Новый Омск
04 октября 2024 09.01
Сергей Евсеенко: «Наш регион в итоге недополучает примерно 5-9 млрд рублей в бюджет»
«Новый Омск» продолжает беседу с заслуженным экономистом РФ Сергеем Евсеенко в рамках научпоп-проекта «Экономика должны быть…» В этом выпуске обсуждаем налоговую базу соседей-регионов, а также неочевидные ресурсы для пополнения бюджета Омской области.
Сергей Викторович, в прошлый раз мы говорили о налоговой системе, подробно разобрали какие виды налогов остаются регионам и в каких пропорциях. Какие еще механизмы привлечения денег есть у субъектов в рамках существующей финансовой системы?
- Уже много лет действует практика на основе теории экономического и финансового выравнивания. Один из примеров - Нацпроекты. Федеральный бюджет выделяет, а компании и территории шевелятся, конкурируют за эти деньги. Кто предложит интересные решения, тому деньжат подбрасывают. Ипотека, дети, земельные участки, развитие Дальнего Востока на 100 лет и так далее.
Сейчас в Омской области постепенно учатся попадать в федеральные программы, но раньше долгие годы как-то стеснялись использовать этот механизм. Использовали другой - кредиты. И это стало настоящей проблемой. Десятилетиями предыдущие руководители выбирали такую стратегию. Денег не хватало, и вместо того, чтобы жить по средствам, брали новые кредиты. Сначала коммерческие, потом государственные. Но даже у госкредитов ставка растет. Раньше можно было взять под 1%, а теперь уже дают под 3%.
А кто из глав региона больше всего набрал кредитов?
- Леонид Константинович (Полежаев - первый губернатор Омской области. - «НО»). Он и по сроку исполнения полномочий был самый стабильный. Ну и к деньгам относился с эдаким «царским» размахом (улыбается). А сейчас такая возможность (кредитоваться) исчезла. Законодательство изменилось и не позволяет наращивать долг больше определенных параметров бюджета. Это значит, что госкредит недоступен. Да и коммерческим банкам это уже не очень интересно, потому что появилось такое понятие, как бюджетный иммунитет. И если что-то пойдет не по плану, и банк захочет «рвануть» назад, больше 15 процентов он не снимет, потому что бюджет защищен. Ну никак нельзя. Поэтому эта история стала не сильно выгодной для коммерческого сектора.
Это омская особенность или сложившаяся практика для субъектов России в целом? И как вообще устроена финансовая система у наших соседей-сибиряков?
- По разному. Например, алтайцы за все десятилетия умудрились вообще ни взять ни одного кредитного рубля. Я разговаривал с их министром, мол, как же так получилось? Он отвечает, дескать, а мы не ленились, надевали валенки на босу ногу, плакали, конючили, но кредитов не брали. Вот они раньше других встроились в эту систему федеральных проектов.
Кемерово - как мы понимаем, угольная столица. Их больше всего всегда интересовало налоговое законодательство и в частности налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). А что еще их может интересовать? Это их основной источник пополнения бюджета.
Томичи. Население поменьше, чем у нас. Но, они за 20 лет освоили технологию работы с людьми. Они берут займы у физлиц, выплачивают проценты и как-то умудряются это все обслуживать.
Красноярск. Посмотри, как выглядит на карте этот край. Он огромный. Чего там только нет, мама не горюй: алюминий, золото, лес, дешевая энергетика… И самое главное, если посмотреть на север, там есть город Норильск. Смекаешь? (улыбается). Я даже не знаю как обозначить их экономическое состояние (смеется). В общем у них главная проблема была раньше - маленькие ставки депозитов. Но сейчас они растут.
Самое интересное - Тюмень. Финансовый рай. Народу там не очень много, зато доходов будь здоров. И это один из немногих регионов доноров во всей России. 8 из 10 рублей географической Сибири находятся там.
Кого еще забыл? Так, Иркутск. Там есть три закрытых района, где добывают золото. Народу опять же немного, а доходов хватает. Плюс дешевое электричество, поскольку Иркутск не входил в единую энергосистему РАО ЕС. В целом все хорошо.
Еще наш старый добрый друг Новосибирск…
- Да, Новосибирск болеет всеми «болезнями» одновременно. Там есть и займы, и кредиты - все. Но Новосибирску больше повезло в политическом смысле. Это все-таки центр федерального округа и с этого тоже определенная «денежка» перепадает. А главное - географическое расположение. Потому что это реальный центр. Возьми карту и циркуль, задай радиус в 300 километров и обведи окружность вокруг Омска. Сильно у тебя изменится население? Не сильно. А у Новосибирска до 12 млн человек. Это и торговый и логистический центр. Плюс река Обь берет свое начало в границах России, и даже если Иртыш высохнет, в Новосибирске вода будет всегда. Думаю, на это обстоятельство тоже в Москве смотрели, когда принимали решение о расположении полпредства.
Вот, примерно так и выглядит наш дружный коллектив (улыбается).
Поэтому, если даже в Сибири двух одинаковых регионов с точки зрения налоговой базы нет, как найти общий знаменатель интересов и выстроить единое консолидированное отношение ко всем регионам со стороны Минфина России? Интересный вопрос. Поэтому выравниваем, выравниваем уже столько лет. Не все и всегда получается, но страна живет.
Хорошо, Сергей Викторович с соседями понятно, каждый несчастен по своему. Есть ли какие-то недооцененные инструменты в налоговой системе, которые могли бы улучшить положение Омской области?
- Есть ресурс, связанный с процессами трудовой маятниковой миграции. Если простыми словами, то суть в том, что работающий человек может платить налоги не по месту работы, как сейчас, а по месту прописки. Этот вопрос остро стоит на повестке уже не первое десятилетие. И чем экономика становится сложнее, разнообразнее, тем он острее. Особенно в последние годы, когда в силу разных событий сложилась целая категория людей - фрилансеры, самозанятые, айтишники и так далее. Сегодня мы уже не можем сказать, что люди живут там где работают. Географически они могут трудиться где угодно, имея для этого соответствующие специальности. И при этом зарабатывать неплохие деньги. Это первое.
Теперь второе. Есть регионы, специализирующиеся на определенной экономической деятельности. Возьмем для примера наш промышленный север. Там дефицит трудовых ресурсов и высокая заработная плата.
Третье. В мире вообще и России в частности значительно выросла мобильность населения. Поэтому в стране и конкретно в Омской области сложилось такое явление, как трудовая маятниковая миграция. Когда люди работают на вахтах, зарабатывают, но и налоги на доходы физических лиц (НДФЛ) платят там же по месту работы.
Я, занимаясь экономической теорией, долго пытался посчитать эти деньги, а потом когда в налоговой поработал, увидел: там же все отмечено (смеется). Примерно 170 тысяч человек из Омской области участвуют в этих процессах. И наш регион в итоге недополучает примерно 5-9 млрд рублей в бюджет. Это в зависимости от того по какой методике считать - от той заработной платы, которую омичи получают на вахтах, или от средней зарплаты, которую они могли бы получать здесь. В любом случае это огромные деньги.
А в целом по России, согласно статистическим оценкам, примерно 15 млн человек участвуют в трудовой маятниковой миграции. Живут где-то здесь, а платят где-то там.
Я еще 20 лет назад на эту тему докладывал губернатору Леониду Полежаеву. Но с его стороны было только ворчание (улыбается).
Позже писал зампреду правительства региона Вячеславу Синюгину. Да и нынешнее руководство в курсе этой ситуации, отлично знает факты, цифры. Но, видимо, пока не находим отклика в местах, где такие решения принимаются.
Видимо, вас все-таки услышали... Год назад наше Заксобрание выступило с инициативой об уплате НДФЛ в регион по месту прописки работника. Там фигурировала сумма в 12 млрд рублей по итогам 2022 года - деньги, которые могли бы достаться региону. Инициативу отклонили даже раньше, чем она дошла до Госдумы.
- Думаю, федеральное руководство не хочет демонстрировать избирательный подход. Мол, для Омской области мы сделаем исключение, а если другие регионы захотят? В похожем состоянии как Омск и северные города находятся, например, Москва и Подмосковье. Люди из Московской области активно работают в столице. Но, насколько я понимаю, там все-таки есть определенные компенсации по ряду показателей.
А маятниковая трудовая миграция - эта проблема многогранная. Это же не только НДФЛ, это еще и развитие промышленности. Если омичи специалисты промышленного производства работают за пределами региона, получается, они здесь в этой же сфере не работают. Хотя согласно социологическим опросам, если в Омске в этом секторе поднять среднюю зарплату в полтора раза, люди на вахту уже не поедут, останутся работать здесь в привычном климате, рядом с семьей… Это благотворно повлияет и на социальную атмосферу.
А кто больше приносит в бюджет все-таки физические или юридические лица?
- Это интересный вопрос и ответ на него является маркером развития региона. Можно взять статистику налоговую и посмотреть: если в субъекте РФ сборы по налогу на прибыль выше, чем НДФЛ, значит, этот регион «живой», и там экономика развивается, а если НДФЛ выше, то с точки зрения экономики регион, как тот пациент из анекдота, скорее «мертв». А в среднем по стране физлица дают около 30 процентов, включая и НДФЛ и налоги на имущество, и с депозитов теперь взимают налог. Но зато для бюджета это очень устойчивый и стабильный доход.
Экономика - это не река с плывущими окурками, которые все на виду. Нужно смотреть глубже в процессы, видеть связи и взаимосвязи. Если бы госфинансы были простой арифметикой, диплом финансиста можно было бы выдавать после окончания начальной школы.
Еще больше оперативных новостей о ситуации в Омской области и России мы публикуем в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь на него по этой ссылке, чтобы оставаться в курсе событий.
Самое актуальное в рубрике: Экономика должна быть...
Больше интересного в жанре: Спецпроекты
Просмотры: 488891
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 5):