Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

30 июля 2022 09.49

Как занятия с песком или катание на качелях помогут ребенку лучше учиться? Рассказываем о сенсорной интеграции в развитии детей

Проблемы с поведением и обучением в школе или так называемые капризы ребенка могут говорить о нарушениях сенсорной интеграции. Что это за система, как ее восстановить? Могут ли родители сами помочь своему ребенку и как создать для него сенсорную среду? Об этом «Новому Омску» рассказала специалист центра «Планета друзей» Анна Кокорич.

Как занятия с песком или катание на качелях помогут ребенку лучше учиться? Рассказываем о сенсорной интеграции в развитии детей

Александр Катаев

«Новый Омск» продолжает серию материалов о «Региональном ресурсном центре поддержки семей с детьми», созданном общественной организацией «Планета друзей» в рамках нацпроекта «Образование». Для родителей здесь организованы бесплатные консультации по вопросам воспитания и обучения. Инструктор по адаптивной физкультуре и специалист по сенсорной интеграции Анна Кокорич рассказала о новой методике помощи детям.

Анна Александровна, начнем с того, что же такое сенсорная интеграция и зачем она нужна?

- Сам термин сенсорная интеграция появился в 50-60-е годы прошлого столетия. Теорию сенсорно-интегративного подхода разработала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Сенсорная интеграция - это процесс, помогающий собирать информацию из окружающего нас мира с помощью всех сенсорных систем: зрения, слуха, обоняния, тактильной функции, вестибулярной и т. д. Это неосознанный процесс — мозг анализирует информацию, складывает ее, как пазл, и использует для деятельности. К сожалению, у детей иногда возникают нарушения сенсорной интеграции.

Как можно понять, что у ребенка какие-то проблемы с сенсорной системой?

- Обратить внимание на то, как ребенок себя ведет и как он учится. Поведение и способности к обучению — это своеобразные маркеры нарушений сенсорной интеграции.

То есть не обязательно это ребенок, имеющий какой-то диагноз?

- Мы говорим о физически здоровом ребенке, без особых неврологических проблем.

А можете привести конкретный пример — какие особенности в поведении могут говорить о таких нарушениях?

- Если дети слишком подвижные, гиперактивные, можно заподозрить у них нарушениях вестибулярной и пропреоцептивной систем. Проще говоря, такой ребенок плохо ощущает свои руки-ноги, и ему нужно постоянно двигаться, прыгать, раскачиваться. Естественно, все это происходит неосознанно, это внутренняя потребность ребенка. Или наоборот, родители замечают, что ребенок какой-то неуклюжий, спотыкается, падает.

Еще одно проявление - ходьба на цыпочках. Кстати, если родитель не понимает, почему делает что-то ребенок, он сам может попробовать сделать то же самое. Встаньте на цыпочки - вы почувствуете напряжение в мышцах, ноги лучше ощущаются.

Дети с нарушениями в тактильной системе не любят прикосновения, отвергают объятья, избегают тесной одежды.

Чаще всего проблемы возникают уже в школьном возрасте. Когда ребенок не может усидеть на уроке, не слушает учителя, не усваивает материал, возникают проблемы во взаимодействии со сверстниками.

Приведу пример со своим ребенком — у него слуховая гиперчувствительность, все звуки кажутся ему чрезмерно громкими. До школы мы с этим успешно справлялись: просто не посещали места, где слишком шумно. Или уходили с мероприятия, если ему было некомфортно.

Когда он пошел в школу, там оказался очень резкий школьный звонок. Почему мы говорим о том, что дефицит в этой сфере влечет трудности с обучением? Представьте, ребенок сидит весь урок и со страхом ждет звонка. И в такой ситуации он просто не может сосредоточится на словах учителя или условиях задачи. Первый год он сам нашел выход — сидел в шапке на уроках. Параллельно я вела с сыном занятия музыкой и танцами. И постепенно он адаптировался. Сейчас таких проблем уже не возникает.

Сенсорные особенности влияют на поведение, внимание. Трудно сосредоточится на математике или чтении, если что-то мешает в одежде. Или ребенок вместо занятия только и думает, чтобы никто к нему не подошел и не потрогал.

Как помочь гиперактивным детям, которые постоянно носятся и прыгают?

- Создавать условия, чтобы ребенок мог больше двигаться. Много гулять, прыгать на батутах, на больших шарах. Если ребенку предстоит сидеть за столом, рекомендуется дать ему балансировочную подушку: он будет какое-то время получать эти ощущения, которые ему требуются. Можно помочь ребенку, сделав небольшой массаж.

Если не развита тактильная система?

- Это игры с сыпучими предметами — перебирать крупы, песок. Потрогать разные поверхности.

В «Планете друзей» оборудована сенсорная комната, что она включает в себя?

- Используется различное подвесное оборудование, балансиры, качели, гамаки, батут. Есть цилиндрическая бочка, в которой ребенок может кататься. Для тактильной интеграции есть различные среды, коврики, сыпучие продукты, песок. Для насыщения внутренних телесных рецепторов применяются обнимания, толкания, обжимания, можно делать это с утяжеленными мешочками, подушками, одеялами, мячами. Создана единственная в Омске мокрая комната, где дети взаимодействуют с пеной, водой, гидрогелевыми шариками.

Сенсорный подход — это по сути, игра, здесь нет конкретных упражнений, которые нужно обязательно выполнить. Мы стремимся в игровой форме увлечь, заинтересовать ребенка.

У нас все специалисты знают основы сенсорной интеграции, потому что «Планета» работает в основном с детьми, имеющими сложные нарушения. Когда ребенок приходит к нам, мы проводим диагностику. Например, делаем упражнения, чтобы выявить, насколько развита координация. Затем расписываются занятия, ставятся цели, подбираются упражнения.

А можно дома устроить сенсорную терапию?

- Любая семья может организовать сенсорную среду дома. Поиграть с пеной для бритья, крупы попересыпать. На улице — песок, лесенки, качели. Дома можно соорудить гамак, устроить «бутерброд» из подушек.

До 7 лет ребенку важно получить как можно больше ощущений: потрогать, посмотреть, побегать, полазить. Так формируется база для дальнейшего развития. Поэтому я порекомендую родителям не спешить с ранним развитием. Возможно, ребенок научится читать в 5 лет, но при этом упустит что-то более важное. Если он благополучно и вовремя освоит сенсомоторные навыки, то в дальнейшем у него будет меньше проблем с обучением.

Раньше дети собирались на улице, играли в мяч, прыгали в резиночки. Тысяча и одна игра всегда были в запасе. Это была естественная сенсорная интеграция. У современных детей сенсорный опыт меньше. Можно сравнить со спортом: мышцу тренируем — она укрепляется, не тренируем — слабеет. Сейчас дети не умеют играть, им предлагают много готовых игрушек. Но для развития полезнее, что ребенок мог построить, например, грузовик из стульев или домик из подушек. Это развивает фантазию и логическое мышление.

С какими вопросами обращаются родители?

- В основном по поводу поведения ребенка. Повторюсь, что поведение и обучение — это маркеры того, как протекают процессы сенсорной интеграции у ребенка. Бывают жалобы на частые истерики, сонливость, плаксивость.

Приходит на консультацию мама с ребенком, говорит, что проблемы в школе. Выясняется, что ребенок не может сидеть за партой — он ложится, сползает. Начинаем выяснять, почему это происходит. В зависимости от причины формируем тип коррекции. Возможно, требуется дополнительно консультация невролога. Проблема может быть одна, а причин несколько.

Нужно ли было проходить специальное обучение для работы по сенсорной интеграции?

- Я медицинский работник, кроме того, у меня высшее гуманитарное образованию. По сенсорной интеграции я прошла обучение у польских специалистов Агнешки и Роберта Лемански. Обучалась нейропсихологии, в структуру которой входит сенсорная интеграция. «Планета друзей» организует раз в год семинары со специалистами из Санкт-Петербурга, Москвы, других городов.

Какие советы можно дать родителям?

- Не забывайте хвалить, поддерживать ребенка, чтобы он чувствовал себя успешным. Обеспечьте ребенку сенсорную среду — она необходима всем детям. Есть такой термин — контейнирование детей. Младенцев носят в переносках, в коляске, дома держат в укачивающих люльках или в манеже. Ребенок все время словно заперт в «контейнере», чтобы присматривать было легче и удобнее. Да, современные средства облегчают труд родителей, но ослабевают сенсорное развитие. Гораздо важнее для развития ребенка мамины объятья и познание вместе с ней окружающего мира. Пусть мама возьмет малыша на руки, даст ему потрогать листики, понюхать цветы, послушать окружающие звуки. Дома вместо манежа пустите ребенка ползать по полу, самому тянуться к игрушкам. Перед этим, разумеется, нужно обезопасить пространство.

Давайте больше самостоятельности детям. То, что ребенок может сделать сам, не надо делать за него. Я часто вижу на консультации: предлагаю ребенку залезть в бочку, а мама не дожидаясь, сама берет и садит его. Мы можем обеспечить безопасную среду, но вместо ребенка делать не надо.

Консультационная поддержка родителей проводится в рамках проекта «Региональный ресурсный центр поддержки семей с детьми». Центр прошел конкурсный отбор на получение грантов в рамках федерального проекта Министерства просвещения РФ. Концепция проекта - консультирование родителей, имеющих детей до 18 лет или желающих принять в семью ребенка на воспитание. К работе привлечены эксперты в области развития, обучения, воспитания детей, в том числе с ментальными нарушениями и инвалидностью. Все консультации для семей бесплатны.

Записаться на консультацию можно по единому номеру организации 8-923-683-71-95 или в аккаунтах «Планеты друзей» в социальных сетях.

Информационная поддержка

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий