Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

26 мая 2021 07.30

«Если сейчас в кофейне человеку станет плохо, сможем мы ему помочь?» - автор проекта «Спасти жизнь может каждый»

В очередном выпуске авторской рубрики Андрея Бема «Деньги есть» врач Александр Горбенко, который выиграл грант, чтобы обучать школьников оказывать первую помощь.

«Если сейчас в кофейне человеку станет плохо, сможем мы ему помочь?» - автор проекта «Спасти жизнь может каждый»

Александр Румянцев

Саш, твой проект называется – «Спасти жизнь может каждый!». Название хоть и говорящее, и тем не менее, хотелось бы подробнее узнать, чем ты планируешь заняться в рамках реализации этого грантового проекта.

- Мы будем обучать учеников 10 и 11 классов школ города Омска навыкам базовой сердечно-легочной реанимации.

Не каждый из нас обладает медицинским образованием, поэтому давай расскажем, что подразумевает под собой сердечно-легочная реанимация?

- Собственно, все кроется в самом названии. Сердечно-легочная реанимация проводится при внезапной остановке кровообращения, посредством воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Если мы говорим про сердце, то это компрессии грудной клетки, которые каждый из нас неоднократно видел в голливудских фильмах, а если про дыхательную систему, то это искусственная вентиляция легких или, как говорят в народе, искусственное дыхание.

Можно сказать твой проект нацелен на то, чтобы молодежь обучалась базовым навыкам оказания медицинской помощи людям, которые перестали дышать или у них остановилось сердце...

- Да, но я тебя поправлю. Это происходит у взрослого человека одновременно. Останавливается сердце и пациент перестает дышать.

Хорошо, правка принимается. Зачастую социальные проекты идут от проблемы, которую человек стремится решить, либо от большой любви к делу, которым занимается потенциальный грантополучатель. Расскажи, как тебе пришла идея реализовать этот социальный проект?

- Начну с того, что изначально мы создали сборную команду Омского государственного медицинского университета по экстренной и неотложной медицинской помощи «Siberian Help». Нашей главной целью было организовать свое небольшое студенческое комьюнити для участия в олимпиадах по медицине критических состояний. Дружной компанией мы совершенствовали свои компетенции в данном вопросе и на сегодняшний день наша команда включается в себя не только студентов. Я и мои коллеги уже врачи, но мы продолжаем развивать это направление.

Если же говорить про боль, то мы – студенты медицинского ВУЗа часто сталкиваемся с тем, что люди не умеют правильно оказывать первую помощь. Даже если мы обращаемся к Уголовному кодексу Российской Федерации, то в нем есть статья: «Оставление в опасности». Чисто технически это подразумевает, что человек просто должен вызвать скорую помощь и дождаться ее, но мне кажется, что в этом есть нечто большее, чем просто нормативно закрепленная обязанность. Все-таки в современном гражданском обществе человек должен чувствовать себя в безопасности. Каждый из нас должен быть уверен в том, что в критический момент окружающие его люди смогут правильно вызвать скорую и оказать первую помощь до приезда врачей. Вот представь, сейчас в этой кофейне человеку резко стало плохо, ты сможешь вызывать скорую?

Ну, для начала звоним по номеру 112.

- Хорошо, что и как ты будешь говорить?

Первым делом скажу наш адрес.

- Шикарно. Дальше.

Осмотрю человека, назову внешние признаки недомогания, а также спрошу последовательность действий, которые мне необходимо совершить до приезда скорой помощи.

- Все супер! Ты начал с правильного пункта – назвать адрес. Многие нас спрашивают, почему в первую очередь нужно говорить свое местоположение, а не информацию о самом пострадавшем? Все дело в том, что в случае, если связь оборвется, диспетчер хотя бы будет знать, куда необходимо отправить бригаду для оказания медицинской помощи, а это для нас является самым важным. В целом твои умозаключения верны, но, к сожалению, немногие люди без медицинского образования так рассуждают и это боль.

Если мы обратимся к статистике, то ежегодно у каждого 500 жителя нашей страны, происходит внезапная остановка кровообращения и ему требуется проведение сердечно-легочной реанимации. Если перенести эти данные на ту же школу, то получится, что в среднем 2-3 людям из числа обучающихся и сотрудников в течение года потенциально может потребоваться сердечно-легочная реанимация. При этом среди людей без медицинского образования лишь 3% в теории знают, ну или догадываются, как проводить сердечно-легочную реанимацию. Когда все доходит до навыков, то никто не может эффективно оказать помощь. Проблема? Проблема! На практике же все решается элементарно.

И как же?

- Знание алгоритмов оказания первой помощи и отработка навыков. Поэтому в рамках нашего проекта мы не только читаем лекции для молодых ребят, но и на практике с помощью специальных манекенов обучаем их навыкам оказания первой помощи. На отработке навыков мы делаем основной упор в нашей образовательной программе.

Слушай, я абсолютный дилетант в медицине, но сможет ли выпускница в возрасте 16–17 лет в силу своих физических возможностей на практике провести сердечно-легочную реанимацию?

- В целом, да. Это же обычная биомеханика. Ты можешь наклониться, сместить рычаги, потому что человек осуществляет компрессии не руками, а всем телом. Это примерно то же самое, когда люди думают, что боксеры работают только руками, но это ведь не так.

С точки зрения биомеханики бесспорно, но по рассказам твоих коллег даже взрослые мужчины с трудом могут выдержать 5 минут этой непрерывной работы.

- Да, это очень сложно. Отработать даже две минуты в таком темпе не просто, поэтому реанимация в идеале должна проводиться хотя бы двумя людьми. Кстати, мы будем учить школьников работать в парах, потому что при такой работе есть свои нюансы.

Вопрос, который вытекает из предыдущего, почему в качестве целевой группы проекта вы выбрали учеников 10–11 классов? Ведь с точки зрения социального проектирования работать с несовершеннолетними в разы сложнее, чем со студентами 1-2 курсов.

- Тут несколько причин. Во-первых, мы рассматриваем наш проект, как вклад в подрастающее поколение. Ведь они могут быть потенциальными «спасателями» более длительное время. Во-вторых, обучение базовой сердечно-легочной реанимации входит в стандарт обучения в старшей школе. Таким образом, мы никак не нарушаем образовательный процесс, что для нас является очень важным фактором. Мы можем проводить наши занятия на уроках ОБЖ или физической культуры, чтобы это легко встраивалось в учебный план. В-третьих, это уникальная возможность для масштабирования.

Предлагаю этот тезис раскрыть подробнее.

- Смотри, не все выпускники выберут для поступления омские вузы. Следовательно, обучив ребят здесь, мы сформируем пул людей, которые с этим опытом разъедутся за пределы Омска. Таким образом, наш проект может быть потенциально полезным для десятка городов нашей необъятной страны.

Насколько я знаю, ваша команда еще до реализации своего проекта, настолько плотно погрузилась в вопрос, что собрала статистику, сколько молодых людей в Омской области владеют навыками первой медицинской помощи.

- Да. Сначала мы изучили научную литературу. Согласно имеющимся данным, порядка 4% людей, не связанных с медициной, смогут оказать неотложную помощь. Мы же решили провести свой опрос среди студентов первых курсов омских вузов. Так, из 400 респондентов лишь 3% в теории знают, как правильно оказать первую помощь. На этом мы не остановились. Дальше наша команда собрала пилотную группу из 30 человек на мастер-класс, где ребятам было предложено продемонстрировать свои теоретические знания на специальном манекене. Из них в критической ситуации ни один не смог бы спасти человека.

Вот, смотри, к тебе вопрос. Ты проводишь сердечно-легочную реанимацию, какой ты ждешь результат?

У человека должен появиться пульс и дыхание, как мы выяснили в самом начале нашего интервью.

- Да, но все думают, что пациент после сердечно-легочной реанимации должен, как в фильме проснуться, но на самом деле все не так. Если человек после оказания ему помощи придет в чувства, то это будет колоссальная победа. Главная же задача человека, который оказывает помощь, сохранить жизнь пострадавшему до приезда скорой помощи. По факту ты даришь человеку шанс на жизнь, потому что без твоих действий его практически нет.

Ты выиграл грант в 2020 году. В какой стадии реализации находится проект на данный момент и помешал ли вам коронавирус?

- Начну отвечать со второго вопроса. В том, что с нами случилось, есть свои плюсы, и свои минусы. С одной стороны из-за коронавируса была большая вероятность, что мы вообще не сможем реализовать проект. Когда весной 2020 года все сели на самоизоляцию, то нам в силу нашей медицинской специальности сразу стало понятно, что ближайшие два года нас могут ждать серьезные ограничения при проведении массовых мероприятий. К тому же образовательный процесс в школах также был в дистанционном режиме, что никак не было нам на руку. С другой стороны коронавирус дал возможность всем желающими участвовать в грантовых конкурсах заочно. Так получилось, что большая часть команды проекта оканчивала 6 курс, и нас летом ждали не форумы с грантовыми конкурсами, а государственные экзамены и врачебная аккредитация. Вполне вероятно, что если бы такой возможности у нас не было, то и грант мы, скорее всего, не выиграли.

Теперь вернемся к первому вопросу. Мы выиграли грант в сентябре 2020 года, а узнал я об этом на свадьбе своего хорошего друга, поэтому в один день у меня было целых две радости.

Первые проблемы у нас возникли, когда мы столкнулись с тем, что коронавирус затронул не только социальную сферу, но и экономическую. Доллар сказал нам: «Привет» и резко полетел вверх. Почему для нас это было важно? Наше оборудование было подвязано на иностранную валюту, а оплату мы производили по курсу Центрального Банка в день оплаты. Это была настоящая подстава!

На данный момент мы уже успешно проводим мастер-классы в школах, поэтому можно смело сказать, что большая часть запланированных по гранту мероприятий осуществлена. Мы получаем огромную положительную обратную связь от старшеклассников и администрации школ, убеждаясь лишний раз в том, что проблема действительно злободневная и актуальная.

Что же такого вы заложили в смету, чего не получилось найти у российских поставщиков?

- Две основные позиции, составляющие 90% сметы, это два автоматических наружных дефибриллятора (АНД) и 10 специальных манекенов для наших практических занятий, а все остальные расходники мы купили в России.

Правильно ли я понимаю, что в рамках проекта вы планируете также обучать ребят пользоваться автоматическими наружными дефибрилляторами?

-Да.

В рамках своего проекта вы поднимаете еще одну очень важную тему – отсутствие в общественных местах наружных дефибрилляторов. В нашем городе лично я сталкивался с ними только в спортивном комплексе «Арена Омск». Как ты относишься к этой проблеме?

- Такая проблема однозначно существует. Насколько я знаю, на сегодняшний день в Омске АНД есть только в ТЦ «Мега» и в Аэропорту, но я могу ошибаться. Кстати, в международной практике есть даже челлендж, в рамках которого необходимо находить дефибрилляторы и выкладывать фотографии, рассказывая, о том, где они расположены в общественных местах. Может быть, ты слышал, что в Европе дроны по точной геолокации могут доставить аптечку или дефибриллятор человеку, пока он ждет скорую помощь. Нам же пока необходимо начать с того, чтобы оборудовать АНД общественные места. Для нашей страны это будет большой шаг вперед в этом направлении.

АНД – идеальное устройство. В чем его суть? Ты его открываешь, и само устройство говорит пошаговый алгоритм твоих дальнейших действий. Если разряд не нужен, то АНД подскажет тебе и это. Таким образом, абсолютно любой человек, который не понимает в медицине от слова «совсем», но обладает базовыми знаниями и навыками, сможет оказать первую помощь. Хотя, безусловно, есть пару нюансов. Например, нельзя прикасаться к пострадавшему, когда АНД оценивает ритм, потому что дефибриллятор может оценить твой ритм, а не пострадавшего. Ну, и, конечно, главное правило: никто не должен прикасаться к пострадавшему во время разряда, иначе количество пострадавших увеличится вдвое.

В рамках проекта «Деньги есть» мы спрашиваем у гостей о том, какую сумму грантовой поддержки им удалось получить. На сегодняшний день в нашем импровизированном банке 2 240 000 рублей. Каков будет твой вклад?

- 840 000 рублей ровно.

Как победитель грантового конкурса «Росмолодежи», какие бы три совета ты дал тем, кто только планирует попробовать свои силы в социальном проектировании?

- На самом деле советов может быть гораздо больше. По моему мнению, главный – не бояться. В твоей голове может быть стопор, что деньги выделяют только другим, и это все происходит в Москве, а не в Омске. Если горишь – делай!

Второй мой совет будет полной противоположностью первому, но, действительно, важно уметь критически оценивать свой проект. Иногда импульс идеи может затмевать объективную реальность. Такого быть не должно. Очень здорово, если в вашей команде будет локальный хейтер, чтобы он мог своими правильными вопросами приземлить мечтателей на землю.

Наконец, научитесь излагать свои мысли. Например, почему мы не выиграли грант с первого раза? В голове у нас было то, что от нас хотели услышать, но в заявке мы об этом не написали, потому что для нас эти мысли представлялись само собой разумеющимся. Помните, что эксперты имеют право не быть профессионалами в вашей сфере, поэтому важно расписать свой проект так, чтобы его смысл был понятен с первого раза абсолютно любому читателю.

Самое актуальное в рубрике: Деньги есть

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий