Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

15 июля 2022 07.00

«Эти дети могут совершать чудеса»: омский педагог раскрывает музыкальный талант в учениках с ограниченными возможностями

Она преподает в ДШИ №14.

«Эти дети могут совершать чудеса»: омский педагог раскрывает музыкальный талант в учениках с ограниченными возможностями

Фото предоставлено героиней интервью

«Новый Омск» пообщался с Инной Борисовной Шевчук, которая обучает музыке не только обычных детей, но и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и мотивирует их верить в свои силы. Она преподаватель по классу «Фортепиано» и концертмейстер детской школы искусств №14, расположенной на улице Комкова в спальном районе Левобережья.

В этом году Инна Борисовна стала победителем регионального этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации» и получила гран-при межрегионального этапа этого конкурса.

Инна Борисовна, как давно вы занимаетесь с детьми с ОВЗ?

— Уже более 20 лет. Раньше это была огромная редкость – раз в несколько лет приходило по одному-два человека, а нередко родители просто умалчивали информацию об особенностях своего ребенка. Когда такие ученики появлялись в моем классе, то работали по обычной программе. Но за последние годы количество детей с ОВЗ резко увеличилось, и мы решили, что пришло время создать для них адаптированную программу.

Когда программа была создана?

— Мы запустили ее в 2018 году: перевели на новую программу тех детей, которые до этого учились наравне со всеми, но не успевали осваивать основную программу – им было тяжело. Дополнительно сделали новый набор, поскольку родители тут же узнали об этой программе – слух о ней пошел по всему городу.

В этом году у нас был первый выпуск для детей, завершивших обучение по адаптированной программе, и они достигли больших успехов. Им на смену приходит новый и новый поток – на будущий год мой класс уже переполнен, и трое детей стоят в очереди на адаптированную программу.

Сколько всего в школе детей, обучающихся по адаптированной программе?

— Сейчас у нас учится 11 человек. Обучение может длиться до восемнадцати лет, а приходят они к нам примерно в восемь-девять лет.

Самая старшая ученица по адаптированной программе выпустилась в этом году в 16 лет – она планирует поступать в колледж культуры искусств. Она пришла уже довольно взрослой, но ее родители приложили максимальные усилия, они работали дружной командой. На третий год обучения ученица стала обладателем премии мэрии города Омска. И это пока единственная девочка с выпуска, которая хочет поступить в музыкальное училище, где тоже создают хорошие условия для обучения детей с ОВЗ, и связать с музыкой свою профессию. Дай бог, чтобы у нее все получилось. У ребенка были волевые нарушения, а это очень сложное заболевание.

Есть какие-то задания или тесты, которые дети с ОВЗ сдают при поступлении в вашу музыкальную школу?

— У нас проводится экзамен, но не общей комиссией, а сокращенной – только тем педагогическим составом, который будет непосредственно заниматься с ребенком по этой программе. Требования общие – спеть песню, прохлопать ритм, что-то повторить и проверить, как развита память. Но мы очень лояльно относимся ко всем детям и должны заметить порыв ребенка к музыке прямо на этом экзамене.

То есть чаще всего не отказываете в приеме?

— В основном не отказываем вовсе, только по медицинским соображениям. Если ребенок не закончил лечение в соответствии со своим диагнозом, и ему рано идти на обучение в принципе, это будет видно сразу. Тогда мы объясняем родителям, что для начала необходимо довести до конца все возможное лечение, а потом уже проходить реабилитацию средствами музыки. Иначе ребенок будет неуспевающим даже обучаясь по адаптированной программе.

Где еще в Омске возможно обучение по адаптированной программе для детей с ОВЗ?

— По специальной программе обучают также в ДШИ №2 имени А.А. Цыганкова. При этом сейчас чуть ли не каждый третий ребенок идет однозначно с какой-то особенностью. Бывает просто гиперактивный, но и в таком случае нужно индивидуально подходить к обучению.

В чем отличие адаптированной программы обучения от основной?

— Она рассчитана на 4 года вместо обычных 8 лет и создана для тех детей, у которых серьезные заболевания, подтвержденные справкой об инвалидности – нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержки психического развития.

Адаптированная программа - это выход для таких детей. Если бы они пошли на программу восьмилетнего обучения, то первые два-три года с большой вероятностью они бы не успевали за общим учебным планом, расписанным по четвертям, за зачетами. И это была бы настоящая психологическая травма и для ребенка, и для его родителя.

В рамках адаптированной программы можно давать ребенку по нагрузке изначально более простые произведения. Потому что главное - зажечь интерес, а сложные вещи лучше отложить до того момента, когда станет получатся и появятся на это силы.

Есть ли разница в составе дисциплин или продолжительности занятий?

— В основном программа идет в рамках школьного плана, преподаются такие дисциплины, как сольфеджио, музыка и окружающий мир, вокальный ансамбль. Если бы не было этих предметов, не было бы комплексного музыкального развития.

По времени индивидуальный урок длится обычные 40 минут, но для детей с ОВЗ я очень часто делаю переменки: мы не покидаем класс, но встаем, перемещаемся по кабинету, чтобы немножко отвлечься. Потому что надолго задержать внимание на инструменте у такого ребенка сложно – кто-то быстро утомляется, кто-то наоборот проявляет гиперактивность.

В адаптированной программе меньше зачетов и учитывается индивидуальный подход к каждому, ведь ребенок может проходить какое-то лечение и на время выпасть из обучения, тогда зачеты переносим. Бывает и наоборот – все быстро выучил, и тогда лучше сдать зачет по этой теме раньше.

Адаптированная программа – это первый шаг, чтобы затем переходить на новые уровни, более сложные. Даже в самой программе есть три уровня: стартовый, базовый и продвинутый. Однако самое важное на любом из них – это гибкое отношение к ученику.

Взаимодействуют ли дети с ОВЗ с остальными учениками музыкальной школы?

— Они занимаются в группах, объединенных по адаптированной программе, но в стенах школы общаются с всеми детьми. Почти каждый ученик занимает призовые места и становится лауреатом международных музыкальных конкурсов, проводимых дистанционно.

В следующем учебном году у меня будут выпускаться два удивительно талантливых ученика, которые имеют особенности и обучались при этом по обычной программе. Они также лауреаты международных музыкальных конкурсов, а один из них стал обладателем премии губернатора Омской области «Мир открытых возможностей» по итогам 2020 года.

И у этих мальчиков как раз в группе великолепные отношения. Конечно, существуют дети, которые могут с опаской смотреть на ребенка с ОВЗ, мы никуда от этого не денемся. Но в основном все друг к другу относятся очень по доброму, а дети с ОВЗ особенно рады, что есть возможность общаться с ровесниками в стенах музыкальной школы.

Фото: omsk-eparhiya.ru

Концерты у детей тоже общие?

— Когда первый год начали работать по адаптированной программе, мы завели систему делать два раза в год отчетный концерт – в конце декабря и в конце апреля. И это были отчетные концерты только детей по этой программе.

В этом году у меня в классе был 21 человек, но у нас никого не выделяли – все вместе выступали, и концерты даже становятся интереснее, когда объединяешь детей. Когда был карантин, и мы вынуждены были делить учеников на группы по 10 человек, то дети расстраивались и постоянно спрашивали: «Где наши друзья?». Им скучно становилось, когда их разделяли даже для концертов.

Работать с детьми с ОВЗ сложнее или легче, чем с остальными?

— Мне вообще кажется, что с любым ребенком в этом плане примерно одинаково и всегда нужен индивидуальный подход. Есть масса педагогических методов, но к каждому нужно подбирать собственные, универсального тут нет и быть не может.

Я беру довольно большую нагрузку, поскольку мой класс полностью укомплектован. Среди детей в этом году у меня было шесть учеников с ОВЗ, при этом нельзя сказать, что сил на них тратится больше или меньше. Я вообще никого не разделяю – дети и дети. Каждому своему ученику говорю, что он талантливый.

При этом могу отметить, что дети с ОВЗ более открыты и ответственны. Им даешь задание, и они с удовольствием и долго делают его дома. У них совершенно другой спектр интересов, а общеобразовательная школа и школа музыкальная становятся для них выходом в социум. Для них важно общение, и они с удовольствием приходят на занятия.

Со слезами на глазах в этом году прошел выпускной, многие очень просили остаться еще хотя бы на год или поучиться на другой программе. И как раз ради этого общения ребята преодолевают огромные трудности в музыке. Эти дети меня радуют своей работоспособностью и жаждой жизни, буквально заражают энергией, ведь они так многого хотят достигнуть. Смотришь на них, и свои трудности кажутся ерундой.

Стоит ли родителям задумываться о том, чтобы отдать ребенка с ОВЗ в музыкальную школу и какую роль играет музыка в развитии таких детей? Или это лишнее?

— Возможно кому-то сперва нужно пройти развитие через спорт или живопись, а уже потом прийти к музыке. Ведь музыка предлагает комплексное развитие, и когда отправляют сперва на адаптированную программу, есть очень хороший шанс перейти к обычной программе и продолжить обучение уже наравне со сверстниками.

В этом году родители написали отзывы на обучение по нашей программе и рассказали, что у их детей даже за первый год занятий музыкой улучшились мелкая моторика, координация, само внимание и переключение внимания, а также дикция и речь в целом. У многих сразу пошло развитие во все сферы, и в общеобразовательных школах стали лучше оценки.

Есть ли у вас какой-то секрет, который помогает более эффективно обучать особенных детей?

— Мой метод - это не только игра, но и вокал, и хорошее проговаривание упражнений. Часть урока я посвящаю инструменту фортепиано, а часть урока - пропеванию песен. И я внимательно подбираю вокальный репертуар, чтобы через него произошло формирование личности ребенка и произошел отклик. Например, в песнях композиторов Бориса Савельева и Евгения Крылатова есть слова: «Сумей себя преодолеть» или «Ты человек, ты и сильный, и смелый». И эти слова очень важны для детей с ОВЗ.

Кроме того, для большинства необходимо проговаривать абсолютно все, что происходит на занятии. Тогда у них в глазах появляется живость и включается сознательность, тогда дальше идет работа.

А как завоевать доверие ребенка с ОВЗ?

— Их надо сразу заинтересовать, завлечь в игру на инструменте. На первом этапе важно найти ту мелодию, которую они либо хорошо знают, либо которая их заинтересует. Иногда приходится долго-долго искать, и все же добираться до нужного репертуара. И только когда появляется интерес в глазах, тогда можно приступать к обучению. С детьми с ОВЗ это чаще всего происходит посредством родителя.

Разве родители могут помочь с обучением музыке?

— При адаптированной программе родители обязаны присутствовать на занятиях со своим ребенком. Есть дети, которые практически все делают неосознанно, и в этом случае первая работа всегда происходит через родителя, тогда процесс идет быстрее. Важно, чтобы у ребенка с родителем был хороший дружеский контакт, и сам родитель принял заболевание ребенка и помогал ему в обучении. Тогда все идет замечательно – эти дети могут обгонять на несколько классов других детей, совершать чудеса.

По-вашему, как в целом обстоят дела с инклюзивным образованием в нашей стране? Есть ли за последнее время прогресс в этой сфере?

— Мне кажется, что люди стали спокойно относиться к особенными детям. Если раньше это были единичные случаи, и дети зачастую получали домашнее обучение, то сейчас в каждом учреждении пандусы, подготовленные педагоги. Все предусмотрено и для жизни, и для обучения. И все музыкальные училища нашего города готовы принять детей с ОВЗ для дальнейшего обучения.

Что самое сложное в вашей работе?

— Наверное, самый первый этап работы с ребенком. Когда приходит ученик с ОВЗ, и ты еще не знаешь, какой метод подобрать к нему, ведь это будет совершенно индивидуальный вариант, без повторений. И этот поиск и есть самое сложное.

Чаще всего дети с ОВЗ заходят в кабинет в первый раз с недоверием. Возможно, в более раннем возрасте у них сложился стереотип, что они чего-то не могут. И поэтому им нужна похвала, объяснения - что они сделали и чего добились. И первый класс самый сложный, наверное, потому что в детях нужно зажечь огонек, чтобы у них появился интерес к музыке.

Важно при этом наладить контакт не только с ребенком, но и с его родителем. Должен сформироваться треугольник ребенок-родитель-педагог, в котором последний должен создать доброжелательное пространство, где ребенок будет развиваться. Без этого никуда.

Бывает, мы даже собираемся профильным педагогическим составом, устраиваем круглый стол, приглашаем родителей для беседы. Потому что они тоже зачастую приходят с недоверием, и перебороть родительские переживания тоже важно. Главное трудиться и не ждать результата, потому что он может проявиться в любой момент.

А что в вашей работе наоборот приносит наибольшее удовольствие?

— Когда у детей что-то получается, и они начинают верить в себя. А еще, когда видишь счастливые глаза родителя, который просто не ожидал, что его ребенок через небольшой промежуток времени покажет такой результат. Когда дети достигают определенного успеха, то понимаешь, что твое дело интересно и дает свои плоды – это радует.

Еще больще больше оперативных новостей о ситуации в Омской области и России мы публикуем в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь на него по этой ссылке, чтобы оставаться в курсе событий.

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Новости от партнеров

Добавить комментарий