Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

26 сентября 2024 09.00

«В экономике нет понятия «справедливости», есть только выгодно и невыгодно» - Сергей Евсеенко в проекте «Экономика должна быть…»

«Новый Омск» запустил научпоп-проект «Экономика должна быть…» Он о людях, деньгах, товарах, территориях и о том, как все это взаимосвязано. Сегодня у нас в гостях последний председатель экономического комитета Омской области Сергей Евсеенко.

«В экономике нет понятия «справедливости», есть только выгодно и невыгодно» - Сергей Евсеенко в проекте «Экономика должна быть…»

Александр Румянцев

Сергей Викторович, с чего еще, как ни с налогов, начинать популяризаторский проект об экономике? Законодательство в этой сфере постоянно меняется: порой почти незаметно, а иногда это вызывает острые противоречивые мнения, как в случае с недавним введением прогрессивной шкалы. Я к стыду своему, хотя и не первый год хожу рядом с экономической журналистикой, так, до сих пор, всю налоговую систему и не освоил. Поэтому давайте начнем с базы…

- Давайте (смеется). Итак, налоги и государство — это одногодки. С налогов и начинается государство. С рождением государства появляются и государственные расходы. Налоги и расходы - это братья-близнецы. Две стороны одной медали бюджета. И эволюция этих расходов дошла до такого состояния, что сейчас Россия как государство несет на себе огромный груз - оно сопровождает гражданина от рождения до погребения. Сначала государство готовит человека к взрослой жизни, учит, лечит, образовывает, потом эксплуатирует активно, а на закате начинается возраст дожития (пенсия), когда казна содержит человека в зависимости от тех приоритетов, которые есть в государстве.

Проще говоря, основные налоги регламентируются государством, именно оно устанавливает правила, по которым функционируют регионы, коммерческие компании и обычные граждане. У регионов, конечно, есть право законодательной инициативы, но решения принимают не они.

Опишите максимально просто, как выглядит наша налоговая система и какие налоги остаются в регионе?

- Есть три уровня налогов: Федеральные налоги: на добавленную стоимость (НДС), на доходы физлиц (НДФЛ), на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых и дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, водный налог, госпошлины и так далее.

Региональные налоги: на имущество юрлиц, на игорный бизнес, которого у нас в области нет, и транспортный налог.

Местные налоги - это земельный налог, торговый сбор и на имущество физлиц.

Тут важное пояснение: эта трехэтажная система показывает, на каком уровне налоги регулируются, а не в какой бюджет поступают. Так федеральные налоги устанавливаются законами страны, а региональные – еще и правовыми актами субъектов РФ.

Теперь отвечаю на вопрос куда какие деньги идут. Итак: НДС, акцизы и налог на добычу полезных ископаемых на 100% поступают в федеральный бюджет.

Налог на прибыль организаций (он составляет 20%) делится в следующей пропорции - 3% в федеральный бюджет, 17% в - регионы.

Госпошлины и транспортный налог на 100% - в региональные бюджеты. НДФЛ делится между регионом и муниципалитетами в пропорции 85% на 15%.

Земельный налог и налог на имущество физлиц на 100% идет в местные бюджеты.

В результате более 60% всех денег уходит в федеральный бюджет. И он, благодаря этому, сбалансирован и профицитен.

Также у нас есть органы, которые за всей этой системой «доглядают». Финансовую и налоговую политику осуществляет Минфин РФ, а администрирует Федеральная налоговая служба (ФНС). При этом ФНС не имеет права законодательной инициативы, ее миссия заключается в том, чтобы помочь законопослушным гражданам исполнить свой долг по уплате налога, и принудить тех, кто увиливает от этой обязанности. Особенно, в этом смысле, мы рванули вперед после внедрения АИС «Налог-3». Сегодня уже нельзя баловаться с НДС. До восьмой связанной транзакции все видно в системе.

Давайте чуть подробнее на НДС остановимся. Что это за зверь такой вообще?

- Это очень путанный налог. Если заглянуть в наш Налоговый кодекс, который состоит из двух частей, так вторая часть почти полностью посвящена НДС. И здесь мы возвращаемся к Адаму Смиту… Ты же хотел начать с базы (смеется).

У Смита налогом называется безусловный платеж в пользу государства. Безусловный! То есть независимо от того - кто ты… Если гражданин - обязан платить налог. Но если говорить в этих терминах у нас нет практически ни одного налога, который имел бы такой статус. Везде есть некие условия, льготы, запятые, обратное движение средств и т.д. И самый запутанный и сложный в администрировании налог в этой части - НДС. Одни его платят, а другие его возвращают. Изначально логика, вроде простая: то что ты добавил к стоимости своего товара, с этого ты должен заплатить налог. Есть две категории - аграрии платят - 10%, все остальные - 20, госорганы не платят. Но в чем путаница? Если ты занимаешься инвестициями, и представил в пользу этого некие доказательные документы, типа ты жесткий инвестор, то государство осуществляет возврат. И получается: одни платят, а другие возвращают.

Вы сказали более 60 процентов денег, собранных на территории региона, в итоге идут в федеральный бюджет. А помните в 2012 году кандидат в мэры Омска Вячеслав Двораковский шел на выборы с лозунгом, что-то вроде « 50-30-20»? Это про то как делить собранные Омском деньги между тремя бюджетами. Учитывая, что явка на выборы тогда составила рекордно низкие 17% эта тема сильно не отозвалась в сердцах людей. Почему, как вы думаете? Не близка людям или они не поверили, понимая, что это банальный популизм?

- И то и другое. Во-первых, налоговая система и мэр города находятся в разных плоскостях. Законодательной инициативы в федеральных делах у мэра нет. Мало ли, чего он хочет? Важно то, что он может! Он может передать свои соображения на уровень Законодательного Собрания субъекта РФ. А оно в свою очередь может рассмотреть или нет. Но судя по опыту наш региональный парламент не очень готов прислушиваться к таким инициативам.

Выше я говорил, что регион отдает 15% от НДФЛ муниципальным образованиям. Например в Омской области - это 32 района и город Омск. Насколько я знаю, все города-миллионники из этих 15% получают свой процент и он выше минимального (5%). К слову Новосибирск имеет 10% из 15%. А Омск всегда проходил как раз по минимальной ставке. Впрочем, если «отщепить» у кого-то в омской деревне, вдруг там вообще ничего не останется?

В целом дефицит доходов в регионообразующих городах - это общероссийский мейнстрим. Хотя именно эти города являются основными налоговыми источниками. Поэтому, с одной стороны, кажется, что бюджетные деньги должны находиться там, где живет большинство - и в этом смысле городской бюджет должен быть больше. А с другой - поделиться деньгами, значит поделиться властью. И тут уже история не только про экономику. Скажем, тот же Леонид Константинович Полежаев (первый губернатор Омской области - «НО»), часто жаловался, что город его не выбирает. Но видно было, что и город постоянно недофинансирован.

Сам же я сторонник укрупнения регионов, где город Омск мог бы оказаться самостоятельным субъектом в большом субъекте.

Что-то вроде города федерального значения?

- Да, хотя бы. В России 16 миллионников. Можно подумать в эту сторону.

А как эта практика работает в мире - все похожим образом распределяют бюджеты?

- Есть некоторые государства, которые, наоборот сначала заполняют нижние бюджеты, а потом, все что осталось, отдают наверх. Думаю, для нашего государства такой вариант не оптимальный. Я считаю, таким образом финансируется сепаратизм любого вида, в том числе и финансовый. Ведь кто главный в семье? У кого «бабки». И если у тебя есть проблемы, иди объясняй главному, чтобы он ими поделился, и конкурируй с другими желающими. А если представить, что все деньги получат местные «князья», попробуй их потом забрать.

Что лично вы думаете о недавно введенной прогрессивной шкале налогов?

- В экономике нет понятия «справедливости». Есть понятия - выгодно-невыгодно. «Справедливость» - это категория государственного взгляда. И в этом смысле, плоская шкала, когда все платят одну сумму, независимо от дохода, - не справедлива.

Один из аргументов против прогрессивной шкалы - она демотивирует. Зачем больше зарабатывать, если придется больше платить?

- А если ты уже заработал больше чем находятся глаза? Повышенный налог же таких в первую очередь касается. Тем более в России никто не отменял периода под названием «первоначальное накопление капитала». И среди достигших успеха в этом деле сильно белых и пушистых-то не было. Но добровольно в этом никто не сознается. Не то что перед экономистами, но и перед прокурорами. Поэтому сегодня государство предпринимает попытку справедливого распределения налогов. По крайней мере так это декларируется. Давайте потерпим, сыграем по этим правилам, дождемся результатов. Дальше можно что-то откорректировать. Мы впервые сдвинулись с плоской шкалы. Десятилетиями слушали, мол, не надо, мы только запутаемся… Ничего - не запутались. Я всегда был против плоской шкалы налогообложения. Сверхдоходы же люди не кайлом добывали. Кто-то оказался в нужное время в нужном месте, а кто-то нет. Мы вот с тобой свою шахту или трубу уже никогда не получим. Не успели (смеется).

Еще больше оперативных новостей о ситуации в Омской области и России мы публикуем в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь на него по этой ссылке, чтобы оставаться в курсе событий.

Самое актуальное в рубрике: Экономика должна быть...

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 8):

киви
Глубокий эконом, браво! В точку. Сразу видать профессионала, а не популиста и блюдолиза.
30 сентября, 09:57 | Ответить
Dish
Да все тут правы. Вопрос с какого пригорка на это смотреть. Чтобы это понять, нужно упростить вопрос до семейного бюджета. Много у нас примеров семей, которые самостоятельно управляют своими деньгами? Думаю, да. Нужно ли, чтобы государство вмешивалось в их дела и согласовывало каждую трату? Нет, конечно. И в то же время, каждый знает семью, где батя бухает, дети неумыты-неодеты, жена с фингалом, потому что посмела протестовать. Стоит ли в такую вмешаться извне и контролировать их траты, чтобы бате не давать бухать, детей накормить, жену приодеть. Пожалуй, стоит. Вот и вся дилемма.
А дальше начинаются по-настоящему важные вопросы. Почему экономист Евсеенко на основе своего опыта воспринимает регионы как асоциальные семейки?) И откуда взялась иллюзия, что самый главный батя в этой семье ответственный семьянин, который не бухает и не бьет жен?)
30 сентября, 13:19 | Ответить
глубокий эконом
Никакой проблемы в финансовой самостоятельности нет. Любой национальный бюджет сепарирован от других более крупных мировых бюджетов и все работает. А то так можно дойти до абсурда. Пусть Китай все деньги собирает с Земли, а потом распределяет между континентами. Проблема заключается в том, что на практике часто на местном уровне деньги попадают в руки коррупционной власти, которая их разворовывает, поэтому кажется, что все деньги нужно отправлять в центр, уж там не разворуют. Но на деле, как мы видим, центр разбазаривает ресурсы еще хлеще в масштабе. Так что дело не в возможной финансовой самостоятельности МСУ, а в проблеме отсутствия контроля за финансами со стороны социума за любым видом бюджетов.
27 сентября, 18:05 | Ответить
киви
Он считает, что наполнение местных бюджетов ведет к "финансовому сепаратизму". Хотелось бы видеть этого зверя. Что плохого в богатстве регионов? Где он увидел феодалов? Нищета регионов ведет к перекосу в пользу Москвы в любом отношении, и полусогнутом положении регионов - подайте на бедность, мы хорошие. Это что ли подходит для нашей страны? То, что бюджет профицитен, позволяет государству его тратить на любую хрень безотчетно. Вон при строительстве трех новых кадетских корпусов замминистра украл 2 миллиарда. И никто не хватился.
27 сентября, 09:30 | Ответить
Горча
Толковый мужик. Интервью Шкуренко с ним было интересное
26 сентября, 15:40 | Ответить
Ъ
Псевдоэкономист
26 сентября, 13:17 | Ответить
Грот
+
29 сентября, 19:43 | Ответить
Ред
Спасибо за мнение. Оставьте свой контакт, пообщаемся с вами - с настоящим экономистом.
26 сентября, 13:30 | Ответить