
Кто уберёт на контейнерной площадке?
Эксперт Александр Лихачёв продолжает цикл публикаций, посвящённых мусорному вопросу.
(Продолжение, начало в № 26.)
Сегодня мы начинаем последнюю часть цикла публикаций о разделении обязанностей по оборудованию и содержанию контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и прилегающей к ним территории. Границы этой территории в каждом поселении установлены Правилами благоустройства (в городе Омске это Решение Омского городского совета № 45). Полагаю, что все читатели поняли общую логику федерального законодателя и Верховного суда РФ: чья земля под площадкой - тот и отвечает за имеющуюся ранее (на момент составления реестра) площадку. В городе Омске и муниципальных районах в абсолютном большинстве случаев это местная администрация поселения - города, села.
Кто на новенького
Что касается вновь построенных и планируемых площадок - здесь отвечать за оборудование и дальнейшее содержание будет тот, кто её строит, даже если УК или магазин строят на земле муниципалитета. Так происходит потому, что площадки строят не самоуправно и хаотично, а на основании так называемого постановления № 1300. Участок под помойкой берут в пользование, и на период нахождения там площадки - хоть 49 лет - этот участок находится уже не у муниципалитета, а по договору в пользовании УК, ТСЖ, ЖСК, коммерческого предприятия. Так что с них и спрос.
Вообще на каждой площадке согласно пункту 80 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Омской области, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 14 февраля 2020 года № 11, должен быть щит:
«80. Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КГО в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, обязано обеспечить на таких площадках размещение информационного щита со следующей информацией:
1) о собственнике контейнерной площадки;
2) о владельце (пользователе) контейнерной площадки с указанием ответственного лица за её содержание;
3) о региональном операторе и операторе по обращению с ТКО;
4) график и время вывоза ТКО;
5) об обслуживаемых объектах потребителей (многоквартирных и жилых домах, юридических лицах);
6) о запрещённых действиях на контейнерной площадке и информацию для владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры.
Данные предоставляются с указанием почтовых, электронных адресов и телефонов представителей ответственных организаций, а в информации о юридических лицах и (или) индивидуальных предпринимателях указывается сокращённое наименование юридического лица, фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя».
Безымянные помойки
Но где вы видели такую табличку, особенно график? В городе их почти нет. Собрались на прошлой неделе по данному вопросу в СРО управляющих организаций на совещание руководители крупных УК города во главе с Олесей Зиновьевной Воропаевой и Оксаной Владимировной Севастюк, заместители глав округов и руководство департамента городского хозяйства во главе с Николаем Дмитриевичем Машковым. Рассказываю об этом, чтобы не думали, что мы совсем ничего не предпринимаем - мы тоже в своём кругу обсуждаем эти вопросы и смотрим, как сделать лучше. На совещании представители УК начали на «Магнит» наезжать с графиками. Но регоператор, это я как советник
генерального директора говорю, готов дать на любую площадку данные, только делайте информационные щиты. В городе графики давно устоялись, в райцентрах тем более, мы давно дали в администрации все графики.
А не делают щиты по одной причине. Так как абсолютное большинство площадок юридически принадлежит администрации, ей установка щитов невыгодна - там же ответственного надо указать, народ начнёт звонить и требовать. Если бы отвечали УК с ТСЖ или жильцы, так давно пришли бы проверяющие и впаяли штраф, а когда в ответе администрация - сами себя не наказывают. Даже в бюджет эти информационные щиты никто не включал, хотя приказ действует с февраля прошлого года.
За что с хозяина спрос
Чтобы закончить эту тему, напомним, что должен делать хозяин площадки согласно опять же этому Порядку накопления (приказ № 11):
«75. Собственники контейнерных площадок, либо по их поручению и за их счёт лица, с которыми заключён соответствующий договор, осуществляют:
1) своевременную уборку территории контейнерной площадки и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием и рядом с ней (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер);
2) контроль за свободным подъездом к контейнерной площадке;
3) приобретение и содержание в исправном состоянии (покраска, ремонт) контейнеров и бункеров (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других лиц) без переполнения и загрязнения контейнерной площадки и прилегающей к ней территории;
4) дезинсекцию и дератизацию контейнерной площадки, дезинфекцию и мойку контейнеров.
При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, обязанность по осуществлению которой возложена на регионального оператора».
Как сделать, чтобы не надули
Поэтому моё резюме. На месте потребителя первое, что бы лично я сделал после прочтения этого материала, - написал в свою окружную или сельскую администрацию письмо. О том, что мой дом обслуживается такой-то контейнерной площадкой и такой-то площадкой для КГО (напомним, они не всегда совмещены), а информационного щита нет, просим разместить в разумные сроки. И произойдёт волшебство. Через месяц примерно щит появится - так как срок ответа месяц, а впрямую нарушать закон никто не будет, вдруг вы в следующий раз прокурору напишете.
Вторая важная рекомендация из сегодняшнего материала - ни в коем случае не вестись, когда администрация округа, поселения или УК в силу малограмотности или запуганная местными властями будет требовать испросить у администрации по постановлению № 1300 участок под контейнерную площадку. Напомним, постановление № 1300 - это вообще очень хорошее постановление, по которому любой многоквартирный дом решением собрания может попросить у администрации любой прилегающий участок земли для нужд благоустройства: чтобы оборудовать парковку, сквер, детскую площадку и так далее. Плату за пользование не берут. Только каждый год нужно будет просить продлевать. Теоретически это можно оформить сразу на пять лет, но тогда нужно идти в Росреестр регистрировать, на что времени и денег нет.
Но в данном конкретном случае чиновники хотят в очередной раз вас надуть. Дело в том, что сейчас за площадки отвечают они, а когда вы оформите площадку себе в пользование по этому 1300-му постановлению, то будете отвечать вы. Во-первых, заплатите за оформление бумаг, в частности, нужно официально сформировать участок, заказать межевание у кадастрового инженера, но главное - потом будете за свой счёт делать всё то, что выше описано, начиная от информационного щита.
Навязать нельзя
Житейски администрацию города и администрации округов понимаю. Как раз сейчас они разослали по управляющим организациям письма с жёстким предложением оформить площадки за домами по постановлению № 1300 или перенести на свою землю. Поскольку уже есть решения судов и предписания ГЖИ местным администрациям обеспечить надлежащее содержание площадок, то вот и ищут срочно - на кого перекинуть вопрос. Но без решения собрания собственников УК не может вам навязать площадку, даже если очень захочет. Можете брать этот номер газеты на любое собрание и читать людям - иначе надуют народ. По опыту чиновники и УК будут пугать, что иначе вашу площадку отдадут другому дому, который её оформит. А вы скажите на это, что по статье 8 закона № 89-ФЗ обеспечить вас площадкой - проблема администрации. Так что если отдадут вашу площадку - будут оборудовать новую в радиусе ста метров, так как прокурор заставит это сделать.
Наконец, если попадётся самая непорядочная и борзая УК - за спиной жильцов запишет на себя эту площадку по постановлению № 1300, так пусть сама и содержит, вы ни копейки не обязаны платить. Сразу можете идти к прокурору или в ГЖИ. Пусть УК содержит тогда площадку за счёт средств на управление, жильцы эту помойку не заказывали, всех устраивало, что отвечает мэрия.
Только прошу не забыть об одном исключении, когда площадка находится на земле под домом. В этом случае это ответственность УК, и содержится площадка за счёт платы за содержание жилого помещения.
Почти что рейдерский захват
К чему же нужно стремиться? А к тому, чтобы площадка была. Напомню, положено иметь её на каждый дом в пределах ста метров. Земля при этом должна быть в собственности, чтобы не платить аренду (это сегодня её нет, а завтра будет) и не дрожать, что завтра выгонят.
Если смотреть другие областные центры, в абсолютном большинстве таких проблем нет. Когда общаюсь с коллегами, они удивляются, как в Омске площадки оказались не у жильцов домов, а у муниципалитета. Причина - нечистоплотность ряда омских чиновников, невыполнение федерального законодательства и поручений депутатов горсовета. Это достойно романа, но мы кратко.
В 2006 году вышло постановление Правительства РФ № 491, которое поручило местным властям бесплатно сформировать земельные участки под всеми многоквартирными домами и передать их собственникам. Сказано - сделано. В Омске это было поручено заместителю директора департамента имущественных отношений Вадиму Меренкову. И тут у ряда чиновников и депутатов возникла шальная мысль, как ваше сделать нашим. Они незаконно, в нарушение требований статьи 36 ЖК РФ и Правил землепользования и застройки при формировании земельных участков под домами вырезали часть земли под помойкой, сформировали отдельные участки и хотели оформить их на учёт в кадастре за муниципалитетом. А далее планировали подписать договоры на то, что пользоваться данными участками по поручению мэрии будут две известные в городе в тот период крупные компании по вывозу ТБО.
Суть дальнейшего понятна. Надеялись, что УК будут вынуждены арендовать у мусорных операторов свои же помойки за наши с вами денежки. Всё эти граждане просчитали, но с другим интересантом (пока все живы, не будем называть его фамилию) не поделились, и тот принёс мне эти горяченькие бумаги. Мы их показали по «12 каналу», и дело сорвалось - они помойки-то из дворов вырезали, но дальше оформлять в пользу частных компаний побоялись. Началась шумиха в прессе, а тут ещё, как на грех, на их пути встали два принципиальных, честных чиновника (да, и такие ещё остались) из областного управления земельных ресурсов - Вячеслав Николаевич Иванов и Константин Павлович Геннинг, которые отказались ставить эти незаконные участки на учёт. А без учёта как ты их передашь частнику?
Начался суд между департаментом имущественных отношений и управлением земельных ресурсов, в котором на стороне управления участвовали председатели советов домов, старшие по домам, да и я лично. В это время уходит с поста мэра Виктор Шрейдер и на арену выходят новые лица - депутаты горсовета и новый мэр Вячеслав Двораковский, но об этом в последнем материале цикла в следующем номере.
Самое актуальное в рубрике: ЖКХ-приемная Александра Лихачева
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 3214
Самое читаемое




















