Новый Омск
17 ноября 2023 15.15
«В витрине «Иртыш» морские ракушки, а бивни мамонта торчат из него как усы»: экс-сотрудница омского музея ОГИК о ляпах в природной экспозиции
По ее мнению, таким образом вряд ли получится повысить экологическую грамотность населения.
Фото: Вероника Никонова
Экс-сотрудница отдела природы омского историко-краеведческого музей (ОГИК) Вероника Никонова, ранее курировавшая там палеонтологическую коллекцию, заявила о многочисленных ляпах в экспозиции учреждения.
9 ноября ОГИК возобновил работу после пяти месяцев ремонта. В ходе него музейные работники дополнили залы исторических экспозиций, оформили новую экологическую экспозицию «Самой природой так заведено» и выполнили другие работы.
Но, по словам экс-сотрудницы учреждения, сделали это не очень качественно. В природной экспозиции, которая была закрыта почти 5 лет, допущено множество неточностей и искажения фактов, утверждает Никонова.
«Говорят, П.П. Вибе (директор ОГИК - «НО») очень гордится, что природную экспозицию сделали историки. По-моему, зря», - написала на своей странице во Вконтакте девушка.
Далее перечислим некоторые ляпы, о которых рассказала специалист. Для этого мы будем использовать прямые цитаты автора поста:
- Карбон назван карбонским периодом.
- На ленте времени рыбы вдруг появляются на 100 млн. лет раньше, в кембрии; гигантские нелетающие моа - на 126 млн. лет раньше в другой эре, десятки ошибок в этикетках, латыни и тд.
- В витрину попал современный плод магнолии, названный почему-то «окаменелым». В другой - скелет «пещерного» медведя (на фото ниже) - на самом деле бурого, с перепутанными костями - лучевая вверх ногами, лопатка - задом наперед, бедренная вывернута наружу.
- Но больше всего жаль скелет мамонта - один из важнейших экспонатов музея, его визитная карточка - после «реставрации» из-за неестественного положения конечностей кажется, что он готовится присесть. А вот неправильно вмонтированные в середине ХХ века бивни так и остались на том же месте: левый - в правой, правый - в левой альвеоле. Торчат, как усы в разные стороны. Когда в 2019 году директору предлагалось всерьез отреставрировать скелет, привлечь специалистов, собиравших скелеты в Тюменском, Новосибирском, Пермском музеях, он, услышав стоимость, отмахнулся и сказал, что «это того не стоит», но в этом же году, оказывается, музей закупил книг об истории Тары на сумму в 1,5 раза больше. Значит, цена была подъемная, но приоритеты другие.
- В палеоколлекции не появилось ничего примечательно нового для экспозиции, скелет по-прежнему один (в Новосибирске выставлены 3 скелета, в Тюмени – 4, в Томске – еще больше).
- Комплекс «Рациональное природопользование и охрана природы» представлен лодочником и телегой. А экологическое взаимодействие на выставке – это взаимодействие между огнем, водой, воздухом и землей. Тут уже представления даже не прошлого века, а античности. Где-то рядом должны быть знаки зодиака)))
- Промысловое природопользование представляют «типично омские промысловые виды» - страус, муфлоны и марал (последний в Омской области сотни лет не встречается в природе).
- В витрине «Иртыш» лежат морские ракушки. На фотографиях и картинках (часто не подписанных) - тоже далеко не всегда флора и фауна, характерная для Сибири.
- Зоологическая часть, как и прежде, представлена комплексами природных зон Омской области. Чучел много, но при этом в витринах рыбы с обломанными хвостами, драные чайки, тетерева с облезлыми бровями - это не редкие виды животных, для новой экспозиции, можно же было обновить?
- Лесные грызуны почему-то оказываются в степи; над щукой изображена то ли форель, то ли морские окуни.
По мнению специалиста, на природной экспозиции нет привязки к местности - для витрины используется «типовое шаблонное оформление», которое может быть в «любом районном музее Сибири». «Нет ни Эбейтов, ни Тениса, ни Васюганских болот, ни самой северной колонии пеликанов, никаких индивидуальных черт региона. Просто чучела в витрине, как в магазине», - возмущается девушка.
Из хорошего на выставке, по ее оценке, только несколько новых чучел: выдры, марала, глухаря и остекленные комплексы с таксидермией.
«Основная цель проекта - повысить экологическую грамотность населения и сформировать у посетителей комплексное представление о биологии и экологии – не достигнута, получилось как в басне:
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник…», - подытожила свой рассказ экс-сотрудница музея.
«Новый Омск» обратился в региональный минкульт с просьбой прокомментировать слова Вероники Никоновой о ляпах на экспозиции. Ответ ведомства или музея мы опубликуем сразу после его получения.
Еще больше оперативных новостей о ситуации в Омской области и России мы публикуем в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь на него по этой ссылке, чтобы оставаться в курсе событий.
Самое актуальное в рубрике: Общество
Больше интересного в жанре: Новости
Просмотры: 2744
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 3):