Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

18 октября 2024 11.09

«Омские офшоры - это не всегда чисто экономическая логика» - Виктор Шкуренко

Продолжаем рубрику «Экономика должна быть…» с предпринимателем Виктором Шкуренко. Сегодня говорим об офшорах, деофшоризации, глобальном бизнесе и особых экономических зонах.

«Омские офшоры - это не всегда чисто экономическая логика» - Виктор Шкуренко

Александр Румянцев

Виктор Васильевич, хотел бы обсудить специфическую тему - офшоры. Она интересна, потому что в ней есть компонента романтического и даже утопического футуризма… такие вроде как цифровые государства будущего, которые подобно банкам конкурируют за граждан и компании и их налоги, предлагая более выгодные условия. А с другой стороны, если посмотреть на это «левым» взглядом, как-то странно получается: живешь, условно, в Париже, пользуешься его инфраструктурой, а налоги платишь куда-нибудь в Вануату, потому что там они меньше. Как вы относитесь к этому экономическому феномену?

- Для начала надо определиться, что мы подразумеваем под офшорами. Есть страны, как правило, территориально небольшие, например, различные острова, которые напрямую вовлечены в процесс офшоризации и предлагают мировому бизнесу некую модель: упрощено регистрируйтесь у нас, платите фикс, а мы не будем вас мучить требованиями по бухучету и иными юридическими и бюрократическими проволочками. Это настоящий, классический офшор.

А есть страны с низкой налоговой ставкой. Пример: Франция - высокие налоги, Бельгия - низкие. Поэтому тот же Жерар Депардье будучи французом переезжал жить в Бельгию, чтобы сэкономить на налогах.

Так вот тот случай, который мы порой видели в американском кино, про торговцев разными запрещенными веществами и прибыли оседающие где-то на островах в Карибском бассейне уже лет десять-двадцать как потеряли свою актуальность. Мир активно борется с такой формой, пытается все это упорядочить. Представить себе, чтобы сейчас в России были компании, которые бы работали здесь на экспортно-импортных сделках, производили, условно, нефть, продавали ее своему офшору на острове Мэн, потом перепродавали конечным потребителям, а всю маржу оставляли бы на острове… Это уже маловероятно. Государства поумнели, набрались опыта и теперь задают очень много вопросов, есть финансовый мониторинг, который все эти денежные потоки и сделки отслеживает.

Тем не менее десятки крупных омских компаний имели или имеют прописки в «офшорных» зонах на популярном Кипре, в ОАЭ, Сейшелах, Белизе и так далее…

- Да, такая схема встречается. Ты можешь зарегистрировать фирму где-нибудь на Кипре, и это юрлицо будет владеть российской компанией. Мне кажется, предприниматели, которые прибегают к подобным технологиям, имеет свои внутренние страхи и поэтому идут на поводу у юристов. Я уже говорил в прошлом интервью, что некоторые, даже и мои знакомые бизнесмены, буквально, одержимы идеей, что весь мир хочет отобрать у них компанию. Поэтому регистрируют ее где-нибудь на Каймановых островах, полагая, что таким образом, смогут защитить свои права собственника, если вдруг окажутся под уголовным преследованием. На мой взгляд, это иллюзия, в том числе навязанная продавцами офшоров.

Просто удивляюсь, когда читаю новости, условно, о том что «Техуглерод» в прошлом году перебрался в Объединенные арабские эмираты, учитывая современные возможности воздействия российской власти на бизнес и ее же десятилетние призывы к деофшоризации. Работает ли она?

- Новое поколение предпринимателей не пользуется этими инструментами. А это уже значит, что деофшоризация работает.

И эта тенденция, повторюсь, наблюдается по всему миру. Есть такая международная организация ФАТФ - группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. И есть, скажем, Швейцария, которая к моменту своего вступления в эту организацию в 1990 году была главной глобальной площадкой по отмыванию и хранению отмытых денег. А через 30 лет, к 2020 году Швейцария уже один из передовиков борьбы с этими серыми капиталами. Сейчас уже криминальные авторитеты, наркобароны, террористы и другие нелегальные элементы не смогут так легко разместить в этой стране свои капиталы. Мир меняется. Это первое. А второе - сам бизнес, как мне кажется, начинает все более сознательно и социально ответственно относиться к таким вопросам. И Россия находится в этом же тренде: в меньшей степени по причине роста самосознания бизнеса, в большей - по причине понуждения сверху, но тем не менее. Я не смогу это доказать цифрами, но я это чувствую.

Какой вид бизнеса больше тяготеет к офшорам?

- Если смотреть по омским компаниям, использующим в разные годы вид офшорного размещения, то может сложиться впечатление, что это производство - «Техуглерод», «Водоканал», «Каучук» и так далее. Но, как я уже говорил, в подобных примерах логика не чисто экономическая. А если говорить про другой тип «офшоров», то есть про государства с низкой налоговой ставкой, то это чаще всего бизнес, который занимается чем-то нематериальным - финансовыми операциями, ИТ-технологиями и так далее. Если ты профессиональный игрок на рынке акций, зачем тебе Франция, если можно юридически располагаться в Ирландии или ОАЭ с низкой налоговой ставкой? Кстати государства в этой части тоже умнеют и стараются давать льготы компаниям, которые не привязаны к территориальным рынкам, в том числе рынку труда.

Вот как раз защитники таких типов офшоров и говорят, что они держат в тонусе государства, чтобы те не усердствовали в налоговых ставках…

- А это еще одна важная смежная тема - глобальный бизнес, транснациональные корпорации. У них чудовищная репутация, их никто не любит, как раз потому что они ставят себя выше государств. А я их просто обожаю. Это - мой рай! (смеется) Когда не Америка управляет Биллом Гейтсом, а Билл Гейтс управляет Америкой. Глобальный бизнес порой обладают властью, которой нет у маленьких национальных государств. И они обоснованно могут пользоваться разными юрисдикциями - хоть в Африке, хоть в Австралии. Пример, Apple, у этой компании есть несколько международных регистраций помимо США и одна из главных по концентрации корпоративного дохода зарегистрирована в Ирландии. Это логично, когда твой рынок - весь мир. Поэтому сколько бы президент США не грозил им пальчиком, они только руками разводят в ответ. Или российский пример - Павел Дуров. Его бизнес зарегистрирован в Эмиратах. В целом это нормально, когда предприниматели стремятся меньше зависеть от власти. К свободе вообще люди относятся по разному, но своей свободы хотят все (смеется). Капитал, ведь он, как правило, трусливый, и ищет любые возможности сохраниться.

Можно ли в России эффективно использовать такие особые экономические зоны? Ну, скажем, где-нибудь в Омской области, чтобы привлечь сюда тот самый «трусливый» капитал?

- Тут важно понимать, что налоговые льготы - это далеко не определяющий фактор для расположения бизнеса на территории. Нужна соответствующая инфраструктура, кадры, компетенции специалистов… Ну дадут тебе нулевую ставку налога где-нибудь в деревне за триста верст, а там жителей нет, рабочих рук нет, их надо возить из города каждый день… Да ты разоришься. Поэтому в этой теме пока, увы, много фантазий. Периодически кто-то начинает говорить об Омске, как о транзитном городе России между Европой и Китаем. Толку что вы здесь настроите логистических центров, а экономические агенты с чего они решат здесь хранить товар? У них есть своя логика и нашего желания недостаточно, чтобы переломить их представление об оптимизации собственного бизнеса. А сколько средств надо вложить в развитие такой инфраструктуры? На карте вроде все красиво выглядит, как мы ведем торговые пути в Северный Китай. А вся экономика Китая это восточное побережье. Как уговорить китайцев отказаться от привычных морских транспортных путей и перейти на сухопутный вариант через Омскую область? Поэтому бизнес в современном мире сам определяет движение товарных потоков, и когда государство без учета этого пытается вмешиваться в процесс это выглядит неуклюже.

В общем пафос в том, чтобы ценить тех крупных предпринимателей и компании, которые уже работают в регионе…

- И не только крупных, но и всех. Возьмем бренды «Сибколбасы» и «Скуратов». Первый в сотни раз крупнее второго, но его известность ограничена несколькими регионами, в отличие от «Скуратова», у которого география узнаваемости бренда, на мой взгляд, заметно шире. И этот фактор тоже стоит учитывать.

Еще больше оперативных новостей о ситуации в Омской области и России мы публикуем в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь на него по этой ссылке, чтобы оставаться в курсе событий.

Самое актуальное в рубрике: Экономика должна быть...

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий