Новый Омск
07 августа 2024 09.00
«Большинство моих историй «18 плюс», это не то, что дашь почитать маме и папе» - писательница Анастасия Градцева в «Филологических девах»
Почему российские читательницы не любят истории об иностранцах, а предпочитают русреал, как быстро можно написать книгу и монетизировать ее - рассказала Анастасия Градцева в проекте «Филологические девы».
Анастасия, ты автор более 15 книг, опубликованных на популярных литературных онлайн-площадках. Расскажи с чего началась твоя карьера?
- На самом деле все просто: в феврале 2021 года я завела себе авторский аккаунт на сайте «Литнет» и начала там выкладывать свою первую книгу. У меня был в тот период профессиональный кризис, потому что я уже знала, что хочу сменить сферу деятельности, но пока не очень понимала, куда двигаться. И тут как-то все совпало: я с подросткового возраста обожала любовные романы, случайно наткнулась на платформу «Литнет», где можно авторам издаваться самим, почитала те книги, которые висели там в популярном, и подумала: «А почему бы и нет? Кажется, у меня выйдет не хуже». Так оно и закрутилось.
Какая книга была первой? Что ты почувствовала когда дописала ее?
- Первым был роман «Не верю» о театральных актерах. Наброски к этой истории у меня были сделаны еще лет десять назад, но просто лежали, а тут я их вытащила на божий свет, покрутила, повертела и решила, что история мне в целом нравится и ей вполне можно дать шанс. Когда я дописала книжку, было очень приятное ощущение завершенности. Эффекта «вау», наверное, не было, потому что я всю жизнь что-то писала: какие-то сказки в детстве, фэнтезийную повесть и всякие фанфики в подростковом возрасте, а еще сценарии детских праздников, тексты для блогов и кучу-кучу всего. Но полноценная книга, написанная в этом жанре, у меня была первой, и после ее завершения я поняла, что могу, а главное хочу двигаться дальше. Тем более, что идеи для следующей книги у меня уже были.
Когда ты поняла, что книги пользуются популярностью?
- Новичком быть, конечно, очень сложно. Я выкладывала главы первой книги и очень расстраивалась, видя, как мало читателей ею интересуются. У меня был только энтузиазм и ноль знаний: я не понимала законов площадки и потребностей целевой аудитории, не понимала, как важна упаковка книги и график выкладки новых глав, так что ошибок в свое время сделала кучу. Но помогли советы более опытных авторов, помогли вложения в рекламу, и уже на второй книге я смогла получить статус коммерческого автора (он дает право продавать книги на площадке) и открыла свою первую подписку.
Я слышал, что для работы на площадках очень жесткие правила… Нужно писать чуть ли не ежедневно, чтобы удерживать интерес постоянных читателей. Так ли это?
- Сами правила не то чтобы очень жесткие. К примеру, когда ты открываешь подписку на книгу, ты обязан дописать ее в определенный срок, но сроки эти очень мягкие: на «Литнете» на это дается полгода. Однако дело в том, что если ты не хочешь растерять свою аудиторию, то приходится работать гораздо интенсивнее. Читателей на таких площадках много, но и авторов тоже немало, плюс каждый день приходят новые. Поэтому да: самиздат — это конкурентная гонка. Продолжение к книге лучше выкладывать не реже, чем через день, а в идеале каждый день. Тогда читатели не забудут, о чем шла речь в истории, у них будет сохраняться интерес, и больше шансов, что они придут к тебе в твою следующую книгу.
Сколько времени у тебя уходит на создание сюжета, проработку героев и так далее? Или это непрерывный процесс, как в мультике - «одну ягодку беру, на другую смотрю…»
- У меня в среднем книга объемом около 300-400 тысяч знаков пишется за три-четыре месяца. Сюжет будущей истории обычно создается в голове параллельно с написанием той книги, которая пишется сейчас. Размышляю, прикидываю, делаю какие-то наметки. А перед тем, как, собственно, начать писать первую главу, обычно несколько дней трачу на то, чтобы прикинуть сюжетные ветки, продумать героев и так далее. Я писатель-архитектор, мне надо понимать, как будет идти сюжет от начала до конца, чтобы начать писать. Хотя все равно по ходу многое меняется и уточняется.
На каких авторов ты сама ориентировалась?
- Я очень любила и люблю женские романы Сьюзан Элизабет Филлипс, на мой взгляд, она идеально сочетает увлекательный сюжет, любовную линию и интересные характеры героев. Еще мне всегда нравилась любовная линия в детективах Татьяны Устиновой. Это если говорить про какие-то мои личные ориентиры. Ну и, конечно, я всегда стараюсь быть в курсе того, что пишут топовые авторы наших площадок. В жанре любовного романа тоже существуют свои тренды, и надо следить за ними, чтобы не оказаться за бортом.
Что сама читаешь для удовольствия?
- Очень разные книжки! Могу современных русских авторов почитать, например, Алексея Сальникова или Анну Старобинец. Люблю подростковое фэнтези, люблю умные детективы, например Тану Френч или Роберта Гэлбрейта. Иногда и любовные романы читаю для личного удовольствия, но чаще они все же ассоциируются с работой.
У тебя более 15 книг, бывает ли что ты перечитываешь какие-то из них и думаешь - эх, не так надо было двигать сюжет..?
- Целиком я свои книги почти не перечитываю, максимум могу заглянуть в какой-то фрагмент. Хотя иногда бывает, что увлекаюсь и прочитываю пару глав (смеется). Но мыслей о том, что сюжет надо было двигать иначе или героев взять других, не возникает: для меня написанная книга — это отрезанный ломоть. Она такая, какая есть, и там все случилось именно так, как случилось.
О чем ты пишешь книги? Кто твои герои?
- Я пишу книги про любовь. Чаще всего мои герои — это молодые ребята, которые в первый раз в своей жизни влюбляются и еще не понимают, что с этим чувством делать. Мне нравятся сталкивать героев, которые очень не похожи и при первом знакомстве терпеть друг друга не могут. Например, наглый мажор и скромная отличница или суровая преподавательница и хамоватый студент. Еще мне интересно писать про тех, кто по разным причинам не может быть вместе: например, в одной книге моя героиня влюбляется в жениха своей сестры, и что хуже всего, эта любовь взаимная. В общем, чем сложнее героям идти к совместному счастью, тем интереснее мне про это писать.
Какая из работ твоя любимая?
- Больше всего я люблю вторую свою книгу «Ночные игры», где рассказывается о ребятах, играющих в ночные автоквесты, и о противостоянии капитанов двух команд-лидеров. В этой истории, кроме любовной линии, есть очень много эмоций, адреналина и описания соревнований команд. Я ужасно люблю эту атмосферу и иногда с удовольствием перечитываю отдельные фрагменты.
Я знаю, что у тебя есть книга, которая понравилась тебе больше других, но именно она почему-то менее зашла читателю. Расскажи о ней?
- У меня есть роман про девушку, которая уехала преподавать русский язык в Прагу, и у нее начался роман с ее студентом-чехом. В этой истории много рассказывается о столкновении разных менталитетов, о том, возможна ли любовь, когда девушка старше парня, а еще там очень много Праги и обычной чешской жизни. Все это, к сожалению, не в тренде, к тому же, наши читательницы вообще неохотно читают про героев-иностранцев, им гораздо интересней так называемый русреал, чем зарубежный сеттинг. Ну и опять же, скромный студент не так интересен в качестве героя, как какой-нибудь миллионер или крутой бизнесмен. Тогда я этого просто еще не понимала.
Какой твой роман на сегодня стал самым успешным?
- Я бы сказала, что моя самый продаваемый роман на данный момент — книга «Будешь моей, детка». В нем разворачивается история о том, как умной, но небогатой девушке нужно срочно оплатить обучение в престижном университете, а ее родители все отложенные на это деньги тайком потратили на покрытие долга ее младшего брата. Эти деньги предлагает дать героине циничный мажор из ее же универа, но мы все понимаем, что он за это хочет. Это очень известный и популярный троп, когда то, что со стороны героя начинается как банальное «хочу и готов за это заплатить» переходит в сильную яростную любовь, меняющую его изнутри. Надеюсь, что у меня получилось вложить в эту довольно типичную для нашего жанра историю искренние эмоции.
Расскажи подробности как работает эта индустрия…
- Все просто: авторы пишут книги, читатели за них платят. Можно купить готовую книгу, а можно заплатить за книгу, которая находится в процессе написания. Это называется подписка, и стоит она обычно дешевле готовой книги. Заплатив, ты получаешь доступ ко всем новым главам, которые выходят регулярно. Подписки — основная фишка площадок самиздата, потому что, благодаря им, читательницы чувствуют себя участницами процесса написания книги, активно общаются в комментариях друг с другом и с автором, высказывают предположения о том, как может повернуться сюжет, и, разумеется, активно ругают героев.
Насколько я знаю законы жанра требуют, чтобы авторы книг на популярных площадках общались со своими читателями, реагировали на их замечания. Как у тебя это происходит? Часто ли сталкиваешься с хейтерскими реакциями, необоснованной критикой?
- Безусловно, общение с читателями — важно. В самиздате принято отвечать на комментарии к книгам, но при этом никто не заставляет автора переделывать сюжет и героев в угоду читателю. С хейтерскими реакциями я сталкиваюсь не так часто, но если вдруг прилетает негативный комментарий — просто удаляю его, чтобы он не висел под книгой и не портил мне настроение. Я вообще против критики не по запросу. Считаю, если тебе история не нравится — пройди мимо.
Ты согласна с определением «филологическая дева»? Что тебе дал филфак?
- Мне не очень нравится слово «дева», веет от него чем-то архаичным и высокомерным. Больше люблю определение «филологические девушки», и мне приятно себя к таким относить. Филфак дал мне, во-первых, пять лет счастья изучать то, что нравится, во-вторых, дал мне профессию, по которой я работала около десяти лет, а еще он мне дал лингвистическое мышление. Муж считает, что это филфак воспитал во мне писателя, но я с ним не очень согласна. На филфаке не учат писать, тебя скорее учат читать. Но и это мне было не особо интересно в то время, потому что я никогда не относилась к литературоведам и всегда была чистым лингвистом. Меня и сейчас завораживает язык и его структура. Это безумно интересно! А писательство во мне выросло параллельно с изучением лингвистики и преподаванием русского языка. Видимо, оно просто всегда там было.
Твои близкие читают твои книги, какие у них отзывы?
- Из близких мои книги читала, наверное, только моя сестра, и ей все нравится. Муж пару раз открывал, что-то смотрел, но ясно, что это совершенно не его жанр. А родители знают, что я пишу книги, но не читают. Я их специально попросила об этом, потому что мне так комфортнее. Все же большинство моих историй 18+, а это не то, что дашь почитать своим маме с папой.
Сколько автор регулярно выпускающий романы на площадках может зарабатывать сегодня?
- Не буду называть цифры, но скажу, что лично я довольна своим результатом, хотя есть куда стремиться. Вообще заработать в самиздате можно немало, но удается это единицам, потому что недостаточно просто регулярно выпускать книги, надо еще попадать в интересы читателей и нравиться им.
Как устроена работа на площадках - это донаты от читателей или площадки платят авторам?
- Площадка является посредником между читателем и автором. Автор ставит цену на книгу, читатель покупает ее через площадку, и деньги за вычетом комиссии площадки поступают на баланс автора. Обычно выплачивают эту сумму раз в месяц.
Какие площадки более выгодны? Можно ли один роман публиковать сразу на нескольких площадках?
- Сложно сказать. Одни площадки берут больший процент, но зато дают рекламные бонусы. Другие никак не поддерживают своих авторов, но и роялти платят больше. Так что здесь каждый сам выбирает для себя. Конечно, можно публиковаться и на нескольких площадках, если выбрать неэксклюзивный договор, но надо понимать, что процент в этом случае будет меньше. Все площадки хотят эксклюзива.
Не задумывалась ли ты об экранизации своих книг?
- Мне кажется, все авторы были бы рады увидеть свою историю экранизированной. Но я пока так далеко не загадываю. Зато один из моих романов скоро выйдет в бумажной версии в издательстве «Дримбук», чему я ужасно рада.
Ты пишешь под псевдонимом и предпочитаешь не называть настоящие имя и фамилию. Это специальная таинственность, как часть жанра или есть иные причины?
- Нет, это не какое-то правило, просто лично мне так комфортнее. Знаю тех, кто пишет под своей настоящей фамилией, но я не из их числа. И кстати говоря, в жанровой литературе читателям не особо интересна личность автора, как мне кажется. Им важнее, чтобы мы писали интересные книжки и как можно чаще выкладывали новые главы.
Еще больше оперативных новостей о ситуации в Омской области и России мы публикуем в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь на него по этой ссылке, чтобы оставаться в курсе событий.
Самое актуальное в рубрике: Филологические девы
Больше интересного в жанре: Интервью
Просмотры: 17064
Самое читаемое