
Новый Омск
29 июля 2021 19.00
Как омский авторынок пережил пандемию
Руководитель Центра продажи авто «Автобан» Иван Беланов рассказал «Новому Омску» о бурном росте авторынка, самых продаваемых брендах и ситуации с ценами на автомобили.

Рынок новых автомобилей: рекордный рост
В июне продолжился рост продаж на новые автомобили – на 29% больше, чем год назад. В мае продажи выросли более чем в 2 раза. Основной причиной стала низкая база прошлого года. Напомним, что в мае 2020 года почти все дилерские центры были закрыты, а в июне только запустились продажи с очень жесткими ограничениями.
В итоге с начала этого года прирост продаж новых автомобилей по России составляет 37%.
Скорее всего, тенденция к росту продолжится. Если в первом полугодии действовал фактор пандемии и локдауна, то во втором полугодии скажется отсутствие автомобилей на складах дилеров в 2020 году из-за нарушения логистики, в Россию они почти не поставлялись.
Сейчас ситуация стабилизировалась: поставки идут, у большинства брендов есть склады. Мы выходим на уровень продаж 2019 года, даже с опережением (+10%).
Пятерка наиболее продаваемых брендов выглядит так: «Лада» (+51%), «Киа» (+33%), «Хёндай» (+43%), «Рено» (+36%), «Шкода» (+54%). В этом году неожиданно вырвалась в лидеры «Шкода» - в России она заняла 5 место, опередив «Фольксваген» (+33%). Причины такого рывка понятны: производитель обновил модельный ряд, представили интересные и яркие по дизайну и технологическим новинкам автомобили Шкода. Плюс мощный маркетинг и ниже, чем у «Фольксвагена», ценовая категория. Попадание «Шкоды» в топ-5 демонстрирует также процесс смещения покупателей в сторону более доступных автомобилей, выбор примерно схожего качества за меньшие деньги.
Седьмую позицию занимает «Тойота», хотя у нее самый маленький прирост +12%. Это обусловлено тем, что производитель пока не может наладить поставки автомобилей в Россию. Но при этом «Тойоты» сейчас самые дорогие, и в деньгах, как и «Мерседес» являются лидерами российского рынка.
«Киа», как и в прошлом году, остается на втором месте, благодаря классно обновленному модельному ряду автомобилей. Став лидерами в «В» и «С», корейский бренд заходит и в другие сегменты - в класс спортивных бизнес-седанов и внедорожников. И начинает там конкурировать с вроде бы устоявшимися лидерами. Качество автомобилей уже не уступает лучшим европейцам.
Еще одним событием стал мощный прирост «Автоваза» - в полтора раза больше по сравнению с прошлым годом! Впервые за последние 15 лет отечественный производитель нарастил долю рынка. За первое полугодие было продано свыше 200 тыс. автомобилей «Лада». Это почти четверть объема российского рынка, который составил 870 тыс. проданных новых машин.
Более того, «Автоваз» занимает и лидирующие позиции по моделям. «Лада Гранта» и «Лада Веста» оторвались от конкурентов двукратно. Продано 14 тыс. «Грант» и 12 тыс. «Вест». Сравните: за то же время россияне купили 7 тыс. «Солярисов» и 6 тыс. «Рио». Это большое достижение.
За счет чего отечественный автопром выиграл? Отсутствие доходов у россиян и смещение покупательского интереса в более низкий сегмент. Японские, корейские и европейские авто подорожали, но у покупателя денег не прибавилось. Поэтому более доступным становится продукция «Автоваза». Кроме того, производитель продолжил грамотную маркетинговую политику и политику обновления модельного ряда. В прошлом году появилась «Шевроле Нива», которая стала «Ладой 4х4». Покупка завода тоже дала определенный эффект. Сама модель, которая продается под новым брендом, обновляется, меняются дизайн, опции, комплектации. Выходит обновленный XRay, дорабатываются другие модели.
В Омске «Лада» - это суперпопулярный бренд. В этом году их продали практически в 2 раза больше, чем в прошлом. Омск как регион со слабой покупательской способностью напрямую доказывает зависимость дохода россиян от выбора ими автомобилей.
Особо отметим, что результат достигнут при слабой автомобильной доступности – большинство месяцев в этом году машин было представлено крайне мало. Ходовых, топовых автомобилей до сих пор нет в наличие, только под заказ и по предоплате. Если бы автомобилей было достаточно, то мог быть и двукратный рост продаж по городу.
Омск завершил первое полугодие тоже с приростом в 28%. Омичи за полгода купили 6 тыс. новых автомобилей - в прошлом году было около 5 тыс.
Цены стремятся к европейскому стандарту
Рост цен у дилеров идет незаметно и аккуратно. Видимо, был сделан вывод по итогам 2014 года, когда резко поднявшие стоимость дилеры потом ушли из России. А те, кто потерпел и повышал ценники плавно в течение двух лет, остались и заняли нишу покинувших.
И хотя подорожание автомобилей особо не заметно, все же, согласно статистике, за последние полгода цены на новые автомобили прибавили в среднем 10%. Учтем дополнительно скрытое повышение цен, которое складывается из отмены скидок и программ. Если раньше трейд-ин скидки достигали 100-300 тыс. рублей, то сейчас они или отменены полностью, или остаются чисто символическими по 30-50 тыс. рублей.
Раньше нас убеждали, что цены растут только из-за доллара. Но мы видим, что за год курс доллара не поменялся, а евро вообще упал. Значит, нынешнее повышение связано с внутренними факторами, скорее всего экономическими, ведь дилерам очень сложно было вести рентабельный бизнес последние лет пять.
Этому дает подтверждение рынок автомобилей с пробегом. Вторичный рынок явно показывает отсутствие предложения, что и обуславливает рост цен. И если на новые автомобили ценники выросли на 10%, то на «вторичку» - минимум на 20-30% за полгода. Учтем при этом, что подержанные автомобили обычно дешевеют на 5% по году. Таким образом, фактически рост составил 25% в среднем, а некоторые автомобили подорожали на треть.
К чему должно привести повышение цен? К европейскому соотношению цены нового и старого автомобилей. В России вторичный рынок был недооценен. У нас пятилетняя машина стоила в 2 раза дешевле новой – такого в мире нет. На Западе пятилетняя машина стоит всего на треть дешевле. Поэтому подорожание вторичного рынка на 20% - это еще не предел. Новый «Рио» стоит 1,3 млн рублей. Еще год назад пятилетнюю машину можно было купить за 600-700 тыс. рублей, а сейчас ценник вырос до 800-900 тыс. рублей и будет стремиться к миллиону. Скорее всего, паритет с новыми будет достигнут в ближайшее время. Постгарантийная трех-четырехлетняя машина (не люкс) будет отличаться в цене от новой не больше чем на 30%!
Мой прогноз: никакого отката цен не будет для тех, кто его ожидает. Многие ждали понижения в мае-июне, но этого не произошло. Цены выросли и до конца года повысятся минимум еще на 10%.
Доверие к салонам растет
Вторичный рынок за полгода прибавил 28% в России и 27% в Омске. Это объясняется локдауновскими недопродажами прошлого года. На самом деле спрос был выше, и, повторюсь, что если бы в наличии были востребованные автомобили, то прирост был бы еще больше.
В России продажи за июнь увеличились на 30% по сравнению с прошлым годом, а в Омске – на 34%. С начала года по стране было куплено 2,7 млн подержанных автомобилей, в Омске - 43 тыс. Если сравнивать с 2019 годом, эти показатели выше на 14%.
Самые популярные бренды по-прежнему «Лада», «Тойота», «Хёндай», «Киа» и «Ниссан». Все выросли ровно, но немного опережают «Хёндай» и «Киа», поскольку их больше продается на первичном рынке и они, разумеется, сразу становятся б/у. «Лада» продолжает уходить из объема вторичного предложения естественным способом. Ее рост ниже рынка: +25% в России, и всего +15% в Омске.
Такого аврального роста на вторичном рынке еще не было. Цифры по годам всегда колебались плюс-минус 5-7%. В чем причины такого роста? Частично это обусловлено большей доступностью кредитов на б/у авто. Сказалось и то, что появилось много новых официальных салонов с кредитными программами, обменами, программами лояльности, складами. За последние 2-3 года их количество в стране и в Омске удвоилось. В салонах постепенно повышается качество обслуживания, поскольку в «пробег» активно входит крупный бизнес. И отношение потребителя к салонам изменилось: если в 90-е годы само слово считалось чуть ли ни ругательным, то сейчас доверия к салонам больше. Люди стали идти в салоны: они увидели там качество, сервис, дополнительные услуги. В Омске 8-10% подержанных автомобилей покупают в салонах. В 2013 года, когда я замерял этот показатель, он составлял 1,5%! В Москве, кстати, эта цифра уже 35-40%, как и в Европе. В российских городах ситуация разная.
Что касается омского рынка, то в нашем городе продолжают развиваться и заходить крупные федеральные игроки - «Автосеть», «Лада Центр», «Форвард Авто», «Азия Авто», «Авто Плюс», «Ключавто». И этот тренд может продолжиться. Доля федеральных продаж в Омске уже выше 70%. Можно по-разному к этому относиться, но это уже реальность. В этом году возможны и дальнейшие сделки.
Пандемийный эффект
Пандемия еще продолжает действовать на автомобильный рынок. Но сейчас дело не в локдауне и не в ограничениях, а в том, что меняется сознание людей. Когда все поняли, что коронавирус с нами надолго, то многие начали пересаживаться с общественного транспорта на личные автомобили, стали избегать лишних контактов. Этот тренд первым проявился в Европе, а теперь распространяется и во всем мире. Стало больше желающих получить водительские права, намного моложе стал покупатель. Спрос на автомобили тоже вырос - мы видим, что увеличилась доля покупок первого автомобиля.
Еще один ковидный эффект выражается в том, что у людей остается больше свободных денег. В нашей жизни стало меньше путешествий, авиаперелетов, отпусков, банкетов, походов на концерты - поэтому высвобождаются средства, которые нужно куда-то вложить. Банки сейчас не привлекают процентными ставками по вкладам. Поэтому люди тратят деньги на автомобили или квартиры. Это дорогостоящие товары, которые рассматриваются как инвестиционные. Тем более такие покупки очень выгодны на росте цен, который сейчас происходит: можно купить и дождаться, когда товары подорожают еще больше. Но квартир свободных в городе уже нет, а автомобили есть!
Чтобы ваш автомобиль работал стабильно нужно следить за его автозапчастями, но если что-то вышло из строя, стоит связаться со специалистами и произвести замену. О том как подобрать запчасти на свой автомобиль от международного концерна смотрте информаицю в этом источнике.
Самое актуальное в рубрике: Авто
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 7578
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 1):