Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

30 мая 2024 17.00

Цифровизация автоперевозок Омска. Как технологии меняют консервативный рынок

Экспертным мнением с «Новым Омском» поделился директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александр Гаврилов.

Цифровизация автоперевозок Омска. Как технологии меняют консервативный рынок

По данным статистики, самый популярный вид грузоперевозок в России — это автомобильные, их доля на рынке составляет около 68%. При этом, сейчас в отрасли наблюдаются некоторые трудности: после введения санкций пришлось перестраивать и заново осваивать маршруты, автомобили стало дороже обслуживать из-за сложностей в доставке запчастей. Необходимо принимать меры, которые позволят снизить текущие затраты и оптимизировать маршруты. Как в этом поможет цифровизация, рассказал Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали».

Ситуация с дорогами и логистикой Омска

Омская область имеет большое значение на рынке внутренних грузоперевозок. Она связывает восток и запад России, а также граничит с Казахстаном, с которым мы находимся в хороших экономических отношениях. Во времена СССР Омск был крупным логистическим центром, но потом это звание перехватил Новосибирск, и развитие логистики Омска приостановилось. При этом, географически он находится выгоднее Новосибирска — ближе к Казахстану и центральной части России. Поэтому он имеет большой потенциал для возрождения своего значения.

До конца 2024 года в Омске планируют построить крупный логистический центр, который позволит централизованно хранить и отправлять в другие регионы продукты от местных производителей. Это снизит расходы на логистику и увеличит транспортный потенциал региона — ведь до этого производители были вынуждены отправлять продукты на хранение в другие города, за 600-700 км от Омска. Соответственно, это сделает цены на омские товары более привлекательными и позволит наладить выгодную торговлю — как внутреннюю, так и внешнюю.

По территории области проходят магистрали Р254 «Иртыш», М38 и Р402. Регион участвует в национальном проекте «Безопасные качественные дороги», который направлен на улучшение автомобильной инфраструктуры в РФ. В рамках этого проекта, а также силами муниципальных властей сейчас в Омске идет активное восстановление дорожного полотна.

Как и во всей Сибири, зимы в Омске суровые, поэтому для дорог это тяжелое испытание. Так, после зимы 2024 года почти 500 дорожных участков в городе потребовали ремонта. В первую очередь, сейчас идет работа над участками с интенсивным движением — засыпаются ямы, обновляется дорожное полотно. Опять же, погода вносит свои коррективы — то и дело начинаются дожди, которые мешают ремонту. Поэтому можно сказать, что ситуация с дорогами в регионе сложная, и это влияет на скорость грузоперевозок.

Чтобы оптимизировать логистику, потребуются комплексные усилия как муниципальных властей, так и самих перевозчиков. Одним из инструментов оптимизации является цифровизация отрасли, которая позволяет автоматизировать рутинные операции и ускорить бизнес-процессы.

Цифровизация как государственная инициатива

Применение цифровых инструментов в логистике поощряется государством. Так, в 2023 году была внедрена Стратегия цифровой трансформации транспортного комплекса, которая направлена на создание создание беспилотных логистических коридоров, цифровое управление транспортной системой и проработку бесшовной грузовой логистики.

Цифровизация выполняет сразу несколько задач:

  • Контроль за легальностью перевозок. Сейчас около 60% грузов перевозится по «серым» схемам. Государство недополучает миллиарды налогов, которые могли пойти на развитие логистической сферы. Также отсутствие контроля приводит к мошенничеству и низкому качеству услуг.
  • Оптимизация логистики. Цифровые инструменты могут автоматически строить маршруты, исходя из качества дорог и ситуации с заторами, а также оперативно перестраивать пути, если на дороге возникло препятствие. Роботы делают это быстрее людей, соответственно, это позволит ускорить перевозки.
  • Оптимизация трудовых ресурсов. Ситуация с кадрами в Омске напряженная, найти нужных работников на омские предприятия не так просто. Цифровизация поможет закрыть некоторые позиции. Также современные технологии позволяют использовать беспилотные автомобили, что сокращает потребность в водителях.
  • Ускорение документооборота. Электронный документооборот позволяет мгновенно получать нужные подписи и уведомлять всех заинтересованных лиц в доставке груза. Кроме этого, электронные документы нельзя потерять, испортить или подделать, что обеспечивает более жесткий контроль за перевозками.
  • Аналитика перевозок. Цифровые GPS-системы позволяют отслеживать грузы в пути и передавать оператору информацию о скорости движения и остановках. В дальнейшем это даст возможность сделать выводы о ходе перевозок по конкретным маршрутам и, при необходимости, внести коррективы.

Государство активно поощряет внедрение цифровых инструментов в логистику. Так, например, была создана Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), в ближайшем будущем планируется разработка Национальной цифровой платформы для грузоперевозок. А с марта 2025 года правительство собирается обязать грузоперевозчиков регистрироваться в реестре «ГосЛог».

«Развитие цифровизации в Омской области открывает новые возможности для заводов и предприятий, которые смогут автоматизировать свои процессы и снизить расходы. Таким образом, ИТ-технологии помогут улучшить экономику региона. Люди будут лучше понимать, как работает отрасль, потому что благодаря цифровизации она станет более прозрачной. Мы также сможем решить вопросы, связанные с кадровым дефицитом в регионе. Новые технологии будут не заменять людей на рабочих местах, а помогать им решать разные задачи», — сказал Денис Цуканов, заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр цифрового развития и связи Омской области.

Также на рынке постоянно появляются инструменты, которые помогают предпринимателям автоматизировать логистику: системы учета транспорта и управления складской логистикой, платформы для приема заявок и отслеживания платежей, сервисы для электронного документооборота. По данным «Магистрали», ИТ-платформы для дальнобойщиков и владельцев грузов, более 30% заводов и предприятий Омской области заинтересованы в цифровизации, около 80% хотят таким образом снизить расходы.

«Цифровизация поможет заводам и предприятиям повысить свою экономическую эффективность от 8 до 16%. Подобные инициативы должны привести к укреплению устойчивости местного бизнеса и ускорению темпов развития потенциала региональной промышленности. Но для того, чтобы цифровизация осуществлялась успешно, необходима высокая вовлеченность как предпринимателей, так и государства», — сказал Алексей Федотов, директор по развитию бизнеса «Яндекса».

Какие факторы мешают омским компаниям внедрять ИТ-инструменты

  • Высокая стоимость. Есть мнение, что качественные продукты для цифровизации логистики стоят немало, и не все предприниматели готовы отдавать за них деньги вместо того, чтобы продолжать работать по-старому. Так было раньше. Сегодня на рынке есть ИТ-инструменты, которые могут закрывать эти задачи за доступную для среднего бизнеса цену.
  • Недоверие к технологиям. Предприниматели сомневаются, что программа может заменить человека и быстрее выполнять его действия. Однако повсеместное внедрение технологий во все сферы и поддержка цифровизации на уровне Президента РФ доказывает обратное. Именно программы, а не люди, переводят деньги через онлайн-банк со счета на счет, управляют механизмами на заводе и строят маршруты в навигаторе.
  • Боязнь за свои данные. Некоторые компании боятся, что их база данных будет украдена. Чтобы этого не произошло, в современных инструментах для цифровизации логистики используются различные уровни доступа и двухфакторная аутентификация.
  • Нежелание менять бизнес-процессы. Многие предприниматели думают, что если бизнес и так работает, то внедрять что-то новое ни к чему. Но так как цифровизация логистики уже стала частью государственной стратегии развития, игнорировать ее не получится. Рано или поздно придется внедрить цифровые инструменты.

Итоги:

У Омска есть все возможности стать одним из логистических центров России — он выгодно расположен между восточной и западной частью, практически на границе с Казахстаном. Планируется, что скоро там заработает один из крупнейших в Сибири логистических центров, что позволит омским предпринимателям оптимизировать маршруты доставки и получить новых клиентов.

Но в регионе есть и ряд проблем — пока еще неудовлетворительное качество дорог и нехватка работников. Одним из решений для улучшения ситуации с логистикой является цифровизация — она поможет заменить некоторых работников и спланировать оптимальные маршруты с учетом дорожной ситуации. Но чтобы по максимуму ввести цифровизацию в регионе, нужно, чтобы цифровые решения поддерживали сами омские предприниматели.

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Новости

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники