Новый Омск
31 января 2022 08.11
Денис Павленко Виктору Шкуренко: «Снимать сортирные комедии ради денег и славы? Нет, лучше уйду в авторское кино»
Ведущий авторской рубрики «Переход наличности» Виктор Шкуренко поговорил с омским режиссером Денисом Павленко накануне выхода его нового фильма «Примесь порока». Стал ли Денис извращенцем после просмотра фильма Бертолуччи, легко ли продвигать фильм на стриминговые платформы и угадать успех картины в прокате, а также чем Леонардо Ди Каприо превосходит Марлона Брандо - рассказал он в интервью.
Денис, 18 февраля в Москве в Центральном доме кино состоится премьера твоего фильма «Примесь порока». Расскажи, откуда ноги растут, почему именно такая тема?
- Мой фильм посвящен режиссеру Бернардо Бертолуччи и его картине «Последнее танго в Париже». Еще в юности я узнал об этой работе из справочника Сергея Кудрявцева, читал рецензию, отметил, что у картины высокие оценки от отечественных и зарубежных кинокритиков. Но нигде не мог найти кассету с записью. И вот в 2000-м году фильм внезапно проанонсировали по телевизору. И я впервые посмотрел его и записал на кассету. Помню, лег спать только под утро весь какой-то ошарашенный. Я не сразу понял, что фильм - шедевр. Я почувствовал нечто очень мощное, но решил на на следующий день его пересмотреть. И вот тогда уже полностью проникся фильмом.
У меня, кстати, была похожая история с этим фильмом. Я его очень люблю. Я смотрел «Танго» еще по кабельному телевидению году в 92-93. Случайно увидел в почтовом ящике программку с анонсом. Фильм начинался примерно в час или два ночи. И я собрал компанию - Дмитрия Шадрина (бизнес-партнер Виктора Шкуренко - «НО») и еще нескольких друзей и сказал, что будем смотреть шедевр. Они еще удивились, мол, а почему без водки? (смеется). Короче, Дима уснул где-то минуте на 30-й, а за ним и все остальные. И я досматривал фильм буквально в одиночестве под храп собравшихся…
Кстати «Последнее танго в Париже» долгие годы запрещали в некоторых странах Европы. А ты получается посмотрел фильм, когда тебе было лет 16-17… Тогда тебе специальный вопрос от Елены Мизулиной… (смеется) Остался ли ты нормальным после просмотра или стал извращенцем? Признавайся!
- Нет, я стал режиссером (смеется). Кстати, я смотрел кое-что и покруче… и это тоже не разрушило мою психику.
Расскажи об актерах своего фильма - это омичи?
- Да все из Омска. Несколько человек - это мои друзья, они без актерского образования, но кое-какой опыт имеют. А еще 5 актеров работают в театрах им. Ермолаевой и Лицейском. Поэтому качество игры в этом фильме в отличие от моих предыдущих картин заметно повысилось.
Ты платил актерам?
- Профессиональным да, по чуть-чуть. А друзья работали за еду. Но кстати это тоже существенная часть расходов в бюджете (улыбается).
Я знаю, что ты снял уже больше 10 фильмов. Некоторые я смотрел. Я же правильно понимаю, что ты укладываешься в микроскопический бюджет?
- Да весь фильм обошелся примерно в 300 тысяч рублей - это затраты на съемочный процесс и аппаратуру. Плюс монтажное оборудование, которое нам бесплатно предоставил меценат, еще потянуло бы тысяч на 300. Итого более 600 тысяч рублей.
Я работаю в кинотеатре «Вавилон», откладываю с зарплаты и потом на эти деньги снимаю фильм. И так каждый раз.
Что будет с фильмом «Примесь порока» после показа в Москве?
- У нас был разговор с прокатной компанией «Киноленд». Они ориентируются на Запад и США. Я отсылал им трейлер фильма, они сначала заинтересовались, но позже сочли фильм слишком мрачным и агрессивным, а им нужны комедии. Будем вести переговоры с другими прокатчиками. Я знаю, что другой наш омский режиссер Игорь Кинько, продвигал свои фильмы через «Киноленд» на аудиторию в США. Его фильм пока не отбился по деньгам, но процесс идет.
А есть финансовые перспективы от работы со стриминговыми платформами, которые сейчас активно развиваются, в том числе и в России?
- Я пока не работаю в этом направлении. Обычно этим занимаются продюсеры, которые договариваются с «Кинопоиском», IVI или другими платформами. Я знаю, что сам стриминг забирает себе примерно 50-60% от проката. Еще 25% от оставшейся суммы достается дистрибьюторам. То есть автору остается примерно 10-15% от заработка. Но у авторского кино хотя бы есть шанс попасть в стриминг, а в прокат почти невозможно. Вообще развитие стриминговых платформ сильно меняет лицо индустрии, составляя серьезную конкуренцию кинотеатрам.
Как удалось договорится с Домом кино о показе?
- Мне помог друг. Он живет в Москве и состоит в гильдии актеров. Он поговорил с кем-то из руководителей Дома и они заинтересовались. Я прислал трейлер, сценарий. У меня еще уточнили, нет ли там каких-либо политический отсылок. Но там ничего такого нет.
Ого! Даже так… Давай поговорим о твоей личности. Мы давно знакомы и я очень этому рад… И ты мне немного напоминаешь героев фильма «Жизнь богемы», эдаких художников, творческих деятелей, но без гроша в кармане…
- Спасибо за сравнение с хорошим кино (смеется).
Я это говорю потому что вижу, твою одержимость кино. Для многих фильмы - это лишь способ заработка, чтобы ворваться куда-то в гламур. А для тебя кино - это конечная цель.
- Фразу, которую я слышу от 90% людей в разные годы - «я не знаю, чем хочу заняться в жизни». А я с 6 лет знал, что кино - это мое. Это забавно, ведь в Омске практически нет этой индустрии. Это всегда была закрытая сфера, да и сейчас она лишь немного приоткрыта. Туда проникают единицы. Но я всю жизнь носил в себе это желание и в 2000 году, как только у меня появилась камера, смог приступить к реализации своих идей.
Ты доволен уровнем своих работ?
- Главное, что с каждым разом я поднимаюсь чуть выше. И хотелось бы продолжить движение вверх, пусть и медленно. Возможно, я пока не достиг каких-то кинематографических высот, но разве это повод все бросать? Это бесполезно. Я знаю, что все равно, приходя домой, буду писать заметки, диалоги, сценарии. Я буду продолжать читать мемуары и биографии великих режиссеров. В общем у меня нет шансов уйти из кино. Многие говорили, что мои фильмы плохо сняты, и надо снимать совсем по-другому. Но прошли годы и они ничего не сняли, некоторые даже камеры купили, но до дела так и не дошло.
Мне нравится фраза Джорджа Лукаса, он сказал, не ждите, когда придет один прекрасный день, один прекрасный день — сегодня. Поэтому я всегда если что-то собрался сделать, то делаю сразу, редактирую сценарий, пишу актерам, не теряю время. Я прокрастинацией не страдаю.
Я поражаюсь насколько твои фильмы добрые и наивные. И даже порой, уж прости, приторно наивные. Это ты свою внутреннюю доброту переносишь на экран или это просто выстрел в конкретную аудиторию?
- У меня есть фильм «Под звездным небом». Я изначально хотел сделать мелодраму для женской аудитории. Когда я был на показе, то внимательно наблюдал за зрителями - и мне кажется именно на женскую аудиторию он зашел. А мужчинам, да, пожалуй этот фильм был не особо интересен. Но уже в «Примеси порока» я хотел снять все более жестко, полностью убрать ванильность… Но на меня начали наезжать актрисы, мол, как можно такое играть? Где-то мне удалось их уговорить, где-то мы пошли на компромисс, иначе бы я потерял актрис. Я всем рекомендовал предварительно посмотреть «Последнее танго в Париже».
И актрисы твоего фильма не хотели оказаться на месте Марии Шнайдер (исполнительница главной роли в фильме «Последнее танго в Париже» - «НО»)?
- Они хотели бы сняться у Бертолуччи, но не в той знаменитой сцене с насилием.
Лично я, снялся бы у Бертолуччи в любой сцене (улыбается).
- Увы, этого ты уже не сможешь доказать (улыбается).
Хорошо давай тогда не будем о насилии, а поговорим о счастье… Вот ты - не богат, не женат, живешь своим увлечением… Ты счастлив?
- Да. Я жалею только об уходящем времени. Боюсь все не успеть. Задумок очень много.
Райнер Фасбиндер по несколько фильмов в год выпускал и умер в твоем возрасте…
- Да, но это не из-за активной работы, а потому что он запрещенные вещества употреблял…
А у тебя как с допингом - много пьешь алкоголя?
- Нет, я не напиваюсь.
Может у тебя в окружении постоянно какие-нибудь развратные женщины в рваных колготках… (смеется). Прости, меня не отпускают сцены из «Жизни богемы»…
- (Улыбается). Я, конечно, знаком с похожей эстетикой. С представителями каких-только субкультур в жизни я не общался - готы, скинхеды… Мы собирались все вместе в одной компании и делали видео зарисовки, снимали шоу.
Ты сказал, что в индустрию вход почти закрыт, но кроме тебя есть же и другие режиссеры из Омска - Игорь Кинько, Борис Гуц… Какие у тебя с ними отношения?
- С Борисом Гуцом заочно знакомы, но лично пообщаться пока не удалось. С Игорем Кинько мы общаемся с 2002 года. Мы вместе начинали снимать еще на дешевые камеры. Но они оба уже давно переехали в Москву.
Ты еще профессионально занимаешься прокатом - выстраиваешь ассортиментную политику в кинотеатре. Как сейчас обстоит ситуация с окупаемостью фильмов?
- Уже много лет на вершине российского проката фильм «Аватар» - сборы 3,5 млрд рублей. Второе и третье место занимают отечественные фильмы «Холоп» и «Движение вверх» - около 3 млрд руб. Но вообще примерно 90% российских фильмов не окупается.
У тебя уже выработалась интуиция - что зайдет зрителю, а что нет?
- Раньше чаще угадывал, но в последние годы предугадать все сложнее. Вот, например, фильм «Верность» Нигины Сайфуллаевой, это недорогая драма - бюджет примерно 20 млн руб. Собрали 100 млн руб. И перед премьерой мы с управляющим обсуждали - зайдет фильм или нет. И я почему-то словно почувствовал, что на этот фильм пойдут зрители. К тому же про него много писали в интернете, он позиционировался как эротическая драма. И прокатчик просил немного: хотя бы два сеанса в день в хорошее время. И в первый же день, когда начались продажи стало ясно, что фильм будет работать не 2-3 дня, а продолжительное время, потому что люди будут его рекомендовать. Так и вышло. Мы каждый день добавляли количество сеансов и всегда был полный зал. Или другой пример - работа Джаника Файзиева «Вратарь галактики»… Я почему-то на 100% был уверен, что он провалится в прокате. Хотя это высокобюджетный фильм - порядка 800 млн рублей потратили. А собрали едва 100 млн рублей.
Если убрать поддержку государства через Фонд кино, что будет с российской индустрией?
- Она исчезнет. Российская киноотрасль в отличие от Голливуда, где все делается на частные инвестиции, очень зависима от бюджетных денег. Однако развитие «Нетфликса» может в будущем разрушить монополию Голливуда. Взять фильм «Не смотрите вверх», он ведь не вышел в прокат, он вышел сразу на стриминге. И ведь сам фильм не какой-то второсортный… Посмотрите какая россыпь актеров - Мерил Стрип, Леонардо Ди Каприо, Тимоти Шаламе… И «Нетфликс» сейчас активно работает в том числе и с российскими кинематографистами, чтобы делать контент и не зависеть от кинопроката.
Если говорить об американской киноиндустрии, то там какой-то неизвестный режиссер может снять дешевый ужастик, его покажут где-то на фестивале и все - вокруг него уже топла продюсеров.
То есть там кинематографические лифты работают лучше, чем в России?
- Да и даже при большей конкуренции. Вот в России в индустрию попадают единицы. Скажем, Роман Каримов снял «Неадекватные люди». Фильм имел маленький бюджет, но он полюбился зрителю. И Каримов попал в индустрию, и стал снимать дальше - фильм «Вдребезги» уже с большим бюджетом и так далее.
Ты говоришь сейчас много о цензуре денег, а что насчет цензуры государства? Как ты думаешь, был бы ты более успешен, если бы снимал фильмы в советское время?
- Сильно сомневаюсь, что коммунистическая цензура пропустила бы мой фильм «Примесь порока» (улыбается). Нет, сейчас работается легче. Я не хотел бы быть измученным цензурой как Андрей Тарковский.
Я знаю, что у тебя потрясающая кинематографическая эрудиция. И я тоже подготовился (смеется). Давай, в том числе и для просвещения наших читателей, сыграем в игру. Тебе нужно выбрать только один из двух вариантов. Итак режиссеры - Антониони или Пазолини?
- Пазолини. Им я больше проникся. Он очень особенный режиссер, писатель, поэт. Был себе на уме. Коммунист, атеист, гей, гений. Прожил яркую жизнь и трагически погиб.
Хорошо, давай дальше - «Барри Линдон» или «Космическая одиссея»?
- Многие на моем месте не задумываясь бы ответили, что «Космическая одиссея». А «Барри Линдон» незаслуженно ушел на второй план среди работ Кубрика. Но это один из его лучших фильмов, классно снятый в естественном освещении. Мне сложно выбрать, потому что сначала в 17 лет я посмотрел «Одиссею» и был совершенно потрясен. А «Барри Линдон» посмотрел позже и тоже был потрясен. Но так как «Одиссеей» я восхищался дольше, то выберу это фильм.
Продолжим. Операторы: Вадим Юсов или Витторио Стораро?
- Поступлю не очень патриотично и выберу Витторио Стораро. Он снял мои любимые фильмы, это прекрасная операторская работа. Когда я посмотрел «Апокалипсис сегодня», то не мог понять как им это удалось? Операторская работа и игра со светом - гениальная. Но Юсов среди российских операторов, наверное, лидер.
Еще вопрос. Французская новая волна или итальянский неореализм?
- И хотя я очень люблю фильм «Похититель велосипедов» выберу все-таки французскую новую волну. Она началась с фильма «Четыреста ударов» и «На последнем дыхании». Это был настолько смелый подход в те времена, в 60-е, что можно разбить все кино на до Жана-Люка Годара и после. Он перевернул кинематограф. Такой монтаж за 60 лет существования кино вообще никто не делал. Он повлиял и на Квентина Тарантино и на всех остальных. Он и сейчас актуален.
Пройдемся по продюсерам. Альберто Гримальди или Орсон Уэллс?
- Орсона я в первую очередь считаю все-таки режиссером. Поэтому как продюсера выбираю Гримальди. Это глыба. Он работал со многими великими режиссерами - Феллини, Бертолуччи…
Перейдем к актерам - Марлон Брандо или Леонардо Ди Каприо?
- Марлон Брандо дебютировал в кино в 50-м году в фильме «Мужчины» и через пару лет стал просто всеобщим любимцем. А Ди Каприо стал суперзвездой в 1998 после выхода «Титаника». И интересно, что популярность Лео кинокритики стали сравнивать именно с той популярностью Брандо. Ни с Робертом Редфордом, ни с другими, а откатили именно до 50-х годов. Оба красавчики, которых все любят, но при этом они еще и мощные актеры. Выбирать из них мне сложно. Марлон Брандо более заслуженный, но я уверен, что Леонардо Ди Каприо до конца жизни еще парочку Оскаров получит, поэтому выбираю его.
Ок. «Ленфильм» или «Чинечитта»?
- Здесь выбрать проще. «Ленфильм», как и «Мосфильм» снимали хорошие фильмы, но у «Чинечитта» совсем другой масштаб - это крупнейшая киностудия в Европе, которая снимала мировые хиты.
И последний вопрос. Снимать умное авторское кино для небольшой аудитории или откровенную попсу, но на весь мир и заработать много денег и славы… Что бы ты выбрал?
- Я бы предпочел смешать авторское кино и блокбастер. Так делает Кристофер Нолан. Но если речь идет о сортирных комедиях… мне этого ничего не надо. Я лучше пойду в авторское кино.
Самое актуальное в рубрике: Переход наличности со Шкуренко
Больше интересного в жанре: Интервью
Просмотры: 119671
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 6):