Новый Омск
13 августа 2021 13.00
Жители Сибири покупают билеты на рейс, но улететь не могут: что делать пассажиру, столкнувшемуся с овербукингом
По словам экспертов, прибыль авиакомпаний от продажи билетов не по количеству кресел, гораздо выше, чем штраф за это.
Ранее «НО» рассказывал об инциденте, который произошел в июле. Пожилая пара прибыла ранним утром в омский аэропорту, чтобы улететь в Москву на рейсе «Уральских авиалиний». Там пассажирам сообщили, что мест на борту нет — все свободные кресла закончились. Взамен им предложили вылет через сутки. Никакой моральной или материальной компенсации (например, оплату такси) пенсионерам на месте не предложили.
Пара столкнулась с распространенной практикой - овербукингом, когда авиакомпании продают больше билетов, чем имеется мест, в расчете на то, что кто-то из пассажиров опоздает на рейс или по каким-то причинам не сможет полететь. Родственники пострадавших бабушки с дедушкой предоставили редакции «НО» подтверждения того, что улететь своим рейсом они не смогли и скрины переписки с перевозчиком при обсуждении возникшей проблемы.
Пост с рассказом об этом мы разместили в Инстаграме. История нашла отклик у читателей, которые поделились своими рассказами о проблемах с «Уральскими авилиниями». Отметилась в комментариях и сама авиакомпания. Представители перевозчика заявили, что пассажиры предоставили нам неполную, лишь «частично соответствующую действительности» информацию и посетовали на то, что мы не обратились к ним за комментарием. Однако это не так — во время подготовки материала «НО» неоднократно безуспешно пытался связаться с компанией. После выхода текста мы еще раз попытались взять комментарий у «Уральских авиалиний», обратившись в личные сообщения официального аккаунта перевозчика в Инстаграме с просьбой уточнить, какая именно информация из нашего материала не соответствует действительности. С того момента прошло 3,5 недели — ответа мы до сих пор не получили.
Параллельно «НО» обратился к специалистам с просьбой прокомментировать юридическую обоснованность практики использования овербукинга. В последнее время эта проблема обострилась — в сибирских СМИ появляется все больше новостей о том, что пассажирам продают билеты на несуществующие места.
«Законно ли авиакомпании прибегают к овербукингу? Нет, незаконно. В этом случае перевозчик обязан уплатить штраф в размере 25% от МРОТ, то есть от 83,49 рублей в час. Это около 22,36 рублей/час просрочки, - пояснил «НО» юрист, квалифицированный инвестор Андрей Мозоль. - Это не освобождает перевозчика от обязанности доставить пассажира по месту назначения. Почему существует подобная практика? Потому что штраф несоизмерим с прибылью от овербукинга. Допустим в самолете 100 мест по 10 тыс. рублей, и в среднем на рейс опаздывает 3% пассажиров. Если продавать 100 билетов, то выручка составит 1 млн рублей, а если продать 103 билета, то на 30 тыс. рублей больше. В то время как компенсация за овербукинг ничтожно мала. Кстати, именно из-за этого билеты по умолчанию невозвратные».
По словам Андрея, выше всего риск попасть на овербукинг у тех пассажиров, что проходят регистрацию перед вылетом, когда почти все остальные ее уже прошли.
«Также риск тем выше, чем дешевле билеты на самолет. Это сопряжено с выручкой. Если задержка очень длительная, то можно потребовать предоставить питание и воду, гостиницу и трансфер до нее», - сказал эксперт.
Самое актуальное в рубрике: Бизнес
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 35367
Самое читаемое