Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

21 августа 2022 16.09

Когда стоит пойти к логопеду и что сами родители могут сделать для развития речи ребенка — советы специалиста

«Новый Омск» продолжает серию материалов о «Региональном ресурсном центре поддержки семей с детьми», созданном общественной организацией «Планета друзей» в рамках нацпроекта «Образование». Для родителей здесь организованы бесплатные консультации по вопросам воспитания и обучения. Сегодня на вопросы отвечает логопед Светлана Калинина.

Когда стоит пойти к логопеду и что сами родители могут сделать для развития речи ребенка — советы специалиста

Светлана Анатольевна, почему возникают проблемы с речью?

- Причины разные. Неправильное произношение звуков может быть связано с нарушением фонематического слуха — это способность человека различать звуки родного языка. Ребенок услышал что-то неправильно и неправильно усвоил этот звук. Также звукопроизношение может нарушаться при недостаточной иннервации речевого аппарата (нарушение проведения нервного импульса).

Может быть особенное анатомическое строение — например, короткая уздечка языка. Бывает, что дети копируют неправильную речь кого-то в семье или в детском саду.

Речь развивается хуже, когда у ребенка проблемы со слухом. Даже минимальное снижение слуха может вызывать задержку развитие речи. Если есть сомнения, мы отправляем к сурдологу, чтобы исключить физические проблемы со слухом.

Могут ли повлиять на неправильное произношение аденоиды?

- Могут, если ребенок не дышит через нос. При увеличенных аденоидах у ребенка постоянно открытый рот, что приводит к серьезным нарушениям в организме: челюсть вытягивается, появляется гнусавость, формируется готическое нёбо, неправильный прикус. Отсюда вытекают проблемы с произношением. В этом случае нужна консультация лора.

В каком возрасте обычно обращаются к логопеду?

- Впервые на консультацию могут привести двухлетнего ребенка, если он еще не заговорил. В норме к этому возрасту у детей словарный запас уже достигает 300 слов, а в речи присутствует короткая фраза. Если этого нет, можно говорить о речевой задержке.

В любом случае речь — это лишь верхушка айсберга. Чтобы успешно добраться до вершины пирамиды, нужно пройти все ступеньки. Если у ребенка даже моторика не развита: он не может сам обуться или управиться с ложкой, то не стоит ждать от ребенка успехов в речи. У него еще для этого не сформирован «фундамент», на котором базируется речь. Это сенсорное развитие, моторные навыки, вестибулярный аппарат, тактильные ощущения и т. д. Начинать нужно с этого, и на консультации мы подскажем, как это сделать.

Особо тревожные родители ведут чадо к логопеду, когда даже причин нет. Например, приводят четырехлетку в панике, что он «р» не выговаривает. Отстаньте от ребенка — ему еще по возрасту положено не говорить этот звук. Есть определенные нормы, когда звуки встают в речь ребенка: в 3- 3,5 года появляются свистящие (с, з, ц), в 4-4,5 года — шипящие (ш, ж, ч, щ), а сонорные звуки (р, л) - в 5-5,5 лет иногда к 6 годам.

Заставлять говорить раньше звук «р» бесполезно и даже вредно. По подражанию его не поставить. Ребенок просто научится неправильно его выговаривать, потом его сложнее переучивать. А вот свистящие можно поставить по подражанию. Но сначала лучше все же проконсультироваться со специалистом.

Почему неправильное произношение звуков рекомендуется исправить до школы?

- Чтобы у ребенка не было ошибок при письме в школе. Чем опасны нарушения звукопроизношения? Если ребенок неправильно слышит звук, неправильно произносит, то он будет неправильно его писать. Поэтому желательно, чтобы первоклассник пошел учиться уже с чистой речью.

В норме к 6,5-7 годам речь должна быть развита полностью: ребенок четко произносит все звуки родного языка, на вопросы отвечает развернутыми фразами, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке.

Сколько времени нужно чтобы скорректировать тот или иной звук?

- Волшебные палочки ни у кого нет (смеётся). Всё зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от самоконтроля речи. Звук можно поставить довольно быстро, гораздо больше времени уходит на автоматизацию звука, чтобы научиться правильно использовать в обычной речи. Это очень монотонная работа, но без нее никак: новые нейронные связи не выработать без многократного повторения. Ребенку, конечно, это не сильно интересно, поэтому логопедам приходится придумывать варианты одного и того же задания, облекать занятия в игру.

Важны и занятия дома с родителями, выполнение домашних заданий, которые дает логопед.

Стоит ли родителям поправлять ребенка, если он снова говорит неправильно?

- Важно договориться с ребенком об этом, чтобы не усилить его негативное отношение к занятиям. Конечно, не нужно поправлять ошибки в обществе, перед друзьями или знакомыми. Пусть говорит, как может.

Если и поправлять, то лучше дома, тактично. «Давай я обращу твое внимание, что ты неправильно произнёс слово, ты подумаешь и исправишь». Если он подумал и произнёс правильно, похвалите: он осмыслил, поставил язычок в нужную позицию, значит, самоконтроль постепенно развивается. Если произнёс неправильно, дайте ему правильный образец речи, пусть повторит за вами.

Какие рекомендации вы дадите родителям малышей?

- Если ребенок не заговорил к двум годам, не ждите, идите на консультацию к неврологу, к логопеду. Да, я знаю, что есть мнение: мол, куда торопиться, к 5 годам сам заговорит. Это в корне неправильно, потому что в 5 лет уже начинается коррекция звукопроизношения. Если ребенок молчит, стучите во все колокола, значит что-то уже идет не так. Чем раньше начата коррекция, тем лучше будет результат.

Что со своей стороны родители могут сделать для благоприятного развития речи?

- Больше разговаривать с ребенком. Развитие речи начинается с понимания обращенной речи, с умения подражать. Мы учим ребенка имитировать звуки, повторять за нами. Проговаривайте для ребенка свои действия, называйте ему окружающие предметы.

Гораздо лучше усваивается эмоционально окрашенная речь. Особенно это важно в общении с совсем маленькими детьми, когда они больше считывают интонацию, выражение лица. Это помогает запустить речь у ребенка. Важен тактильный контакт, обнимания, подбрасывания, эмоциональные игры.

Поощряйте малыша говорить, хвалите, если у него получается. И не ругайте за неверное произношение, просто дайте образец правильной речи. Ребенок только учится общаться, и любую речевую инициативу его нужно поддерживать.

Консультационная поддержка родителей проводится в рамках проекта «Региональный ресурсный центр поддержки семей с детьми». Центр прошел конкурсный отбор на получение грантов в рамках федерального проекта Министерства просвещения РФ. Концепция проекта - консультирование родителей, имеющих детей до 18 лет или желающих принять в семью ребенка на воспитание. К работе привлечены эксперты в области развития, обучения, воспитания детей, в том числе с ментальными нарушениями и инвалидностью. Все консультации для семей бесплатны.

Записаться на консультацию можно по единому номеру организации 8-923-683-71-95 или в аккаунтах «Планеты друзей» в социальных сетях.

Информационная поддержка

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий