Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

09 февраля 2022 14.34

«Из-за острого дефицита кадров зарплаты опытных омских специалистов сравнялись с московскими» - Константин Курдюмов о рынке ИТ-разработки

Уже через неделю в Омске стартует ИТ-Форум-2022. Одна из его секций будет посвящена проблематике в отрасли разработчиков программного обеспечения. Директор омского филиала компании Luxoft, президент Ассоциации ИТ-Кластер Сибири Константин Курдюмов рассказал «Новому Омску» какой бизнес активнее всего пользуется услугами разработчиков, и как COVID-19 повлиял на рост зарплат в отрасли, и правда ли что российские кодеры самые крутые в мире.

«Из-за острого дефицита кадров зарплаты опытных омских специалистов сравнялись с московскими» - Константин Курдюмов о рынке ИТ-разработки

Александр Катаев

Константин, на ИТ-Форуме-2022 вы курируете секцию разработчиков программного обеспечения. Что будете обсуждать с коллегами, какие вызовы стоят перед отраслью?

- Эта секция построена в формате обмена экспертным опытом между инженерами уровня regular и выше. Они расскажут о реализации своих решений на конкретных бизнес-кейсах. Ключевой момент в том, что в Омской области не так много площадок, где в одном месте собираются доклады такого уровня, с таким набором технологий заказной разработки для Enterprise-сектора. Организация такого рода мероприятий важна для IT-сообщества в целом, чтобы эксперты понимали, что есть коллеги в регионе, с кем можно обменяться мнениями, послушать реальный мировой опыт.

Расскажите подробнее о кейсах, которые будут звучать. Какие компании их будут представлять?

- Повестка секции сформирована из компаний, которые занимают нишу корпоративной Enterprise-разработки. Это такие центры разработки как Райффайзен банк, Сбер-технология, Luxoft, Deeplay, ISS Art и другие. В основном будут кейсы, как применять ту или иную технологию: например, в разработке Java, в автоматизации тестирования, для реализации какой-то задачи клиента. Из жизненных примеров будет доклад от Райффайзен банка об организации айтишного сообщества на примере DevOps. Это специалисты, которые занимаются автоматизацией разворачивания серверов в виртуальной среде, а также автоматизацией развертывания и конфигурирования программного обеспечения на конкретный сервер или среду. Проще говоря, они заменяют штат системных администраторов, которые лет 15 назад должны были каждое ПО вручную установить, настроить и запустить. А в современной индустрии есть методики и наработки, которые позволяют все это делать в автоматическом режиме. Нажатие мышки - и через 5-10 минут приложение уже будет доступно к использованию. Более того, оно уже будет протестировано на наличие дефектов.

Вы упомянули сразу два банка. Можно ли говорить о тенденции, что в корпоративном секторе именно банковская сфера сегодня уделяет большее внимание разработке софта?

- Это правильное наблюдение. Порядка 70% рынка заказной разработки — это банковская деятельность. И до начала пандемии индустрия банкинга и финансовых сервисов в России и странах СНГ была на максимальном подъеме. Такие продукты появились у Тинькова, Сбера и друих. Мы привыкли, что все живет в нашем телефоне, делается одним кликом. Поверьте, во многих странах такого даже близко еще нет.

Плюс банки исторически всегда обладали большим парком программного обеспечения, которое требовало постоянной модернизации. Веяние времени и запрос клиента, который уже привык к хорошему, подстегивает спрос на обновление систем.

А когда начался коронавирус и потребовались услуги удаленных сервисов, то произошел просто неимоверный пик запроса на рынке. Поэтому банки и центры разработки — это ключевой генератор выручки.

На втором месте заказы, связанные с государственными программами по цифровизации. Так сложилось, что перед началом пандемии они отыграли на подряды, и сейчас идет внедрение множества федеральных систем. Их разработка тоже подстегнула спрос. Поэтому на рынке разработки сейчас сформировался огромный дефицит кадров.

А как эти процессы повлияли на повышение зарплат разработчиков?

- Даже если взять официальную статистику, то заметен рост средних зарплат. Если говорить именно о сфере заказной разработки ПО, а не в целом ИТ-индустрии, то из-за острого дефицита кадров случилось необычное событие - зарплаты опытных специалистов со стажем от двух лет сравнялись с московскими. Это произошло около года назад.

С одной стороны, это можно назвать социальной справедливостью. Но для региональной компании это серьезный вызов с точки зрения маржинальности бизнеса, многие работодатели были к этому не готовы.

Но в целом для индустрии и конкретных экспертов это хорошее событие. Мы видим, что ковид подстегнул спрос на цифровизацию, и формат удаленной работы не стал каким-то исключением или дополнительным сервисом. Это стало нормой. Из-за рубежа посыпались предложения по трудоустройству для наших специалистов без переезда. Можно оставаться в любом городе нашей страны, но при этом работать за рубежом и получать достойную зарплату.

Уравнивание зарплат связано и с банковской сферой. До ковида банки имели жесткие ограничения, что центры разработки должны быть только в офисе — в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Теперь эти требования сняли, что тут же привело к взрывному росту в этом направлении.

Теперь разработчику больше не нужно переезжать в столицы, он может спокойно находится в Омске и получать высокие зарплаты...

- Да. Я как директор филиала Luxoft в Омске это отмечаю. Многие раньше переезжали в Москву или Санкт-Петербург ради существенного повышения материальной компенсации. Больше это не является триггером. Конечно же это приводит к уменьшению оттока кадров. Но, что скрывать, это не единственный фактор. Вопросы инфраструктурного обеспечения города, благоустройства, экологии — по моему мнению, это сейчас выходит на первый план. Тут еще есть над чем работать.

Могли бы вы оценить место российского ИТ-сообщества в мире? Мы в новостях слышим о российских разработчиках, которые чуть ли не мировую политику перекраивают, президентов выбирают. Насколько этот миф отражает реальную картину?

- Как представитель международной компании - а Luxoft представлен по всему миру - я могу ответственно заявить о том, что инженерная школа в России и в целом странах бывшего Советского Союза, является лучшей до сих пор. Это абсолютная правда. Наши разработчики входят в топ-1 на мировом рынке. Когда нужно что-то сделать в нашем российском стиле - быстро, качественно, нереализуемо - приходят к нам. По поводу межгосударственных заговоров не могу сказать, а вот с точки зрения качества инженерной школы — это да. Мы можем делать огромные, сложнейшие проекты. Все, что у нас реализовано в стране — тот же портал Госуслуги, другие информационные системы - очень мало в каких странах такое есть. Это тоже показатель.

Интересно, кстати, ваше мнение о Госуслугах. Как профессионал можете дать оценку приложению?

- Я считаю, что этот сервис на данный момент реализует те задачи, которые есть у государства по взаимодействию с гражданами. Понятно, что есть какие-то замечания, но свою функцию он выполняет. И благодаря Госуслугам многие вещи стали для нас обыденностью, о чем мы и не могли подумать лет 15 назад. Его будут развивать, улучшать. Это не просто планы, а даже государственные контракты уже подписаны по совершенствованию этого сервиса.

А есть такое понятие как омская ИТ-школа?

- Тут вопрос достаточно субъективный. Есть определенные рейтинги привлекательной инвестиционной обстановки для ведения ИТ-бизнеса. По ним Омская область входит в топ-5 или топ-3 областей. Об омской ИТ-школе говорить сложнее, поскольку наш рынок экспертов не такой широкий, к сожалению, это связано с оттоком кадров. Но например компания, где я работаю, обеспечила отрасль в Омске и стране сотнями если не тысячами достойных инженеров и ИТ специалистов. До пандемии идешь по офису Luxoft в Москве — все знакомые лица из Омского филиала. Эксперты, которые формируются местной школой, становятся классными профессионалами, которые могут работать в любой точке мира.

Есть ли сейчас в отрасли «икона» на которого все хотят быть похожим — эдакий Илон Маск от разработки?

- Я уже давно как разработчик не работаю, и у меня такая персона не всплывает. Такого как Стив Джобс нет. Слишком разрознен технологический пласт: много языков программирования, технологии и т.д. И это я говорю только о программировании, а есть и в цикле разработке еще много направлений — управление, аналитика, тестирование, автоматизация, DevOps и т. д. В каждом наверняка есть свои чемпионы. Наша секция и призвана показать, кто чемпион у нас в Омске.

Сколько насчитывается компаний и специалистов в омском сообществе разработчиков?

- Если в общем оценивать размер рынка труда — у нас около 8 тысяч человек в IT-сфере. Тех, кого можно причислить именно к индустрии разработки, несколько тысяч точно есть. Включая и тех, кто трудоустроен, и фрилансеров. В целом, чтобы понимать, по России цифра 650 тысяч. А дефицит кадров в ИТ аналитиками официально оценивается в год от 600 тысяч до 1 миллиона человек по стране.

Где сегодня готовят новые кадры в Омске?

- Одно из ключевых направлений ассоциации ИТ-кластер Сибири — это консолидация всех лучших практик от разных компаний по подготовке специалистов информационных технологий. Есть много примеров взаимодействия бизнеса с государственными вузами. Мы бы хотели поставить себе цель — выступать таким локомотивом внедрения инноваций в образовании. Мы готовы этим заниматься и реально можем здесь что-то сделать.

Основные вузы, где готовят ИТ-специалистов, — это ОмГТУ, который является официальным членом ассоциации, СибАДИ, ОмГУ, СибГУФК. В каждом есть примеры успешной интеграции бизнеса в учебный процесс. Компании открывают лаборатории, формируют учебные программы, помогают активно со стажировками. Форматов разных много. Для абитуриентов это должно стать дополнительным стимулом. Можно попасть на практику в компанию с последующим трудоустройством. Сейчас Luxoft берет студентов третьего курса на полставки — трудоустроено почти два десятка ребят. И это только один из примеров. Наша задача — помочь государству взращивать специалистов, востребованных на рынке.

Сколько сейчас могут зарабатывать специалисты в Омске? Это ведь тоже популяризаторский момент: студенты слышат, сколько могут зарабатывать и с бОльшим удовольствием идут в профессию.

- Это тонкая тема. Для студента совсем без опыта при полном рабочем дне зарплата может достигать 40-45 тысяч рублей в месяц. Сформировавшийся профессионал, работающий больше трех лет, может получать сотни тысяч рублей в месяц. Зависит, конечно, не только от стажа, но и от того, насколько человек самостоятелен в работе. Уровень специалиста определяется в рамках технических собеседований.

Как вы сами выбирали профессию разработчика?

- Моя история - это пример правильной профориентации. Это же касается и моих одногруппников, одноклассников — часть из них сейчас является директорами ИТ-компаний в Омске. Я вспоминаю это время с теплотой. Я учился в 66 лицее, это были 90-е годы, было много возможностей для разных экспериментов в образовании. Сейчас, наверное, все более отрегулировано и такой гибкости нет. Нас с 8 класса делили по специализациям. В том числе был инженерный класс, куда шли все, кто хотел работать с компьютером, программировать. У нас даже были преподаватели из ОмГТУ. В классе была особая атмосфера, когда вращаешься в этой среде единомышленников. Помню, нам нравилось делать проекты для себя, для удовольствия. Активно соревновались с другими школами в программировании и между собой, участвовали в различных олимпиадах и конкурсах, показывали высокие результаты и занимали первые места. Работа за деньги, связанная с программированием, у меня появилась, когда я еще был школьником. Это сейчас кажется нормой, когда дети чуть ли не с 10 класса могут работать и получать больше, чем их родители. А тогда это было редкость. Но возможности уже открывались.

Благодаря интеграции с конкретным вузом большинство из нас поступило в политех на профильный факультет. Почему я изначально заинтересовался этой темой в школе? Мама и папа у меня заканчивали тот же факультет и были разработчиками-программистами. Так и сложилось.

Многие идут в разработку или мечтают о ней, играя в компьютерные игры. В Омске есть специалисты, которые занимается разработкой игр? Вообще насколько этот бизнес перспективен? Или западные игроки захватили этот рынок, и российским компаниям там делать нечего?

- Эта такая индустрия возможностей, где можно, не имея ничего, сделать многое и куда-то выскочить. В Омске есть примеры успешных стартапов, которые выходят на мировые рынки, я знаю об этом. С точки зрения игровой индустрии я не обладаю информацией, есть ли успешные стартапы. Но я знаю, что в Омске есть небольшие компании, кто занимается game-индустрией. Возможно, это не мегамодные стрелялки с крутым видеосюжетом. Но есть же и мобильные игры. В целом в любом городе возникают такие компании — это один из быстрых способов организации бизнеса. Все, что нужно для старта — это голова и единомышленники. Если они готовы втроем-вчетвером немножко пожить без зарплаты, пытаясь сделать что-то классное, то у них есть шанс начать это монетизировать.

В фильме «Силиконовая долина» два программиста Гилфойл и Динеш постоянно спорят чей стиль программирования круче. Если ли вообще такое понятие — персональный стиль программирования, свой почерк?

- Конечно. Программирование - это творчество. Созданный разработчиком программный код и функциональные модули — прежде не существовали. Он криейтор, творец. Понятно, что в корпоративной разработке степень творчества управляемая — это производственный процесс с определенными требованиями. Но в свободном полете много творчества.

Константин, совсем недавно вы возглавили ассоциацию ИТ-Кластер Сибири. Куда пойдет объединение при новом руководителе?

- Мне интересно развитие омского ИТ-сообщества. Это и люди, и компании, и бизнес, и образование. Все это и является сферой интересов ассоциации. Первый момент - я вижу Кластер экспертной площадкой для входящей-исходящей информации от индустрии к исполнительной власти. Александр Михайлович Тимофеечев создал прекрасный рабочий инструмент и выстроил ассоциацию, которая помогает правительству Омской области понимать, что происходит в индустрии. Мы продолжим это развивать и поддерживать — это ключевой инструмент.

Второй момент - мы приложим усилия, чтобы наращивать количество членов ассоциации, повышать ценность участия в ассоциации для компаний. Отдельные усилия будем прикладывать для продвижения услуг членов ассоциации на омском рынке и не только.

Третий момент — подготовка специалистов в ИТ-индустрии, построение образовательной траектории. Мы готовы эту историю двигать, выступать локомотивом. Это уже немало, и я как новый президент постараюсь приложить к этому усилия.

Информационная поддержка

Самое актуальное в рубрике: ИТ-Форум2022

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий