
«Спокойных смен не бывает»
«Ваш ОРЕОЛ» побывал в гостях в Центральной диспетчерской омского водоканала.

На фото: Светлана Фоломеева
«Аварийная по водопроводу, здравствуйте», - принимает очередной звонок диспетчер Светлана Фоломеева. Телефоны здесь почти не умолкают. На рабочем месте диспетчера их несколько - городские, местные, мобильные. В Центральную диспетчерскую службу стекаются заявки со всего города.
«Сколько звонков поступает? Никогда не считала, - улыбается Светлана. - Примерно по 60 звонков в час».
И так всю смену, которая продолжается у диспетчера 12 часов - днём и ночью. В выходные и в праздники работа в диспетчерской тоже не прекращается. На обращения по авариям - прорвало трубу, открыт люк и т. д. - нужно реагировать молниеносно: отправить бригаду на место, а потом связаться с мастерами и проконтролировать выполнение работ.
Светлана Фоломеева раньше работала проектировщиком, а в «Водоканал» пришла по стопам мамы, которая трудится на предприятии инженером. Но о смене профессии совсем не жалеет.
«Работа диспетчера приносит много положительных эмоций, ведь мы помогаем людям, обеспечиваем их водой, - говорит она. - В аварийную службу люди обращаются, когда у них проблемы. А когда мы устранили повреждение, запустили водопровод, то и на душе радостно».
Но без негатива тоже не обходится. Увы, своё недовольство из-за отсутствия воды потребители нередко выплёскивают на диспетчера.
«Люди в выражениях не скупятся, - делится Светлана. - Могут позволить себе разговаривать с незнакомым человеком матом. Мне, девушке, это неприятно. Но я вхожу в положение человека, стараюсь успокоить, помочь. Рассказываю, куда поданы цистерны с водой или где есть ближайшие колонки. Иногда человек, поначалу раздражённый, сбавляет тон и даже благодарит в конце за помощь».
Управление стихией
Во время нашего мини-интервью Светлана продолжает принимать звонки - берёт трубку после первого же сигнала. Параллельно оформляет заявки в специальной компьютерной программе, связывается с бригадами, оповещает об отключениях, координирует подвоз питьевой воды, отправляет факсограммы... Признаётся, что из-за потока звонков иногда невозможно отлучиться даже на минутку. Обедать тоже приходится, как правило, на бегу и прихватив с собой сотовый. «Спокойных смен не бывает - у нас же аварийная служба», - говорит она.
А ведь общение с потребителями - это далеко не основная работа диспетчеров.
Начальник Центральной диспетчерской службы Денис Абрамчиков
«Наше подразделение работает для выполнения главной задачи предприятия - бесперебойной подачи воды и отведению сточных вод потребителей, - объясняет начальник Центральной диспетчерской службы Дмитрий Абрамчиков. - Диспетчеры регулируют параметры работы всех водопроводных и канализационных насосных станций. Если брать работу водопроводных насосных станций, то диспетчер контролирует уровень давления водяного столба, уровень наполнение резервуаров чистой воды и т. д. Самое горячее время было во время недавней жары, когда горожанам требовалось больше воды, чем обычно. Чтобы подать больший объём, надо быстрее транспортировать поток по станциям. Всё это тоже делает диспетчер».
Такая работа требует особого оснащения. Это не обычный офисный уголок, а огромное пространство с несколькими компьютерами и мониторами, включая самый большой - два с лишним метра по диагонали. На них выводится информация о состоянии оборудования на всех городских станциях - мониторинг идёт каждый час в режиме онлайн. Из-за обилия техники рабочее место диспетчера напоминает центр управления полётами. Автоматизация на предприятии значительно упростила работу. Любопытно было узнать, что, например, насос запрограммирован так, что сам формирует сообщение и отправляет диспетчеру sms «Я жив». Значит, всё работает, как надо.
«Работа насосных станций - от первого подъёма до подачи воды в квартиры - зависит только от тебя. Конечно, это большая ответственность. Если в кране есть вода, значит, мы хорошо работаем», - комментирует Светлана.
Продолжаем знакомство
Обычно в смену дежурят два диспетчера - один следит за параметрами по водоснабжению, а другой - по канализации. Сегодня за второй участок отвечает Насима Акчурина. Она показывает на большой экран, где на интерактивной карте города отражается работа всех канализационных станций - а их в Омске больше сотни.
«В режиме реального времени видно, если возникло какое-то нарушение, - она щёлкает на значок одной из станций на мониторе, и изображение становится более детальным. – Передо мной все параметры: уровень воды, напряжение. До «Водоканала» я работала в управляющей компании, и многое знала из этой сферы. Работа диспетчера оказалась сложнее, но интереснее».
В месяц поступает около 1,2-1,3 тысячи заявок по засорам в канализации и открытым колодцам. Бывают и ложные вызовы. Вопросов «не по адресу» тоже хватает. Диспетчеры уже не удивляются, когда к ним звонят из-за перебоев с горячей водой, с электричеством или даже когда сломался кран. Но абоненту здесь никогда не скажут: это не наш вопрос. Просто терпеливо разъяснят, куда человеку обратиться за помощью.
Старший диспетчер Антонина Тарапатова
«Смена на смену не похожа. Нет рутины - всегда живая работа», - говорит старший диспетчер Антонина Тарапатова. Она занимается разработкой программного обеспечения, предлагает нововведения, чтобы диспетчеры могли максимально оперативно реагировать на все заявки. Но помимо основных задач она подключается и к работе участка. На предприятии образовалась уже семейная династия - сначала работала её бабушка, потом мама. «Нашу семью затянуло в «Водоканал», - смеётся Антонина.
Всего же в Центральной диспетчерской службе трудятся 26 человек. Коллектив сложившийся: у большинства операторов стаж по 20, а то и 30 лет. Интересно, что в штат включена и водолазная группа, которая обслуживает дюкерные переходы водопровода и канализации через реку.
Напомним контакты диспетчерской Омского водоканала: 8 (3812) 75-16-00 (водопровод), 8 (3812) 75-04-00 (канализация). Но заодно отметим, что, если из крана не льётся вода, не обязательно сразу обрывать телефоны. Узнать об отключении можно на сайте водоканала или в официальной группе «ВКонтакте». Если отключение плановое, то указан период работ. В случае крупных отключений - публикуются и адреса, где устанавливаются машины с питьевой водой. Также обратиться можно в управляющую компанию, которая обслуживает ваш дом. Информация об отключениях также размещается на сайте «Омск. Мой дом».
Информационная поддержка
Самое актуальное в рубрике: Общество
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 2666
Самое читаемое