тех предпринимателей, которые входят в СРО «Омские перевозчики». У нас есть уведомления от 29-ти из 48-ми частных перевозчиков», - заметил он. Чиновник добавил, что не все предприниматели, работающие на этом рынке, решили повысить тариф. Например, не стала делать этого группа компаний «Автодор». А некоторые предприниматели, ранее подавшие уведомления о повышении стоимости проезда, передумали делать это, после того как поднялась шумиха в социальных сетях.
Здесь стоит вспомнить, почему такая ситуация вообще стала возможной. По федеральному закону № 220, который регулирует работу общественного транспорта, существуют два вида перевозок - по регулируемому и по нерегулируемому тарифам. Регулируемый тариф утверждают либо органы местного самоуправления, либо органы госвласти. В Омской области перевозчики защищают свои тарифы в Региональной энергетической комиссии Омской области (РЭК), показывая для этого свои доходы и расходы. То есть регулируемый тариф позволяет видеть всю экономику предприятия. Этот тариф защищает пассажиров - в течение утверждённого периода его действия перевозчик не вправе менять стоимость проезда, также он берёт на себя обязательства по перевозке льготных категорий граждан: студентов, школьников, пенсионеров. На таких регулируемых тарифах работает весь муниципальный транспорт города, а также ряд частных перевозчиков.
Сегодня в городском реестре находится 135 маршрутов, и регулируемых уже больше, чем нерегулируемых: 68 против 67. Но так было далеко не всегда - буквально год назад маршрутов с нерегулируемым тарифом существовало намного больше. Главная особенность нерегулируемого маршрута в том, что перевозчик самостоятельно устанавливает размер стоимости проезда, а также в любой момент может его поменять. Кроме того, уже упомянутый федеральный закон не преду-сматривает для таких перевозчиков обязанности принимать карты льготников, а также использовать безналичный расчёт.
«В 2019 году с такими перевозчиками была достигнута договорённость о том, что они на добровольной основе приобретают терминалы, заключают соглашение с МП «Пассажирсервис» и используют безналичную форму оплаты с предоставлением всех льгот. В октябре 2020 года часть перевозчиков подняли стоимость проезда при безналичном расчёте с 25 до 27 рублей. А в конце апреля этого года пришли уведомления о том, что с 15 мая плата будет единой для всех, в том числе и для льготных категорий граждан: студентов, школьников, пенсионеров - независимо от способа оплаты. То есть это решение затронет самые социально незащищённые категории. Для понимания: в месяц затраты на проезд одного школьника увеличатся на 352 рубля, или на 36 процентов. А если в семье двое детей-школьников?» - сказал Вадим Кормилец, добавив, что расценивает это действие частных перевозчиков как демарш.
Что движет самими перевозчиками, узнать не удалось - руководитель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян для комментариев был недоступен. По словам замдиректора профильного департамента Игоря Кожухова, в своих уведомлениях частники о причинах такого решения не упомянули - закон и не обязывает их делать это. «Однако устно прозвучало только одно: средств не хватает», - заметил Кожухов. Между тем рецепты сокращения расходов давно известны. Так, присутствовавший на брифинге замдиректора ГК «Автодор» Александр Бакалов пояснил, что им удалось сдержать рост тарифов за счёт приобретения новых автобусов, которые работают на газе, а значит, уменьшить расходы на топливо и запчасти. Искали ли альтернативные пути инициаторы повышения или предпочли попросту стричь с населения деньги?
Как бы то ни было, но с 15 мая стоимость проезда во многих маршрутках (список на странице 2) и для старого, и для малого повысилась до 30 рублей: что по банковской карте, что по проездному «Омка». Благо последние, как и транспортные карты льготников (которые выдаёт областной минтруд), пока ещё принимают.
Хотя в прошлую пятницу представители департамента транспорта не могли сказать: не откажутся ли взбунтовавшиеся частные перевозчики от безналичной формы оплаты, не уйдут ли снова в серый сегмент рынка? Впрочем, пассажирам придётся платить больше в любом случае, а что это такое, многие уже почувствовали на своей шкуре. «Хорошо тем, у кого на остановке есть возможность выбирать - маршрутка или автобус, а если такой возможности нет? У нас муниципальный транспорт не ходит, и мы просто поставлены перед фактом, что будем платить больше. А ведь таких микрорайонов в городе немало!» - рассуждает наша читательница Наталья Николаевна.
Впрочем, в департаменте транспорта пообещали уменьшить негативные последствия от демарша перевозчиков. Как заявил и. о. директора департамента, на тех направлениях, где частники повысили стоимость проезда и где ранее не работал муниципальный транспорт, отныне он появится (подробнее об этом на странице 2).
По задумке муниципальный транспорт, где сегодня действуют социальные тарифы, на этих направлениях будет теперь отбирать часть пассажиров у частников. То бишь последние своими действиями вместо повышения доходов добьются обратного эффекта. Так что, может быть, что ни делается, всё к лучшему. Как говорится, поделом.
«Ваш ОРЕОЛ» уже писал о том, что после того как в Омске на очень многих маршрутах, в том числе и в отдалённых микрорайонах города, стали работать исключительно маршрутки, департамент транспорта сделался заложником частных перевозчиков. С ними нужно было договариваться, а порой и идти на уступки, так как возить жителей данных микрорайонов надо, а подвижного состава в пассажирских предприятиях было недостаточно, чтобы закрыть потребности на всех маршрутах. Конечно, ситуация сегодня кардинально не изменилась, но раз департамент транспорта говорит о том, что готов выделить дополнительные единицы на ряд маршрутов, значит, готов решать эту проблему. Кроме того, в департаменте понимают, что свести на нет подобные ситуации можно только путём перевода всех городских маршрутов в разряд регулируемых. А вот это, по словам Вадима Кормильца, случится не ранее чем через год - после того как будет разработана новая маршрутная сеть.
«Ваш ОРЕОЛ» будет следить за развитием событий.
Легенда о городе-саде
Читатели обсуждают материалы «Вашего ОРЕОЛА».
В частности, больше всего откликов пришло к нам на прошлой неделе на материалы о вырубке деревьев и посвящённую в том числе и этому вопросу колонку нашего колумниста Юлии Стрельской.
«Огромное спасибо автору, умница, всё пишет в точку! - выразила своё мнение наша постоянная читательница Людмила Сергеевна. - Увы, стал легендой цветущий когда-то город-сад. Побольше бы таких неравнодушных людей, как Юлия!»
«Почему «похудела» газета?» - спрашивает нас читательница Валентина Сергеевна. Отвечаем: в сокращённом формате выходили два праздничных номера, сейчас «Ваш ОРЕОЛ» снова выходит на 32-х страницах.
Самое актуальное в рубрике: Общество
Больше интересного в жанре: Доска непочета
Просмотры: 27542
Самое читаемое