Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

30 июня 2022 07.00

Как подготовить ребенка к школе — советы психолога родителям будущих первоклассников

Детский психолог центра «Планета друзей» Динара Даулбаева рассказала, зачем дома играть с ребенком в школу и что можно успеть за два последних месяца перед первым звонком.

Как подготовить ребенка к школе — советы психолога родителям будущих первоклассников

Александр Румянцев

«Новый Омск» обратился в «Региональный ресурсный центр поддержки семей с детьми», созданный общественной организацией «Планета друзей» в рамках нацпроекта «Образование». Для родителей здесь организованы бесплатные консультации по вопросам воспитания и обучения. Психолог центра и трижды мама Динара Даулбаева рассказала о том, как помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни.

Фото: Александр Катаев

Динара Рафаэльевна, нужно ли как-то специально готовить будущего первоклассника к школе?

- Готовность к школе оценивается с разных сторон — интеллекта, здоровья, мотивации (хочу или не хочу идти в школу), социального развития. Должна быть сформирована эмоционально-волевая сфера, когда ребенок готов к произвольному выполнению заданий, зачастую монотонных и не интересных. Не менее важна психологическая готовность ребенка.

В чем она выражается? И как правильно психологически подготовить будущего первоклассника?

- Дети оказываются в новых условиях и часто не знают, как себя вести в школе. Что делать, если закончились уроки, а мама не забрала вовремя? Или потерял где-то шапку? Родителям лучше заранее обговорить с ребенком, как быть в той или иной ситуации, чтобы он не испугался.

В школе есть определенные правила поведения. Например, вошел учитель в класс — нужно встать в знак приветствия. Если ребенок посещал детский сад, то он уже умеет завязывать социальные связи, общаться с другими детьми. А в школе добавится взаимодействие с учителем, и ребенок должен адекватно реагировать на задания, замечания, оценки.

Родители больше упор делают на интеллектуальную подготовку. Как вы считаете, нужно ли заранее, до школы, учить ребенка читать и писать?

- С одной стороны, это не всегда хорошо — что же он будет в школе делать? С другой стороны, новые веяния предполагают, что ребенок к школе имеет определенные навыки. К середине учебного года первоклассники уже должны сами прочитать задание и понять его. Я все-таки за то, чтобы ребенок умел читать к школе. Но если вы беретесь учить дома, нужно знать методику, чтобы не сделать во вред. Учителю потом придется переучивать, а это всегда сложнее. Если уж хотите подготовить - доверьте ребенка педагогам.

А если дошкольник уже немного умеет читает, как его дальше заинтересовать чтением?

- Сходите в библиотеку или книжный магазин, пусть он сам выберет книгу, которая интересна ему. Если ребенка зацепили иллюстрации или сама история, тогда ему будет любопытно узнать, что же там дальше. И пусть в книге будут большие картинки и всего одно предложение на странице. Не гонитесь за объемами — главное, чтобы ребенок понимал прочитанное.

И конечно, если дети никогда не видят родителей с книжкой в руках, они не поверят, что чтение — это увлекательное занятие. Еще одна хорошая традиция — читать ребенку вслух.

По поводу мотивационной готовности. Что делать, если ребенок говорит, что не хочет в школу?

- Родителям стоит донести до ребенка, что он уже не дошкольник, не малыш, а первоклассник. Его статус изменился и это здорово. Можно подчеркнуть отличия от детсада: там вас днем укладывали спать, а в школе нет сончаса. Почти всем детям нравятся такие перемены. Важно создать ожидания, что ребенка ждет в школе: уроки, между ними переменка, поход в столовую.

Ребенка наверняка заинтересует новая школьная атрибутика, соответствующая его новому статусу. Рюкзак, тетради, пенал, учебники, красивые ручки - пусть все это он выберет сам.

Но главная мотивация в том, что в школе он узнает много нового о мире, о себе, о том, что его интересует.

Фото: Александр Румянцев

Есть ли приемы, которые помогут адаптироваться школьнику, пробудят в нем интерес к обучению?

- Можно дома поиграть «в школу». Сначала учителем будет он, а учениками — мама, папа, игрушки. А потом - поменяться ролями. Во-первых, вы поможете своему первокласснику втянуться в учебу: например, в игровой форме доделать дома задания, которые он не успевает выполнить на уроке. Во-вторых, увидите, как в школе проходят уроки, как с ним разговаривает учитель, как ведут себя дети. В-третьих — вы даете возможность ребенку отреагировать эмоции, прожитые за день. Допустим, в школе у него что-то не получилось, и с чувством неуспеха он ушел домой. В игре эта ситуация проявится, ее можно обсудить. «Ты сделал так, а как бы хотел поступить?» И дома школьник может проработать в игре сложный момент.

Интерес к чтению можно пробудить, играя в квесты. Разложите записочки с понятным для ребенка текстом — иди на кухню, загляни в коробочку, и т. д. В конце небольшой приз. Сегодня вы составляете квест для ребенка, а завтра он придумает свой для вас.

Еще одна игра в слова, которая нравится детям. Несколько листов А4 складываем пополам и делаем два разреза так, чтобы получились три карточки в виде откидных блокнотиков. Первая карточка — кто (мама, кошка, сестра). Вторая — что делает (жарит, играет, прячет). Третья — чем, что, кого (котлеты, мяч, телефон). И когда ребенок наобум переворачивает карточки, получаются случайные, часто смешные, сочетания. «Мама жарит... телефон». Обычно дети с удовольствием читают и хохочут.

А какие знания должен освоить ребенок до поступления в школу? Есть критерии?

- Это называется кругозор ребенка. Будущий первоклассник должен уже знать, как зовут родителей, где они работают и кем. Называть свое имя, дату рождения, где живет: в какой стране, городе, домашний адрес. Перечислять времена года, месяцы, дни недели. Знать счет — прямой и обратный. Уметь составлять рассказ по картинкам. Все эти знания и навыки помогут легкой адаптации в школе.

К этому возрасту должна быть сформирована мелкая моторика. Один из методов диагностики - когда ребенка просят нарисовать фигуру человека. В идеале должны быть прорисованы все части тела, включая пальцы, стопы, уши и т. д. Такой рисунок говорит не только об интеллекте ребенка, но и о его психологическом состоянии. Например, наличие шеи у фигуры означает, что у ребенка есть наблюдательность, любознательность, он готов к обучению в школе. Руки открыты — он готов к общению.

Бывает, что у ребенка что-то не получается, у него опускаются руки, он не хочет начинать что-то новое. Как поддержать его, вселить уверенность?

- Хвалить начинающего ученика за каждое достижение. И сравнивать только с самим собой, а не с одноклассниками или знакомыми. Лучше сказать: «Ты помнишь, у тебя не получалось палочки ровно писать, а теперь у тебя такие красивые буквы получаются. И с другим делом тоже справишься». Если вы критикуете ребенка, делать это лучше наедине. А вот похвалить можно и на людях.

Совсем немного остается до начала нового учебного года. Что важно успеть в оставшиеся летние месяцы?

- Ближе к сентябрю необходимо выстроить режим дня, который будет действовать во время учебы. За неделю-две по утрам поднимать ребенка пораньше. В первой половине дня можно организовать небольшое занятие — но не уроки, а собирание конструктора или рисование. Это будет своеобразной адаптацией к школьному режиму.

Как родителям самим перестать тревожиться, что их ребенок пойдет в школу?

- Зачастую к школе не готовы родители, а не дети. Родителям тоже нужно психологически подготовиться к новому этапу в жизни ребенка. Принять, что ребенок стал большим. А значит, ему нужно дать больше самостоятельности, возможность проявить себя, делать свой выбор.

Если родитель оптимистично настроен по отношению к школе, то и ребенку будет легче перейти на новую ступень. Ребенок чувствует, что мама и папа верят в него, и значит все будет хорошо.

 

Консультационная поддержка родителей проводится в рамках проекта «Региональный ресурсный центр поддержки семей с детьми». Центр прошел конкурсный отбор на получение грантов в рамках федерального проекта Министерства просвещения РФ. Концепция проекта - консультирование родителей, имеющих детей до 18 лет или желающих принять в семью ребенка на воспитание. К работе привлечены эксперты в области развития, обучения, воспитания детей, в том числе с ментальными нарушениями и инвалидностью. Все консультации для семей бесплатны.

Записаться на консультацию можно по единому номеру организации 8-923-683-71-95 или в аккаунтах «Планеты друзей» в социальных сетях.

Фото: Александр Катаев

Информационная поддержка

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Новости

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий