Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

28 октября 2023 07.00

Когда нужна помощь психолога: Омские семьи с детьми могут получить бесплатные консультации

Практикующий психолог «Планеты друзей» Алена Дьякова рассказала, как проходят консультации и с какими «детскими» проблемами могут обратиться родители.

Когда нужна помощь психолога: Омские семьи с детьми могут получить бесплатные консультации

В Омске действует Региональный ресурсный центр поддержки семей с детьми, созданный НКО «Планета друзей». Психологи, дефектологи, логопеды, инструкторы по лечебной физкультуре проводят бесплатные консультации для родителей или опекунов детей до 18 лет. Это один из самых масштабных проектов организации, который реализуется в рамках проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» и оказывает услуги в нескольких районах города. Психолог Алена Дьякова рассказала, какие проблемы она помогает решать на консультациях.

Алена Александровна, расскажите о себе, о своем опыте психолога, на каких проблемах специализируетесь?

- Мой опыт психолога — около 15 лет. Я закончила ОмГУ, писала диплом по детской психологии. Затем работала с детьми в школе, в развивающих центрах. Последние четыре года я психолог «Планеты друзей».

Что касается специализации, то возможные темы консультаций обширны. Это тревожность и страхи, поведенческие и эмоциональные проблемы; плохой сон, тики, панические атаки; сложности в обучении; формирование и нарушения привязанности и влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка; чувство вины и эмоциональное выгорание родителей; подростковые сложности и поведенческие проблемы; расстройство пищевого поведения. В работе я использую современные техники из телесно-ориентированной и арт-терапии.

Какую помощь оказывает психолог семьям?

- Основная деятельность — это занятия с особыми детьми, которые ходят в «Планету друзей». Я провожу коррекционные, развивающие занятия, где дети учатся познавать себя, свои эмоции, изучают межличностную коммуникацию, осваивают навыки общения.

Я работаю не только с ребенком, но и оказываю психологическое сопровождение семьи — работаю одновременно с родителями. Они в любой момент могут обратиться с вопросами, за рекомендациями.

Психологи «Планеты» проводят и мини-тренинги. Темы разные, по запросам родителей. Например, не так давно я проводила онлайн-семинар на тему, как приучить ребенка к самостоятельному засыпанию.

В «Планете друзей» в рамках работы Регионального Ресурсного Центра есть еще один большой блок — бесплатные консультации для родителей, опекунов, тех, кто только планирует стать приемными родителями. Эта услуга доступна всем — не только мамам и папам с особыми детьми или детьми с инвалидностью. Со своими вопросами, проблемами, тревогами к психологу могут записаться любые семьи с детьми от 0 до 18 лет.

Наши психологи в составе выездной службы ежемесячно выезжают в муниципальные районы Омской области. Семьи заранее записываются на прием, формируется график. На месте мы активно консультируем семьи, а затем, если требуется, можем продолжить работу уже дистанционно по электронной почте, видеосвязи, WhatsApp. По запросу можем отправить родителям методические пособия, развивающие игры…

С какими наиболее частыми запросами к вам обращаются родители?

- Вопросы самые разные, в зависимости от возраста ребенка. Родителей с маленькими детьми чаще интересует, как справиться с капризами, истериками, страхами. Потом появляются вопросы готовности к школе, взаимодействия со сверстниками, зависимости от гаджетов. В подростковом возрасте у родителей возникают проблемы с поведением ребенка, им нужны рекомендации, как наладить коммуникацию в семье. Затем приходят за помощью в профессиональном самоопределении.

Насколько востребованы в центре услуги психолога? Много семей записываются на консультации?

- Очень активно обращаются. После занятий с ребенком, как правило, родители еще остаются и на дополнительную консультацию. Это почти непрерывный процесс — весь день я с родителями на связи. Плюс консультации в рамках ресурсного центра — это среднем 40 консультаций в неделю.

В каких случаях стоит обратиться к психологу? На что обратить внимание?

- Я советую смотреть на эмоциональное состояние ребенка. Если вас настораживает его настроение или поведение, то специалист поможет выяснить причины и даст рекомендации, чем ему можно помочь.

Первая консультация проходит без ребенка, чтобы понять общую ситуацию. Потом я беседую с ребенком при родителях. Затем без ребенка даю рекомендации родителям. Бывает, что требуются коррекционные занятия с ребенком. Например, в случае со страхами.

Но есть ситуации, когда родитель может сам помочь ребенку, следуя рекомендациям психолога. Иногда достаточно наладить режим дня у ребенка, чтобы начались изменения к лучшему.

Почему стоит идти к психологу?

- Не всегда родители сами видят, как справиться с ситуацией. Например, в моей практике был случай, когда ребенок пошел учиться в престижную гимназию, где были высокие требования, строгие учителя. Он не успевал на занятиях, чувствовал себя все хуже и хуже. На консультации, когда мы все это проговаривали, родители увидели всю картину со стороны. Они сами пришли к выводу о том, что стоит отказаться от гимназии и перевести ребенка в общеобразовательную школу. Когда уже после перевода в школу семья пришла ко мне на вторую консультацию, ребенок изменился полностью.

В целом я регулярно получаю обратную связь от родителей подопечных. Они рассказывают о динамике поведения ребенка, об изменениях. С теми детьми, с которыми мы общаемся в «Планете» часто, я и сама вижу позитивные результаты.

Но все же далеко не все родители решаются обратиться к специалисту. Почему, как вам кажется?

- Проконсультироваться мало, надо еще потом что-то делать. Мгновенно ничего не изменится - родителю нужно самому работать над собой, меняться.

Некоторые мамы и папы ориентируются на советы из интернета. Начитаться можно всего и много, но понять прочитанное - по-своему. Например, сейчас говорят, что надо все разрешать, ни за что не наказывать. Я считаю, что это в корне неправильно, в таком подходе к воспитанию налицо перекосы. Нужно корректно выстраивать систему поощрения и наказания. Ребенку можно показать, что у каждого поступка есть логические последствия. Например, он не закрыл колпачком фломастер, и тот засох. Ребенок видит последствия, которые сами по себе не являются наказанием — фломастер просто больше не будет писать.

Какие вы еще видите отклонения в современном воспитании?

- Когда родитель занимает детскую позицию. В любой ситуации он должен оставаться взрослым и нести ответственность за воспитание ребенка. Или, наоборот, родители из «лучших» побужденний делают уроки вместо ребенка, потому что не могут вынести его плач, истерики по этому поводу. Надо понять, что школьник от такой помощи пользы не получит: он не учится, не развивается. А можно встать в позицию взрослого и научиться взаимодействовать так с ребенком, чтобы он все-таки сделал то, что нужно.

Многие родители стараются организовать свободное время ребенка, водят его по кружкам, секциям, дополнительным занятиям. Как понять, на пользу это или лучше дать ему больше свободного времени?

- Здесь два момента. Хочет ли этого ребенок этого и справляется ли он с этой нагрузкой? Возможно, он такой способный, что сам везде хочет, ему все интересно, он с удовольствием идет на занятия. А если это не так, то надо подумать, зачем и кому это больше надо. Часто родители реализуют за счет детей какие-то свои амбиции. Это может закончится печально. Надо задуматься, насколько мы делаем хорошо сыну или дочке.

Родители не должны забывать, что у каждого ребенка свои возможности. Если вернуться к нашим «планетным» детям, у большинства из них есть какие-то нарушения. Им требуется более длительное время, чтобы освоить любой навык. И родителям нужно принять реальность и не сравнивать своего ребенка с другим, который схватывает быстрее. Так со всеми детьми: нужно всегда смотреть на его собственное развитие - какой он был на начальном этапе и сейчас. Ведь каждый ребенок уникален.

Из отзывов:

«Благодаря Вашим консультациям и арт-терапии, которые Вы проводили, ребенок узнал много нового об эмоциях, преодолел свои страхи, а также познал и продолжает познавать мир социальных отношений через анализ ситуаций непосредственно на занятиях».

«С помощью ваших занятий с дочерью, я узнаю ее с разных сторон. Ведь родитель не всегда может объективно увидеть суть какой либо проблемы. А с помощью ваших занятий открываются моменты, на которые мне необходимо обратить внимание в отношениях с ребенком».

«Благодаря сотрудничеству с вами (советам и консультациям) мне, как маме, стало проще находить общий язык с сыном в сложных ситуациях. Ваши советы всегда спасают и выручают, за что хочется еще раз сказать слова благодарности!»

Записаться на консультацию можно по единому номеру организации 8-923-683-71-95 или в аккаунтах «Планеты друзей» в социальных сетях.

Оказание услуг в консультационных центрах РРЦ проводится с ПН по СБ с 8.00 до 22.00 часов, ВС – выходной (не путать с временем записи на консультацию) по адресам:

  • ул. Иртышская набережная, д. 26, запись на консультацию с ПН по ПТ с 9.00 до 18.00, СБ с 9.00 до 15.00, ВС - выходной. Телефон: +7 (991) 430-19-04.
  • ул. Лермонтова, д. 57, запись на консультацию с ПН по Пт с 10.00 до 18.00, СБ и ВС - выходные. Телефон: +7 (951) 414-31-57.
  • ул. 70 лет Октября, д. 20/1 запись на консультацию ПН и СБ с 8.00 до 16.00, ВТ-Пт с 8.00 до 17.00, ВС - выходной. Телефон: +7 (913) 964-50-30. 

Информационная поддержка

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Новости

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий