Новый Омск
13 февраля 2023 11.37
Можно ли вылечить СДВГ и как распознать проблемы у ребенка? Советы детского психиатра
Детский врач-психиатр Оксана Николаева рассказала, как понять родителям, что у ребенка есть проблемы, и почему лучше прийти к специалисту как можно раньше.
«Новый Омск» продолжает серию материалов о «Региональном ресурсном центре поддержки семей с детьми». Он создан в рамках нацпроекта «Образование» общественной организацией «Планета друзей», которая в нынешнем феврале отмечает свое 15-летие. Для родителей здесь организованы бесплатные консультации по вопросам воспитания и обучения.
В рамках проекта детский психиатр, член общества детских психиатров и международного общества когнитивно-поведенческих терапевтов Оксана Николаева провела для родителей «Планеты друзей» вебинар-тренинг на тему «Ранняя помощь. Как увидеть признаки наличия проблемы и начать действовать?». После мероприятия врач ответила на вопросы «Нового Омска».
Оксана Евгеньевна, какие психические расстройства у детей встречаются чаще всего?
- Наиболее распространенное — это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Второе место занимают нарушения развития речи. На третьем месте — общее нарушение развития либо так называемые органические нарушения нескольких функций центральной нервной системы: концентрация внимания, память, речь, понимание обращенной речи. Это может быть следствием травмы, инфекции или совокупности неустановленных причин.
С этими расстройствами надо идти именно к детскому психиатру, не психологу или логопеду, например, в случае с речью?
- Да, к психиатру. Например, речь — это сложное социальное взаимодействие, поэтому оно шифруется психиатрическим кодом.
Но если это маленький ребенок до 3 лет, то сначала имеет смысл посетить невролога. Чем базово отличается психиатр от невролога? Невролог работает с рефлексами, инстинктами, простыми функциями центральной и вегетативной нервной системы. Если функции не нарушены, то ребенка уже отправляют к психиатру.
Первый профилактический осмотр у детского психиатра проходит в 2 года, и по итогам приема врач говорит родителям, все ли в порядке или нужно на что-то обратить внимание.
До этого возраста есть какие-то тревожные сигналы? Что должно родителей насторожить в состоянии ребенка?
- Есть такие параметры, назову основные.
С 2-х месяцев ребенок имитирует улыбку, копирует эмоциональное состояние мамы или другого взрослого, который чаще находится с ребенком. В дальнейшем он определяет и имитирует более сложные эмоции, отличает родителей по голосу, оживляется, когда видит родителя, зовет его. И если ребенок до 6 месяцев не оживляется при виде мамы, не зовет ее, то можно заподозрить какие-то особенности его развития.
После года малыш начинает пользоваться указательным жестом. Появляется социальное взаимодействие со взрослым, когда ребенок встречает незнакомый предмет и смотрит автоматически на маму, чтобы она объяснила ему, что это такое. Или ребенок во время прогулки, чуть отойдя, оглядывается на маму. Если такого социального взаимодействия нет, это тоже тревожный момент.
Есть понятие содружественное внимание — мама посмотрела куда-то и ребенок туда же посмотрел. Это необходимая для развития имитация. Если мама видит, что ребенок не стремится повторять за ней, то это тоже определенный сигнал.
А если ребенок до определенного возраста не заговорил, это повод идти к психиатру?
- Главное, чтобы у ребенка была потребность и артикуляционная возможность использовать речь для коммуникации, общения. Начинается с обычных глаголов — дай, пить, пойдем. Это основные потребности, которые ребенок хочет удовлетворить и начинает сообщать о них с помощью речи. Дальше идет расширение словарного запаса и копирование слов. Но если мы видим, что ребенок не стремится использовать для коммуникации речь, а только жесты или звуки, то это тоже фактор, на который стоит обратить внимание.
Почему именно в раннем возрасте стоит начать действовать?
- С 2 до 3 лет — это период когда идет интенсивный рост нейронных сетей, необходимых для развития речи и концентрации внимания. В этом возрасте реабилитационные возможности очень высокие, больше шансов, что ребенок восстановится. Но с каждым годом в отношении речевой функции они снижаются. Хотя у каждого ребенка свои уникальные возможности реабилитации.
Что касается СДВГ, как выяснить, что у ребенка есть проблемы?
- Если вы видите, что мама в отчаянии сидит посреди комнаты, то, наверное, есть проблемы такого рода (смеется).
С мамой понятно (смеется), а у ребенка какие проявления при этом? И насколько это серьезное расстройство психики?
- СДВГ имеет формы по степени тяжести и компенсации этого состояния. Есть легкие формы. Как это проявляется? До 2-3 лет у ребенка не формируется ощущение опасности, и как следствие, он лезет на высоту, бежит на дорогу. Не может делать какое-то одно действие. С игрушками он чаще играет так: взял — кинул, взял — кинул, поэтому вокруг него все раскидано, мама ходит и собирает. У него не формируется ролевая игра, выстраивание сюжета. Но если при этом он разговаривает или у него даже ускоренное развитие речи, то это благоприятная ситуация. И если такого ребеночка поддерживать, развивать его волевую функцию, то очень высока вероятность, что он компенсируется, и к школьному возрасту его СДВГ уйдет.
Но если на фоне СДВГ у ребенка до 3-х лет не развивается речь, а развитие идет только в одном направлении — в моторике, то прогноз такого состояния намного хуже, тогда надо бежать к психиатру.
В возрасте с 4 до 6,5 лет стоит обратить внимание, когда ребенок не сидит на месте во время занятий в садике, не понимает задание воспитателя и не выполняет его. Скорее всего, у него не формируется волевая функция.
Как это корректируется? Нужны ли препараты или есть какие-то другие способы?
- Все зависит от состояния. Если это выраженные состояния, то используются препараты, которые помогают корректировать поведение, развивать концентрацию внимания. Они помогают ребенку медленнее переключаться. И подчеркну, что эти препараты сделают из ребенка «овоща», как боятся некоторые родители. Они воздействуют очень тонко и работают на то, чтобы замедлить переключение. И, конечно, параллельно идет работа с дефектологом и педагогом.
А могут сами родители помочь ребенку, у которого слабая степень СДВГ? И как это сделать?
- Если это ребенок 4-5 лет, то я бы не рекомендовала вести его на ментальную арифметику или скорочтение - он не может их осваивать из-за СДВГ. В такой ситуации я бы посоветовала занятия, связанные с памятью, вниманием, пока убрать. А добавить спортивные занятия — бассейн, общую физическую подготовку, насытить ребенка физическим развитием.
Если ребенок по возрасту ближе к школе, то сами родители ничего не смогут сделать. Бывает, что у ребенка СДВГ нет, он просто немного отвлекается - такого ребенка я бы не советовала отдавать рано в школу с 6-6,5 лет. Скорее всего, у него еще преобладает игровая деятельность, поэтому он не понимает, в чем необходимость сидеть на месте, слушать учителя и выполнять его задания.
Поступление в школу само по себе серьезное событие, могут ли такие перемены, адаптация к новым условиям повлиять на психическое состояние ребенка?
- Школьная дезадаптация, конечно, бывает. Причиной может быть отсутствие подготовки к школе. Хорошо, когда в детском саду проводятся такие занятия, некая имитация школьного процесса, когда дети сидят за партами, воспитатель дает задания, соблюдается дисциплина во время «урока». Такие занятия проходят в привычной обстановке, и ребенок постепенно адаптируется, видит, что это не страшно. Можно отдельно походить на подготовку к школе. А до поступления в первый класс, прийти с ребенком в школу, показать, где он будет учиться.
Сложности с адаптацией могут быть у тревожного ребенка. И если родители знают такую особенность у своего ребенка, его надо обязательно до школы, летом или в конце весны прийти к неврологу или детскому психиатру, тот назначит легкие препараты без седативного эффекта, которые помогут ему адаптироваться в новых обстоятельствах.
Могут ли на психическом здоровье детей сказаться компьютерные игры или просмотр видеороликов?
- Тоже все индивидуально. Если взять условно здорового ребенка, который проводит с гаджетами дозированное время, то достоверных исследований об их негативном влиянии нет. Если у ребенка разнообразный режим дня, кроме школы он ходит в спортивные или творческие секции, его интересы разнообразны, то, во-первых, у него особо и времени нет долго сидеть за компьютером или в телефоне, а, во-вторых, у него есть разные виды деятельности, которые приносят ему радость. Тогда зависимость будет не такая выраженная.
Компьютерная игра и для взрослого, а особенно для ребенка, - это дармовая радость: тут не надо сильно обучаться, никто тебя не оценивает.
Компьютерные игры родители почему-то часто приравнивают к алкоголю, сигаретам. Но по идее их можно сравнивать с футболом, рисованием или другим занятием, которым ребенок сильно увлечен. Есть же известные футболисты, которые часами отрабатывали удары, сбегали с уроков, чтобы позаниматься любимой игрой. Почему они это делают? Потому что получают от этого радость. Тут то же самое. Я бы не стала их ассоциировать только с асоциальными, плохими вещами. Сейчас даже есть киберспорт.
Что касается видеороликов, то вопрос в контенте. А это уже ответственность родителей. Короткие видосики в соцсетях не являются чем-то полезным. Когда ребенок в них зависает, то мозг в этот момент находится в неактивной фазе, формируется так называемое «клиповое мышление», а следовательно, падает концентрация внимания, а потом уже могут возникнуть проблемы в школе. А когда ребенок играет в игру, например, Майнкрафт, где он что-то строит, проходит на скорость, то он все-таки включает активную функцию.
Раньше родители как-то побаивались идти к детскому психиатру? Изменилось ли сейчас отношение?
- Я заметила, что у родителей в возрасте до 40 лет отношение к детскому психиатру такое же, как и к любому врачу. И сейчас, чтобы попасть к психиатру, не обязательно идти в психиатрическую больницу. Детские психиатры есть и в частных медицинских центрах, и в некоторых государственных поликлиниках. Это такая же специальность, как офтальмолог или лор.
Боязнь была в основном из-за того, что ребенка поставят на учет. А если учета нет, страхи уходят.
Вместе с «Планетой друзей» вы провели первый вебинар для родителей. Как вам такой формат работы? Что можно посоветовать родителям, которые придут на следующий?
- Формат мне понравился, очень удобный для родителей. Те, кто может, подключаются к вебинару онлайн, те, кто не успевает в это время, могут его посмотреть в записи. Формат предполагает обратную связь с родителями, сейчас все желающие могут задать вопросы, на которые я отвечу на следующей онлайн-встрече. Одной из тем будут нейролептики — это психотроптные препараты, которые используются при грубых нарушениях поведения.
Консультационная поддержка родителей проводится в рамках проекта «Региональный ресурсный центр поддержки семей с детьми». Центр прошел конкурсный отбор на получение грантов в рамках федерального проекта Министерства просвещения РФ. Концепция проекта - консультирование родителей, имеющих детей до 18 лет или желающих принять в семью ребенка на воспитание. К работе привлечены эксперты в области развития, обучения, воспитания детей, в том числе с ментальными нарушениями и инвалидностью. Все консультации для семей бесплатны.
Записаться на консультацию можно по единому номеру организации 8-923-683-71-95 или в аккаунтах «Планеты друзей» в социальных сетях.
Информационная поддержка
Самое актуальное в рубрике: Общество
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 70595
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 2):
пользы для организма от киберспорта никакой,а вред здоровью однозначный