Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

04 августа 2021 14.51

Если вас обманули…

Самое обидное для любого человека - чувствовать себя обманутым. 

Если вас обманули…

Обман ведь может быть разным: нечестные тарифы управляющей организации, воровство председателя ТСЖ, обсчёт и хамство в магазине, когда на бумаге одна цена, а касса пробивает другую, а бывают и наглые соседи, которые без учёта мнения остальных выгородили себе часть общей рекреации на этаже или постоянно заливают вас сверху. Поскольку мы бы очень не хотели, чтобы наши потребители были обмануты, обсудим, как поступать, если видите, что вас обманывают.

Потребители разные важны

Уже 12 лет волею случая являюсь владельцем управляющих организаций. И если раньше смотрел на все эти вещи только с одного ракурса, председателя общества потребителей, то сейчас ещё и изнутри. И чётко для себя уяснил, что люди делятся по своему отношению к такого рода неприятным ситуациям на четыре группы. Первая, самая многочисленная: кто молча терпит до последнего, но если припрёт - страшен в гневе русский человек. Небольшая часть - наглые типы, как у нас один гражданин в доме по улице Калинина (ведь по закону теперь я даже фамилию его писать права не имею) - не платит ни за жилищные, ни за коммунальные услуги. Сделать приставы ничего не могут - всё формально на жене. Третья часть, с кем довольно часто приходится встречаться, интеллигентные и не очень (это совсем необязательно), но внутренне чистые, доброжелательные и незлобивые люди, которые стараются не вступать в конфликты и тихо внутри переживают подобного рода обиды. Спросишь таких, почему вы не обратились или не написали в контрольные органы - да неудобно, не хочется портить отношения. Так вот что хочу сказать таким людям: группа наглецов вами пользуется, им то и за счастье, что рядом живёт человек, за счёт которого можно строить своё благополучие, обманывая его в разных формах. А потому советую при всём нежелании конфликтов понять, что, если вы не остановите жулика и наглеца, - он ещё больше распоясывается. И ещё - если вы не поможете старшему по дому, подъезду, председателю совета дома, квартальному, председателю садового товарищества или гаражного кооператива, участковому уполномоченному полиции - то проходимцы будут чувствовать себя ещё вольготнее. Ведь известно - один в поле не воин.

Есть ещё одна немногочисленная группа людей - кто не пропускает никаких нарушений. Этих людей уважаю, но не всегда соглашаюсь с ними. Если взять мою тему, работу предприятий ЖКХ: всем же понятно, что если выполнять всё, что написано в более чем двухстах документах, - тариф должен быть рублей 50 за квадратный метр. Но кто его платить станет? Приведу пример. Есть в доме по улице Котельникова некий гражданин, который по каждому поводу пишет жалобы на старших по дому. И, казалось бы, что нужно ещё, чтобы контролировать УК - всё равно находит на что написать. Решил совет дома в рамках мероприятий по охране имущества и здоровья жильцов, раз забора вокруг двора нет, попросить «Модус» поставить видеокамеры на дверях подъездов. Тот установил камеры. И казалось бы, ну что надо любому нормальному человеку - радуйся, что тебе поставили эти камеры. По крайней мере, башку сворачивать будут или кошелёк отбирать, так хоть потом можно будет идентифицировать правонарушителя. Все жильцы довольны, а гражданин написал жалобу в Государственную жилищную инспекцию. Формально он однозначно прав: камера установлена на двери, дверь - общая собственность всех собственников помещений в доме, то есть должно было быть решение общего собрания. А по жизни - надо пройти 216 квартир по два-три раза и собрать 2/3 голосов. Кому это надо бесплатно ходить? Я жильцам сказал: пусть этот гражданин идёт в суд. Только потом, если камеры по суду снимут из-за отсутствия решения собрания, трудно жить в доме ему будет - камер-то не будет. Потому к таким гражданам у меня отношение двойственное.

Как понять, что вас обманывают

Вор же не грабитель, он не скажет прямо, что решил своровать. Он скажет, вот в доме не очень хорошо, председатель совета дома работающий (варианты: пожилой, летом на даче, не имеющий высшего образования и т. п.), не совсем справляется с обязанностями. А давайте создадим ТСЖ, я готов быть председателем - дом как картинку сделаю за сегодняшний тариф. Это на словах. А в уме уже будет подсчитывать гешефт.

Поэтому попробуем указать на некоторые признаки, которые однозначно говорят об обмане в части оказания жилищных услуг. Во-первых, это нервозность, когда вы приходите на приём либо пишете бумагу в попытке узнать те или иные цифры либо детали. Например, просите расшифровку тарифа платы за жилое помещение или сколько денег заплатил кабельный оператор на счёт управляющей компании за использование общего имущества дома для размещения своего оборудования.

Да, вопросы бывают совершенно некомпетентными, но злиться-то и нервничать с чего? Если я знаю, что мы не воруем у жильцов деньги, мне лично проще дать бумагу, чем отказать (в последнем случае люди будут думать, что мы что-либо скрываем).

Некомпетентные вопросы касаются, как правило, двух тем: договоров с субподрядчиками (лифты, ВДГО и т. п.), а также излишней детализации тарифа платы за жилое помещение. Напомню, что по законодательству собственники не имеют права вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность жилищной организации при любом способе управления, кроме ТСЖ и ЖСК. Вот в хлебном магазине мы же не спрашиваем: по какой цене директор хлебозавода заключил договор с транспортной организацией возить булки? А с домоуправления отдельные жильцы на полном серьёзе требуют договоры на заказ автовышки сбивать сосульки, но больше всего почему-то любят договор про лифты. Да, могу не давать совершенно законно - но мне проще дать.

Но есть и такой нюанс: в большинство договоров включается пункт о запрете передавать данные третьим лицам. А ведь это может быть и конкурент лифтовой компании, который под видом жильца (или попросив реального жильца из числа своих знакомых) хочет просмотреть имеющийся договор и предложить УК более выгодный. Потому в этом случае УК абсолютно правомочно откажет, поскольку передача такой бумаги жильцам повлечёт за собой штраф, если вскроется, что договор был передан третьему лицу.

То же касается тарифа: например, совершенно далёкие от ЖКХ люди предлагают разложить тариф на содержание диспетчерской службы по затратам каждого дома. А как делить, если машина поехала на одну заявку, на вторую и потом на третью сразу: как ты поделишь труд этих рабочих и три литра бензина? И ещё: сколько надо тогда будет иметь в штате бухгалтеров и экономистов, чтобы сделать смету и поделить эти расходы. Тариф больше в разы выйдет за счёт их зарплаты.

Важны не только ответы, но и правильно сформулированные вопросы. Часто сначала люди приходят в общество потребителей, просят помочь составить перечень вопросов, чтобы проверить работу своей УК или ТСЖ, и это правильно. Чтобы и людей не обидеть, и дураками не показаться, и нужные цифры получить. Потому, конечно, нельзя воспринимать как 100 процентов - если проявляет недовольство, насупился и хамит, значит, всё, воришка.

Но на подозрения это наталкивает. С другой стороны, поставьте себя на место директора УК - если у вас всё в белую, как говорят бухгалтеры, да пусть смотрят. Понимаю, что если покажем бумаги, то потом люди не будут между собой говорить, что вот там жулики - специально бумаги скрывают, видно, что-то у нас спёрли.

Есть ещё более явный признак жульничества - когда отказываются расшифровать расходы. Как показывает почти 20-летний опыт работы общества потребителей - это почти стопроцентная вероятность. Бейте в колокола, идите, пишите, а куда - будет в следующем номере.

Если материал будут читать кто-то из старших по домам в УК, где я соучредитель, то они вспомнят, как мне говорят: не хотим к вам идти по вопросам тарифов, так как вы сразу приводите расчёт и всегда правы. Вот директора можно попросить и уговорить. Бухгалтерия - она же неэмоциональная. Если стоит лопата или лом вот столько, у меня всегда к декабрю эти расценки на столе, час работы дворника при такой площади участка под домом (они же все разные) - столько. Тогда просто посчитать зарплату дворника, добавить голицы с сапогами и всё иное, что ему положено. Нужен дворник - деньги в тариф, не надо - ну не будет дворника, убирайте или нанимайте сами. Никогда не понимал споров по тарифу - это же, если не воровать лишнего, всё просто просчитывается. Потому, если вам отказываются показать расчёт любой строки тарифа, смело жалуйтесь - это воришки. То же самое касается в полной мере ТСЖ с ЖСК.

Но чтобы потом меня превратно не поняли, хочу обратить внимание на следующее. Мы говорим о расшифровке тарифа, а не о необходимости тех или иных работ и услуг. Вот недавно на нашу УК подала иск в суд старшая по дому по улице Багратиона. В числе других вопросов она оспаривала как неосновательное обогащение УК расходы на работу бухгалтеров по расчёту и выставлению жильцам в квитанциях ОДН на воду и свет. Да мы бы и рады этого не делать, как не делали до 2017 года, но если родина заставила, о чём мы подробно не раз говорили на страницах газеты... Ясно, раз эта услуга оказывается по законодательству, то мы просто не можем её не оказывать, иначе ГЖИ штраф даст 150 тысяч рублей по жалобе поставщиков коммунальных услуг. А значит, нужно платить бухгалтерам доплату за эту работу.

Аналогичная тема - недавно в общество потребителей пришла старшая по дому с левого берега с жалобами на «ЦентрЖилСервис». В числе жалоб - УК хочет поставить за счёт строки «текущий ремонт» подкачивающие насосы на холодную воду, чтобы на верхних этажах хватало давления. Конечно, это право жильцов решать, УК только предлагает, но мошенничеством это никак назвать нельзя - это объективная необходимость. Такие насосы ставят на многих домах, так как сегодня одно давление на сетях АО

«ОмскВодоканал», завтра оно почему-то снизилось (например, когда авария на соседнем луче и часть воды переключили туда либо новый торговый центр построили), и на доме нехватка воды на верхних этажах, потому насосы ставить есть смысл, даже для профилактики.

Самое актуальное в рубрике: ЖКХ-приемная Александра Лихачева

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Новости от партнеров

Добавить комментарий