
Новый Омск
17 февраля 2022 07.26
«Цифровая трансформация — это про людей…»: интервью с директором ООО «Основа Дата Нэт» Сергеем Барановским
В середине февраля в Омске пройдёт VII Международный IT -форум. Мероприятие уже несколько лет является деловой площадкой для взаимодействия IT-компаний, крупных промышленных предприятий, образовательных учреждений не только Омска, но и других городов России, Ближнего и Дальнего Зарубежья.
В числе активных участников и соорганизаторов форума - ООО «Основа Дата Нэт» - оператор центра обработки данных, который запущен в эксплуатацию в конце 2020 года под брендом CoreDataNet. Гость «Нового Омска» - директор ООО «Основа Дата Нэт» Сергей Петрович Барановский, один из известных экспертов ИТ-сферы региона, профессионал, долгое время представлявший интересы органов власти в ИТ-отрасли, а теперь занимающий должность руководителя первого в регионе высокотехнологичного дата-центра. О масштабном ИТ-Форуме и больших данных, о модной сегодня цифровой трансформации и актуальной информационной безопасности – наш большой разговор.

Сергей Петрович, учитывая ваш предыдущий профессиональный опыт, чем, на ваш взгляд, цифровая трансформация госструктур отличается от аналогичных процессов в бизнесе?
- Есть и сходства, и различия. Сейчас взаимодействие всех участников экономической жизни нашей страны проходит цифровую трансформацию. В этот процесс вовлечены компании, госорганы, граждане. Это, без преувеличения, глобальных процесс, о какой бы отрасли или сфере деятельности мы ни говорили: торговой, банковской, производственной, услуг. В государственной сфере наиболее ярким и заметным является переход в «цифру» государственных услуг, а также обратной связи от граждан к государственным органам. Можно сказать, что конечной целью цифровой трансформации госструктур является именно выработка механизмов быстрого, удобного, безопасного взаимодействия граждан и государственной власти. Для бизнеса подобная трансформация – прежде всего поиск новых рынков, новых форм взаимодействия с клиентами, как действующими, так и потенциальными. Конечной целью при этом является укрепление положения компании на рынке, повышение её эффективности и конкурентоспособности. Все это результат переосмысления того, чем для бизнеса являются данные. Теперь – это не просто цифры, результат аналитической работы или бизнес-планирования. Данные приобрели самостоятельную ценность, стали ключевым фактором производства.
Говоря о данных, нельзя не поговорить о новом для Омска стратегическом объекте – дата-центре. Его открытие широко освещалось в СМИ. И все же. Для чего он нужен, для кого предназначен? Какие плюсы получат омские предприятия и организации от сотрудничества с высокотехнологичным объектом?
- Центр обработки данных в Омске – на мой взгляд, точка роста цифровой трансформации региона. Такая трансформация стимулирует рост потребности в надежных площадках для хранения и обработки данных. ЦОД в цифровой экономике играет ту же роль, что завод или фабрика в эпоху индустриального развития. Можно сказать, что ЦОД – это «завод» данных, он эти данные хранит, перерабатывает, облекает их в нужную для потребителя форму. Услуги дата-центра полезны тем организациям и компаниям, чья деятельность напрямую зависит от бесперебойного обеспечения хранения и быстрой и эффективной обработки больших потоков информации. Принято считать, что услуги дата-центра востребованы только крупными компаниями, но на самом деле имеет место тенденция использования услуг и развивающимися компаниями, стартапами.
Есть вариант, когда клиентам требуется только наше здание, которое обеспечивает охрану, бесперебойное электроснабжение, климат-контроль и другие компоненты для обеспечения отказоустойчивости оборудования клиента. Это классическая услуга любых дата-центров: мы просто принимаем на хранение оборудование клиента и обеспечиваем к данному оборудованию безопасный доступ. Но есть и более сложные услуги. У нас есть свое оборудование, на его базе мы развиваем более высокоуровневый сервис – облачный.
Подробнее говорить о дата-центрах, о хранении и обработке данных, о качестве данных, которые сегодня являются «нефтью» цифровой экономики, мы будем говорить во время круглого стола «Большие данные. Искусственный интеллект» в рамках предстоящего ИТ-Форума. Мероприятие запланировано на 18 февраля с 11.00 до 13.00. Приглашаю всех заинтересованных присоединиться к трансляции, если не будет возможности присутствовать лично.

Столь высокотехнологичный объект предполагает наличие крупных проектов, которые не только принесут прибыль инвесторам, но и играют политическую и имиджевую роль. О каких проектах мы можем говорить с точки зрения развития дата-центра?
- Один из крупных проектов, на который мы сегодня делаем ставку, – это появление в Омске суперкомпьютера, который предполагается к размещению в дата-центре. В 2021 году нами подписано соглашение о создании Консорциума научно-образовательных организаций и предприятий Омской области, главной целью которого является формирование регионального сегмента суперкомпьютерной вычислительной сети. В данном проекте активно участвуют ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, ОмГАУ им. П.А. Столыпина, ОмГТУ, ОмГУПС, СибАДИ.
Кроме этого, мы активно сотрудничаем с Сибирским государственным университетом телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ, г. Новосибирск). СибГУТИ – единственный цифровой вуз на территории трёх федеральных округов Российской Федерации - Уральского, Сибирского и Дальневосточного. В рамках сотрудничества мы планируем вести не только образовательную, но и научно-исследовательскую деятельность, ориентированную на решение задач реального сектора экономики.
Говоря о сфере ИТ, невозможно обойти вниманием тему информационной безопасности. Кибермошенничество, киберугроза, хакеры и т.д. …
-Тема, действительно, актуальна. И прежде всего, это риски, которые относятся ко всем пользователям Интернета. Они возникают, когда гражданин пренебрегает собственной цифровой безопасностью, «кибергигиеной». Ведь речь идет не только о гражданах, которые со своих домашних компьютеров или мобильных телефонов выходят в Интернет, но и о сотрудниках разных организаций.
Что касается активной деятельности нашего отдела по информационной безопасности, то на сегодня «Основа Дата Нэт», будучи лицензиатом ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации и обладателем лицензии ФСБ на криптографию, решает широкий спектр задач: от проектирования информационных систем в защищенном исполнении, контроля защищённости конфиденциальной информации от несанкционированного доступа по техническим каналам до установки, монтажа, наладки и испытаний средств защиты информации и аттестации по требованиям защиты информации…
Более того, сегодня дата-центр выступает в роли универсального интегратора ИТ-решений, который с учётом требований всех регуляторов и стандартов по защите информации может создать информационные системы любого масштаба от уровня инфраструктуры ЦОДа до проектирования и ввода их в эксплуатацию в облачной инфраструктуре.
Какими качествами и компетенциями должны, по вашему мнению, обладать руководители, чтобы их предприятия и организации были действительно успешными в контексте цифровой трансформации?
- Я ориентируюсь на компетенции людей, которые проводят реальные изменения, а не игру в них (такое бывает часто). Первое качество - умение менять себя. Человек, который не может меняться сам, не в состоянии проводить изменения. Второе - это эмоциональный интеллект, умение слушать, слышать, отличать демонстрируемое поведение от реального.
Принято считать, что в проекты цифровой трансформации сложно попасть. Открою небольшой секрет: руководитель трансформации постоянно ищет союзников, которые обладают необходимыми знаниями, навыками и компетенциями. Поэтому третий навык - это умение выявлять, развивать, мотивировать и вести за собой людей.
Еще одна нечастая, но необходимая компетенция - работа с тремя горизонтами планирования. В голове у руководителя непротиворечиво увязан контекст ближайших трех месяцев, планы на год и перспектива ближайших двух-трех лет, а то и больше. Дальнейшее развитие этой компетенции - готовность быстро поменять направление движения.
Самая сложная компетенция - это целостность. На поверхностном уровне - соответствие слов и действий. На глубинном - объективность, отсутствие выборочного зрения, предвзятости при оценивании людей и ситуаций.
И завершающий набор компетенций - умение работать в условиях неопределенности, превращать хаос в порядок. И, разумеется, личная устойчивость, умение быстро возвращаться к балансу, потому что любая трансформация, любой сложный проект - это совокупность больших и малых кризисов.

Наверняка, есть такая сложность, с которой уже сталкиваются компании сегодня, когда возникают вопросы, связанные с цифровизацией, - это не вопрос «что делать?», а вопрос «кто будет делать?» Как обстоят дела со специалистами в дата-центре?
- Налицо парадокс: кандидатов в ИТ-специалисты много, однако поиск действительно необходимого специалиста превращается в квест. Существует разница между предложениями соискателей и пожеланиями нанимателей. Поэтому мы охотно берем студентов на практику и пытаемся из них вырастить хороших специалистов.
Еще о важном. Знаю не понаслышке, что различные структуры и организации, и не только в Омске, сталкиваются с тем, что их сотрудники не всегда решают поставленные задачи и не всегда хорошо разбираются в информационных технологиях, потому что сфера меняется стремительно, день за днем. Они плохо понимают проблемы информационной безопасности, поэтому редко соблюдают требования политики безопасности предприятия. Повышая уровень осведомленность сотрудников в вопросах ИБ, предприятия и организации избавятся от множества проблем. Минимизировать угрозы можно только с помощью обучения сотрудников, повысив уровень их компетентности. Поэтому одно из наших направлений именно в рамках образовательной деятельности – это информационная безопасность.
Что, на ваш взгляд, повлияет в будущем на региональный рынок ИТ-услуг?
- Давать прогнозы по сложным многофакторным явлениям сложно. Можем вместе порассуждать, какие темы будут важными. В последние несколько лет государство стало понимать, насколько велико влияние цифровых платформ, сервисов на различные сферы человеческой деятельности. Это электронная коммерция, цифровая логистика, цифровое производство, цифровое ЖКХ... Я думаю, что в последующие несколько лет государство и цифровые компании будут находить взаимно приемлемый баланс. Эта линия прослеживается уже сегодня. С одной стороны, регулирование, с другой - развитие и влияние на общественные процессы.
Информационная поддержка
Самое актуальное в рубрике: ИТ-Форум2022
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 17961
Самое читаемое
Новости от партнеров



















