
А если бы потопили?
Во время прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным вполне ожидаемо прозвучал вопрос о недавнем вооружённом конфликте в Чёрном море с участием английского эсминца «Дефендер» и российских пограничников.
Британский корабль углубился на 3 километра в российскую 12-мильную пограничную зону в районе Крыма, то есть нарушил государственную границу России. После многократных предупреждений по радио, которым не внял капитан эсминца, наш сторожевик открыл предупредительный огонь по курсу английского корабля. Стреляли аккуратно, согласно видеозаписи слышно, что капитан сторожевого корабля, давая команду артиллеристам по наводке на цель и определяя ориентиры стрельбы, включил в её текст слова «Исключить попадание в «Дефендер». А затем, спустя девять минут, для непонятливых англичан ещё и российский фронтовой бомбардировщик Су-24М провёл предупредительное бомбометание, положив по курсу корабля четыре бомбы ОФАБ-250. Это неуправляемые осколочно-фугасные бомбы весом в 266 кг каждая, то есть ещё более тонны аргументов предъявили российские пограничники нарушителям границы. «Дефендер» быстро удалился в нейтральные воды.
Владимира Путина спросили, насколько был опасен данный конфликт. Не мог ли этот случай поставить мир на грань новой мировой войны? Президент ответил: «Даже если бы мы потопили этот корабль, мир не оказался бы на пороге мировой войны». Наверное, можно согласиться с таким ответом: в мировой истории бывали подобные случаи, но войны не начинались. Однако последствия отдельных конфликтов во многом зависят от всей международной обстановки в мире и от отношений между сторонами конфликта. И если обстановка относительно спокойная и не напряжённая, то отдельное столкновение всегда можно безболезненно урегулировать, не допуская дальнейшего обострения. Но если между странами или военными блоками обстановка напряжённая, то здесь риски возникновения войны возрастают многократно. Тут тоже можно привести много примеров из истории. Первая мировая война вспыхнула после покушения серба на австрийского эрцгерцога, а в итоге в ней принимали участие 38 стран. В её разгар про этого герцога уже все забыли. А Вторая мировая началась якобы после нападения поляков на немецкую радиостанцию в Глайвице. В ней участвовало 73 страны, и про Глайвиц мало кто вспоминал. Таким образом, сам по себе вооружённый конфликт между государствами может быть на первый взгляд не очень масштабным, но вот тот фон, на котором он случился, - это намного важнее. Если отношения напряжённые, то даже небольшая перестрелка на границе может привести к эскалации конфликта и перерастанию его в войну. А отношения России со странами блока НАТО сейчас не очень хорошие, в такой обстановке даже незначительные провокации могут привести к беде. Поэтому явно не стоило англичанам испытывать терпение российских пограничников и властей. Потом говорить, что мы, мол, вовсе не хотели войны, будет поздно.
Александр Минжуренко
Кандидат исторических наук, депутат Государственной думы 1-го созыва, дипломат. В прошлом полномочный представитель президента РФ в Омской области, представитель МИД в Омске и советник посольства РФ в Армении (2006-2011 гг.).
Самое актуальное в рубрике: Общество
Больше интересного в жанре: Политинформация
Просмотры: 1514
Самое читаемое
Новости от партнеров




















