Новый Омск
02 ноября 2024 07.00
«Мне помогает любовь к своей работе...»
Интервью с гостьей «НО» - дефектологом ОРООИ «Планета друзей» Анной Ивановой - продолжает серию материалов, посвященных осенней тематике, которая навеяна и сентябрьским Днем знаний, и октябрьским Днем учителя, и школьными буднями ноября.
Большие достижения возможны не только в науке или спорте, педагогика тоже может удивлять своими результатами. Продолжая разговор о важном – детях и …особых детях – мы поговорили с педагогом-дефектологом Анной Ивановой, которая работает в ОРООИ «Планета друзей». Мы говорили о сложностях реабилитации, выясняли, почему у детей сейчас так много сложных диагнозов, и рассуждали о том, как истории успеха мотивируют работать дальше.
Анна Сергеевна, расскажите о вашей специализации, направлении деятельности?
- Я дефектолог «Планеты друзей». Если говорить более подробно, я учитель, который работает со всеми видами нарушений умственных способностей у детей. К дефектологу обращаются со всеми видами нарушений — олигофрения, задержка психического развития, ДЦП, аутизм и т.д.
Я провожу диагностику, оценку уровня развития ребенка. Обучаю основам математики, чтения, письма. И конечно, учу общаться, обучаю коммуникации и социальным навыкам. Разрабатываю и использую современные методики, подбираю технологии в обучении. Существуют стандарты, на которые мы ориентируемся. Но до того, как я увижу детей, невозможно даже примерно сказать, чему их учить и как это лучше делать. Только после диагностики можно определить, на каком уровне развития находятся дети, и потом составлять план занятий.
Я использую методики, которые учат детей видеть и воспринимать друг друга и педагога. Дети учатся понимать элементарные инструкции: возьми карандаш, отдай листок… Важно показать, что надо делать.
Почему выбрали именно эту специальность, работу с особыми детьми?
- Каждый человек ищет ту самую профессию, в которой он будет чувствовать себя счастливым и понимать, что он приносит пользу людям. Думаю, что я нашла, это моя профессия. Шла к ней долго, работала и социальным педагогом, и специалистом по социальной работе с молодежью, в аграрном университете вела волонтерский центр плюс работала с ребятами на инвалидности, которые учатся в вузе.
Именно после работы в школе я решила получить образование «олигофренопедагог». И тогда же я поняла, что не хочу находиться в системе. Я видела, как в школе строится работа с ребятами, у которых есть особенности здоровья. К сожалению, практически никак. Делается все только на бумаге, хотя вопросы инклюзии стоят остро. В школах нет ставки дефектолога, а дети, которые нуждаются в помощи такого специалиста, есть.
Когда писала диплом по коррекции детей с синдромом Дауна, то практику проходила «Планете друзей». Тогда организация еще только зарождалась, не было специалистов в таком объеме. Я поняла, что хочу здесь работать, и обратилась к руководителю организации Наталье Мишениной с просьбой взять меня специалистом. Спасибо ей, что она сразу окунула в работу: без плавания на поверхности, а сразу погружение на глубину. В таком режиме понимаешь: можешь - не можешь, твое - не твое.
Сколько лет вы работаете в «Планете друзей»? Как менялась работа с годами?
- В «Планете» я работаю с августа 2020 года. Заметила, что с каждым годом становится все больше ребятишек с различными нарушениями. Видимо, сказываются проблемы с экологией. Иногда сочетаются сразу несколько нарушений, сегодня мало детей с «чистым» диагнозом. Например, если у ребенка умственная отсталость, то к этому диагнозу прибавляются и другие болезни.
В чем специфика работы с особыми детьми?
- Основная трудность работы дефектолога заключается в непохожести проявлений даже одного диагноза. Нет двух детей с абсолютно одинаковым проявлением дефекта. Это зависит от многих факторов: от развития организма в целом, от условий воспитания, от образовательного потенциала ребенка и т.д. А по большому счету, детей надо просто любить. Это первое и самое главное качество такого специалиста. Работа очень специфическая и требует много моральных и эмоциональных ресурсов. И во многом, все будет зависеть от человека, а не от образования.
Одно из основных качеств для преподавателей моего профиля — это терпение. Нужны хорошая стрессоустойчивость и сильный внутренний стержень. Важна гибкость, потому что дети разные. Если ты даешь материал, а ребенок его не усваивает, нужно с ходу сообразить, как его преподать по-другому. Например, счет кто-то лучше усваивает через камушки, а кто-то птичек считает.
Можете порекомендовать родителям, на какие признаки у ребенка стоит обратить внимание?
- Если родитель замечает, что в 2-3 года у ребенка нет речи, он отстает в общемоторном развитии, то есть плохо двигается. Если есть нарушения в коммуникации: я имею в виду и взгляд, и прикосновения. Если ребенок раздражителен. В этих случаях нужно идти на консультацию к дефектологу.
Расскажу на примере. Ко мне обратилась мама мальчика, которого я веду в «Планете». У нее возникли вопросы по поводу младшего ребенка, которому было тогда около года. И действительно, во время консультации у малыша выявились нарушения. Он не откликался на имя, не произносил элементарные слоги «ма-ма», «па-па», не смотрел в глаза, не все прикосновения переносил. Сейчас работаем в комплексе с другими специалистами «Планеты». Чем раньше обращение, тем раньше начнется коррекция и тем эффективнее она будет. Детям проще привыкнуть к занятиям, сидеть за столом. Конечно, от совсем малышей такого не требуется, но позже ребенок привыкает сидеть за столом, становится более организованным.
Какую роль играют родители? Помогают ли они или не все?
- Конечно, важны взаимодействие и поддержка родителей. В моей работе, как и у любого другого коррекционного педагога, родитель играет важнейшую роль, поскольку основной пласт работы с ребенком ложится именно на него. Если родитель не выполняет рекомендации, данные специалистом, то развитие ребенка идет в разы медленнее. И да, к сожалению, не все родители готовы подключаться к работе. Они зачастую отговариваются такими фразами: «Ребенок со мной не работает», «Меня он не слушает», «Дома он ничего не делает»... В этом случае коррекция идет только на занятии. Представьте, каким темпом будет идти развитие, если занятия у некоторых детей бывают раз в неделю. Безусловно, если родитель не работает дома, то результатов мы ждем очень долго.
В рамках проекта Региональный Ресурсный Центр вы даете бесплатные консультации для родителей, выезжаете в районы. Чем они вам запомнились?
- Консультативная работа — это интереснейшее направление в моей деятельности. Здесь и знакомство с новыми людьми. В таких поездках мы узнаем специфику работы районных специалистов, чем они отличаются друг от друга. Вместе с выездной службой я побывала в разных уголках Омской области.
Поездки по области, консультации, занятия с особыми детьми - наверняка это большая эмоциональная нагрузка. Что дает вам силы работать, не выгорать?
- Мне помогает любовь к своей работе. Я выбрала близкую сердцу профессию. Меня вдохновляют результаты, когда у детей что-то получается, когда я вижу счастливых родителей. От этого я заряжаюсь.
За четыре года работы уже немало таких историй. На занятия привели девочку 4 лет, которая кричала, не фиксировала взгляд, при хорошем слухе не слышала других. Почти не говорила. Сейчас она сидит за столом, разговаривает. Да, не все слышит и еще не все может сказать. Но она собрана, она готова получать знания, готова к учебе. Это дорогого стоит.
Мальчик в 6 лет не мог ни читать, ни писать. Сейчас ему 12 лет, и после наших занятий он всему научился при своем непростом диагнозе. Конечно, у особых детей развитие идет медленнее, нужно больше времени. Каждый ребенок работает по своим возможностям, в своем темпе. Но у каждого есть результат. Это очень мотивирует меня как педагога. Я люблю работать с детьми независимо, есть у них диагноз или нет. Они очень искренние, открытые, говорят, что думают. Круто слышать, что ребенок готов приходить к тебе на занятия, заниматься, выполнять какие-то сложные задания именно с тобой. Это невероятное счастье — видеть, как ребенок меняется, расцветает. И именно ты играешь в этом немалую роль.
Как изменилась жизнь за время участия в проекте РРЦ?
- В проекте я работаю 4 года, с момента как только пришла в «Планету». Первые консультации даже консультациями назвать нельзя. Я объясняла, для чего нужен дефектолог и чем он может помочь, потому что зачастую родители приходили и сами не знали, что им нужно. Сейчас родители приходят целенаправленно, задают правильные вопросы. Они четко знают, чего они хотят и к кому они пришли.
Насколько востребованы услуги РРЦ? Каким вы видите будущее проекта?
- Запросы на консультирование не уменьшаются. Видно, что этот проект нужен людям. В некоторых районах родители проходят не по одному разу. Тогда работа выстраивается более качественно, потому что на повторную консультацию родитель приходит с точным запросом, знает, о чем спросить, и это очень здорово. Хочется верить, что проект продлится, потому что мы видим, как наши услуги востребованы. И не только в области, в отделенных районах, но и в Омске. Думаю, что проект придуман не зря. Те результаты, которые мы видим у некоторых ребят, они очень крутые. И это опять вопрос об участии родителей. Там, где родитель хочет, где он тянется, чтобы развить своего ребенка, результат всегда есть.
Записаться на консультацию к специалистам РРЦ можно по единому номеру организации 8-923-683-71-95 или в аккаунтах социальных сетей.
Оказание услуг в консультационных центрах РРЦ - с ПН по СБ, ВС – выходной. Адреса пунктов РРЦ:
- ул. Иртышская набережная, д. 26, запись на консультацию с ПН по ПТ с 9.00 до 18.00, СБ с 9.00 до 15.00, ВС - выходной. Телефон: +7 (991) 430-19-04.
- ул. Лермонтова, д. 57, запись на консультацию с ПН по Пт с 10.00 до 18.00, СБ и ВС - выходные. Телефон: +7 (951) 414-31-57.
- ул. 70 лет Октября, д. 20/1 запись на консультацию ПН и СБ с 8.00 до 16.00, ВТ-Пт с 8.00 до 17.00, ВС - выходной. Телефон: +7 (913) 964-50-30.
Информационная поддержка
Самое актуальное в рубрике: Общество
Больше интересного в жанре: Новости
Просмотры: 1050
Самое читаемое