Новый Омск
27 сентября 2024 07.30
Как работают особые учителя: «Учить не только детей, но и родителей …»
К предстоящему осеннему празднику Дню учителя «Новый Омск» поговорил с одним из особых педагогов. Речь идет о тех, кто работает с особыми детьми. Несмотря на статус «особый», их работа - это жизненно, обычно, но все же чуть больше, чем просто работа. Это любимое дело. Дефектолог ОРООИ «Планета друзей» Наталья Зыркина рассказала нам, в чем специфика таких особых занятий и какую роль в учебном процессе играют родители.
Наталья Михайловна, расскажите о вашем пути в профессию и вашей специализации?
- Начну с того, что первое образование у меня — медицинское. В медицине я проработала больше 20 лет… Параллельно закончила Омский педагогический университет, факультет специальной дошкольной педагогики, получила специальность «дефектолог». После этого в Азово работала в коррекционном детском саду. В «Планете» я работаю дефектологом с июля 2017 года.
Дефектолог работает только с особыми детьми?
- Мы работаем со всеми детьми, у которых есть потребность в коррекции когнитивной сферы. Это могут быть и нормотипичные дети. Но, в основном. к нам приводят детей с нарушениями, у которых есть задержка психического развития, умственная отсталость, аутистический спектр, ДЦП. Мы работаем и с детьми, потерявшими слух или с врожденной патологией слуха — им тоже нужна помощь дефектолога. Если ребенок плохо слышит, то он и не понимает. Таких детей мы учим слушать, понимать, работаем над словарным запасом, вниманием, памятью.
Хочу сразу разрушить заблуждение: дефектолог – это не логопед. У человека есть высшие психические функции: например, внимание, речь, мышление, воля. Все они взаимосвязаны. Задача дефектолога – посмотреть, что из этого спектра выпадает у ребенка в силу диагноза. Например, у деток с нарушениями в развитии определенная часть мозга не может функционировать в том объеме, в котором работает у обычного человека. Моя задача - увидеть и понять, где можно что-то улучшить. То, что выпадает, попытаться «включить», либо компенсировать.
В чем специфика работы с особыми детьми?
- Думаю, самое главное - педагог должен быть терпеливым. Нужно уметь найти подход, «ключик» к каждому ребенку, потому что все дети разные по характеру, темпераменту, поведению.
Как менялась и развивалась работа дефектолога с годами?
- Процесс консультирования особо не меняется. Из года в год приходят родители, у которых проблемы с воспитанием детей, с оформлением в школу, прохождением медкомиссии, нужна помощь в юридических аспектах.
Что касается изменений, то появляются новые методы. Наши психологи подключают арт-терапию, песочную терапию, работают с красками, с водой. Мы, дефектологи, тоже не ограничиваемся только дидактическими пособиями. Используем и воду, и песок, и пластилин, и природные материалы. Даже какие-то неожиданные вещи - ту же пену для бритья, дети ее очень любят. Мы используем ее для развития сенсорного восприятия.
Как строится программа развития детей с очень разным уровнем развития?
- Работа особенными детьми — это как квест, который ты проходишь вместе с ними. Никогда не знаешь, что впереди, ты можешь только предполагать. Зато какая невероятная радость, когда появляется результат, даже минимальный.
Все зависит от того, с каким диагнозом приходит ребенок, какие потребности у ребенка и запросы у родителей. Сначала проводим первичную диагностику, а затем выстраиваем индивидуальную программу. Отслеживаем, ведем динамическое наблюдения.
Дети даже с одинаковым диагнозом находятся на разных уровнях развития. Бывает, что ребенка нужно научить хотя бы сидеть за столом, сформировать учебное поведение. Одного ребенка могут вести несколько специалистов — дефектолог, логопед и психолог. Мы с коллегами советуемся, обговариваем тематику занятий и направление.
Особым детям всё даётся труднее, но они такие труженики, причем абсолютно все. Очень сложно принять, что есть вещи, которые ты не в силах изменить. Когда видишь ребенка с аутизмом, с синдромом Дауна, с множеством нарушений развития, и понимаешь, что есть невидимая планка, преграда, которая не дает идти дальше. Здесь очень важно не упустить момент. Поэтому каждое занятие с ребенком имеет огромное значение.
Какую роль играют родители? Помогают ли они?
- Конечно, хочется, чтобы родитель помогал. И большинство из них сидит рядом и погружаются в процесс.
Есть и те, кто считает, что занятия - это дело педагога. Но педагог видит ребенка максимум два раза в неделю по 45 минут, а родитель находится рядом 24 на 7. Поэтому наша задача — научить родителя делать то, что делаем мы. Для этого родителю нужно самому погрузится в процесс.
Когда мы приезжаем в районы и к нам на консультацию приезжают мамы и папы из отдаленных деревень, они иногда даже не понимают, как можно заниматься с ребенком дома. Мы показываем, как отрабатывать все, чему научились на занятиях, в домашних условиях, на элементарных вещах, окружающих ребенка в быту. И для этого не нужны какие-то специальные приборы или дорогостоящие приспособления.
В рамках проекта Региональный Ресурсный Центр вы даете бесплатные консультации для родителей, выезжаете в районы. Чем полезны такие встречи со специалистами?
- Важно, с каким запросом пришла семья. Родители хотят получить от занятий один результат, а педагог видит совсем другую картину. Например, родители на консультации говорят: «Хотим, чтобы наш ребенок начал говорить». Но при этом родители смотрят однобоко и не видят, что у малыша западают остальные процессы. Приходится объяснять, что для того, чтобы появилась речь, нужно развивать и остальные функции. Работать над моторикой, слуховым и зрительным восприятием, вниманием, пополнением словарного запаса.
Иногда даем рекомендацию посетить дополнительно других врачей — психиатров и невропатологов, даем их контакты. Логопеды часто отправляют к стоматологам-ортодонтам. До консультации родители и не замечали, что у ребенка нарушения прикуса. А если и видели, то не знали, что они ведут к нехорошим последствиям. Взгляд специалиста со стороны очень важен.
Такие встречи - это шанс для родителя получить ответы на свои вопросы. В том числе, и диспетчерскую помощь, когда родителям подскажут, где найти ортопедическую обувь, какая реабилитацию положена ребенку, где получить юридические консультации и т.д.
За шесть лет проекта с выездной службой мы объездили почти всю Омскую область. География большая. В какие-то районы выезжаем постоянно, в других бывали по одному разу.
Родители очень ждут наших приездов. Кто-то приходит повторно на прием, и мы отслеживаем динамику развития детей. Приводят и тех, кто уже старше 18 лет. Здесь уже мы рекомендуем больше развивать социально-бытовые навыки. Не все из них приспособлены к жизни. Можно и нужно учить ребят элементарным навыкам самообслуживания: приготовить себе еду, заложить белье в машинку, прибрать в доме. Поэтому даже семьям, где растут дошкольники, мы говорим: академические навыки оставьте школе, а семья работает над социально-бытовыми навыками. Научите ребенка ходить в магазин, в аптеку, попросить помощи, если вдруг что-то с родителями случилось. Это базовые умения.
Что дает вам силы работать, не выгорать?
- В первую очередь силы черпаю в семье. Хорошо, когда семья понимает специфику работы. Я еще работаю в коррекционной школе, поэтому когда приходишь домой, хочется просто хотя бы полчаса помолчать (смеется). Отдых дают дача, собака. Последние 10 лет подъем в 6 утра и часовая прогулка с собакой — для меня это определенный релакс.
Нравятся «планетные» совместные вылазки. Недавно ездили в Тобольск на уикенд. Иногда выезжаем в «Сказку» на выходные, отдыхаем, купаемся. Наш руководитель устраивает нам тимбилдинги. Бывает, что мы и сами небольшой компанией коллег вместе ходим в театр, любим погулять по набережной, в кафе посидеть. Частенько в сауну ходим.
Как изменилась жизнь за 6 лет участия в проекте консультативной службы РРЦ?
- Если обо мне говорить, то я стала по-другому смотреть на родителей особых детей. У меня в этом плане поменялось мировоззрение. И детей я тоже по-другому воспринимаю. Это такие же дети, но они требуют больше внимания, любви, заботы, терпения со стороны родителей и педагогов. За время, пока я работаю с особыми детьми, я научилась быть более терпеливой. Ну и мне очень нравится моя работа и профессия. Я могу помочь особым детям научиться элементарным образовательным и социальным навыкам, уметь находить в жизни прекрасное, преодолевать трудности, дружить и решать конфликты.
Насколько востребованы услуги РРЦ? Каким вы видите будущее проекта?
- Услуги очень востребованы - нас всегда ждут в районах, пользуются нашими рекомендации, рассказывают об успехах.
Думаю, что ресурсный центр будет существовать, он должен быть. Будем работать дальше.
Записаться на консультацию к специалистам РРЦ можно по единому номеру организации 8-923-683-71-95 или в аккаунтах социальных сетей.
Оказание услуг в консультационных центрах РРЦ - с ПН по СБ, ВС – выходной. Адреса пунктов РРЦ:
- ул. Иртышская набережная, д. 26, запись на консультацию с ПН по ПТ с 9.00 до 18.00, СБ с 9.00 до 15.00, ВС - выходной. Телефон: +7 (991) 430-19-04.
- ул. Лермонтова, д. 57, запись на консультацию с ПН по Пт с 10.00 до 18.00, СБ и ВС - выходные. Телефон: +7 (951) 414-31-57.
- ул. 70 лет Октября, д. 20/1 запись на консультацию ПН и СБ с 8.00 до 16.00, ВТ-Пт с 8.00 до 17.00, ВС - выходной. Телефон: +7 (913) 964-50-30.
Информационная поддержка
Еще больше оперативных новостей о ситуации в Омской области и России мы публикуем в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь на него по этой ссылке, чтобы оставаться в курсе событий.
Самое актуальное в рубрике: Общество
Больше интересного в жанре: Новости
Просмотры: 1422
Самое читаемое