Новый Омск
09 декабря 2021 08.00
«Мы создаем новый наукоемкий современный бизнес, основой которого является современное производство катализаторов»
Генеральный директор «Газпромнефть-Каталитические системы» Александр Чембулаев рассказал «Новому Омску» о ходе строительства уникального в России завода, о сотрудничестве с вузами и малым бизнесом для обеспечения предприятия кадрами и оборудованием, и о том, как быть руководителем предприятия, аналогов которому в стране просто нет.
- Александр Николаевич, строительство уникального катализаторного завода на слуху у омичей. На какой стадии процесс находится сегодня?
- Мы начали строительство в конце 2019 года. Этому предшествовала серьезная работа по проектированию и подбору технологий. Сейчас идет активная фаза строительства. Уже готовы ключевые инфраструктурные объекты – собственный комплекс теплогенерации, компрессорная станция, склады, станции отгрузки. На площадке ведутся возведение корпусов основного производства, установка технологического оборудования. В течение следующего года мы планируем завершить строительство.
Про рабочие места
- Кто будет работать на новом заводе? Ведь специалист катализаторного производства – это сотрудник с уникальным набором знаний и умений. Вы будете готовить таких узких специалистов сами?
- Сейчас, еще до старта основного производства, мы начали набор персонала. Чтобы найти специалистов по такому уникальному для отрасли профилю, мы запустили масштабную программу подготовки работников для будущего высокотехнологичного производства. Для них запланированы полугодовая стажировка на действующем опытном производстве катализаторов в периметре ОНПЗ и дополнительное обучение. Мы действуем постепенно: берем сотрудника заранее, вкладываем в него время, усилия, бюджет. Это системное обучение, которое позволяет создать самую ценную составляющую проекта – команду сотрудников с уникальными компетенциями. В следующем году мобилизация кадров продолжится. Наша цель - подготовить производственный персонал для пусковых работ на производстве.
- Где вы набираете специалистов?
- У нас уже складывается сильная команда технологов, в основном это выпускники омских вузов. Это результат долгосрочной программы компании «Газпром нефть» по подготовке кадров, когда молодые люди заканчивают вуз, магистратуру и дальше стажируются на производственных объектах компании. Радует, что уровень компетенции у молодежи очень хороший.
- Как вы мотивируете студентов идти к вам на стажировку? В сегодняшних вузах есть специализации, которые отвечают вашим требованиям?
- Мы активно работаем с вузами. У «Газпром нефти» создана своя кафедра в ОмГТУ, где идет обучение дисциплинам специально под запрос компании. Приходя к нам, молодые специалисты проходят стажировки в крупных научных центрах. Например, в этом году мы организовали для сотрудников обучение в Санкт-Петербурге на площадке СПБГТИ(ТУ). Сейчас в Омске завершается большой обучающий курс для сотрудников на базе Центра новых химических технологий Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН. Это целая цепочка подготовки кадров, ее результаты мы увидели в работе отраслевого центра развития катализаторных технологий.
Мы больше смотрим на сибирские вузы — омские, новосибирские. Учитывая локацию студентов, мы понимаем, что молодой выпускник больше заинтересован в работе в своем регионе, в своем городе. В то же время, мы сотрудничаем с крупнейшими федеральными отраслевыми вузами. Так, недавно в Российском государственном университете нефти и газа НИУ имени И. М. Губкина прошла профориентационная сессия, где наши представители рассказали о проекте, его возможностях. Пандемия наложила свои правила, но этот формат «ярмарок вакансий» не прекращен, он начинает восстанавливаться.
- В регионе сейчас проблема в том, что молодые кадры уезжают куда-то за большим рублем. Вакансии, которые вы предлагаете, способны мотивировать молодых специалистов остаться в городе?
- Думаю, что да. Это современные, высокотехнологичные рабочие места. Созданы все условия: новое производство, современные технологии, достойная оплата труда. Важна и нематериальная мотивация. В компании действуют программы по развитию карьеры и профессионального роста, мы стараемся уделять этому много внимания. За молодыми специалистами закреплены наставники, которые помогают адаптироваться.
- Сколько всего будет рабочих мест?
- Предприятие обеспечит более 300 новых рабочих мест с возможностью для профессионального развития.
Про будущее
- Сейчас есть модное слово «экосистема». Насколько оно применимо к вашему проекту? Ведь вокруг нового завода складывается и образовательная система, и инфраструктура малого бизнеса...
- В строительство завода, действительно, вовлечены многие омские компании. Например, металлоконструкции для корпусов завода омские, котельное оборудование – омских производителей, они сейчас заканчивают монтаж по объекту. Омичи поставляют стройматериалы, инженерные решения, оказывают сервисные и логистические услуги. Мы заинтересованы в сотрудничестве с омским и в целом с российским бизнесом. У нас большая часть оборудования – отечественная, от производителей по всей стране.
- В чем плюсы строительства завода с нуля?
- Катализаторный завод – это уникальный проект на стыке науки, образования и бизнеса. В производстве мы используем технологии российских разработчиков, полностью соответствуя критериям импортозамещения. Мы приобрели самое лучшее, что есть в отрасли, получив преимущества для дальнейшего развития катализаторного производства как минимум на 10 лет вперед.
- Как вы оцениваете перспективы вашего проекта на российском рынке - чем будете «брать» потребителя?
- Сейчас российский рынок импортозависим – для производства моторных топлив нужны поставки зарубежных катализаторов – преимущественно американских и европейских. И мы хотим выйти на этот рынок как производитель высококачественного продукта. Подчеркну: мы сравниваем наши катализаторы и видим, что по эффективности они превосходят импортные аналоги. Кроме того, мы разработали и предлагаем весь спектр «катализаторных» услуг. Например, мы можем провести восстановление активности катализатора, которую он теряет при эксплуатации на установке, то есть дать ему вторую жизнь. Это перспективное направление по повышению эффективности нефтепереработки. Наша задача не просто произвести катализатор, но и обеспечить полное сервисное сопровождение каталитических систем у заказчика. Эта работа включает консультирование, мониторинг в процессе эксплуатации, решение вопроса реактивации или утилизации отработанного катализатора.
- Какие экспортные перспективы у омского продукта?
- Мы планируем поставки наших катализаторов в страны СНГ, на зарубежные региональные рынки Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Понятно, что пандемия вносит свои коррективы в рабочий процесс. Как на заводе организованы меры безопасности?
- При начале пандемии «Газпром нефть» приняла все меры по защите работников. Часть сотрудников отправлены на удаленную работу, персонал обеспечен средствами индивидуальной защиты. Сотрудники проходят тестирование на COVID-19 за счет предприятия. Благодаря массовой добровольной вакцинации сформирован коллективный иммунитет — он составляет 98%. Сейчас мы начали программу ревакцинации. На предприятии организован масочный режим, действует входной фильтр, бесконтактная термометрия. Весь этот комплекс мер позволил не останавливать строительство и работу с поставщиками. Мы работали во все сложные периоды. Меры, которые компания приняла своевременно и в полном объеме, позволили минимально сократить влияние пандемии и в целом сохранить параметры проекта.
Про управление проектами
- Как это – быть руководителем предприятия, аналогов которому нет во всей России? Что для вас кажется главным в вашей работе?
- Приступая к реализации такого уникального проекта, как катализаторный завод, важно сразу видеть всю картину в целом, понимать, какой она должна быть к запуску.
- Вы занимаетесь такими длинными циклами, как вам удается не выгорать?
- Нужно понимать, что в любом этом цикле есть этап, который требует определенных профессиональных усилий. И когда ты понимаешь, что проходишь этап, есть время на внутреннюю регенерацию. Я несколько раз в жизни менял специфику работы, и этот проект для меня новый. Это вызов, когда нужно снова что-то дополнительно изучать, осваивать. Ты должен соответствовать той профессиональной задаче, которую решаешь. Основная мотивация сейчас – запустить проект и получить результаты.
- А если говорить не о работе... Есть у вас увлечения?
- (улыбается) Есть. Я занимаюсь реставрацией техники военного периода Второй мировой войны. Наш клуб участвует в выставках, занимается реконструкцией.
- Чем из техники, которую вы реконструировали, вы гордитесь?
- У нас есть машины, которые были взяты буквально из мусорной кучи и доведены до рабочего состояния. Есть машины, которые просто редкие. Они собраны все вместе и на выставках вызывают резонанс. С некоторыми автомобилями мы участвовали в съемках нашего омского фильма о Дмитрии Карбышеве «Несломленный».
- Вот это да! Вы еще и в фильмах снимаетесь!
- (смеется) Только в эпизодической роли. Думаю, такие занятия как раз и помогают в какой-то нужный момент «переключить» голову на другую задачу, не выгорать. Хобби не подменяет производство, но удаляет внутренние судороги, которые могут возникать у человека от напряжения.
* Катализаторы – микропористые вещества, которые инициируют и ускоряют химические реакции. В нефтепереработке без катализаторов невозможны выпуск высокооктанового бензина, сырья для нефтехимии, а также производство топлива экологических классов Евро-5 и выше.
Самое актуальное в рубрике: Новости компаний
Больше интересного в жанре: Новости
Просмотры: 7485
Самое читаемое