Новый Омск
29 ноября 2024 09.00
«Чего мы, как власть, хотим - деньги копить?» - Вадим Чеченко
В шестом выпуске науч-поп проекта «Экономика должна быть…» министр финансов Омской области Вадим Чеченко рассказал, в какой ситуации нефть победит пиво, чем отличается десятка крупнейших омских налогоплательщиков от новосибирской, и почему разумный дефицит лучше профицита.
Вадим Александрович, продолжая нашу беседу о бюджете, давайте поговорим о тех, кто его наполняет. В СМИ всегда были популярны топы крупнейших налогоплательщиков. Но в последнее время эта информация предоставляется госорганами все в более усеченном виде. На ваш взгляд, вообще полезны ли такие рейтинги?
- Публикация рейтингов налогоплательщиков и пояснений к ним, на мой взгляд, нужна, потому что, как минимум, эта информация повышает финансовую грамотность нашего населения. Люди должны знать, как формируются бюджеты разного уровня, и какие компании вносят свой вклад в этот процесс. Другой вопрос, что делать это нужно аккуратно и с учетом требований законодательства. Все-таки есть налоговая тайна. Поэтому информация фильтруется: без абсолютных цифр, публикуется, как правило, только процент вклада отдельной компании в общем объеме.
Кто наши крупнейшие налогоплательщики за те 10 лет, что вы руководите финансами региона? Все-таки кто «наше все» - нефть или пиво?
- Здесь есть ряд важных нюансов. Речь о пиве и нефти в этом контексте идет потому что крупнейшие налогоплательщики «АБ ИнБев Эфес» и «Газпром Нефть» платят акцизы. Сумма акцизов ГПН выше, но все их отчисления поступают по закону на единый налоговый счет и затем распределяются между различными регионами страны. Омской области при таком подходе достается примерно 10-12 процентов от общего объема уплачиваемых нефтезаводом акцизов. Это не решение или вина компании, так в государстве устроен принцип распределения акцизов в этой сфере. А акциз на пиво, опять же по закону, в полном объеме зачисляется в областной бюджет, поэтому крупнейшим налогоплательщиком в регионе является эта компания. Но если убрать акцизы, то «АБ ИнБев Эфес» мы в первой десятке не увидим, потому что у них более 90% отчислений - это именно акциз. А у ГПН другая структура налогов. Кроме того, там много взаимосвязанных юрлиц. Есть сам нефтезавод, есть, например, завод «Полиом», который связан с этим производством - перерабатывает попутный газ, получает полипропилен. Это предприятие тоже в числе крупнейших налогоплательщиков. Кроме того, строится завод - еще один налогоплательщик. Есть, скажем, спонсируемый Газпромом ХК «Авангард», который по отчислениям НДФЛ тоже относится к крупным плательщикам. Если всё это объединить, то нефть, пожалуй, победит пиво (смеется).
Кроме пива и нефти наш регион еще считается аграрным и промышленным. Насколько это видно в бюджете? Взять тот же нашумевший «Руском»…
- В десятке этой компании нет. В топе находятся предприятия с высоким уровнем отчисления налога на прибыль, а аграрный и промышленный сектор не имеют серьезной прибыли. Те же оборонные предприятия сейчас работают по госзаказу и там, что логично, высокая прибыль не предусмотрена. Там примерно 90% поступлений - это НДФЛ, и только 10% - налог на прибыль.
Но не всегда полезность предприятия для региона измеряется только отчислениями в бюджет. Аграрные и промышленные предприятия создают рабочие места.
А сильно за эти десять лет менялась первая десятка налогоплательщиков?
- «Нефть» и «пиво» как были в десятке, так и остались. Банки как были, так и остались. Ушел «Омсквинпром», который тоже за счет уплаты акцизов был в числе лидеров. Выпала «Оша», но по другой причине.
Если сравнить наш топ-10 налогоплательщиков с новосибирским, на что бы вы обратили внимание?
- Самый интересный фактор, что у наших соседей из Новосибирской области первая десятка налогоплательщиков платит в бюджет в среднем всего около 15% от общего объема налогов, а в Омской - около 30%. И этот фактор, к сожалению, говорит не в пользу нашей области. То есть уровень дифференциации бизнеса у новосибирцев выше, и, соответственно, выше устойчивость и предсказуемость экономики. Регион находится в меньшей зависимости от конкретных налогоплательщиков.
Вы сказали об уходе крупных налогоплательщиков из региона, насколько это критично для устойчивости бюджета?
- Когда мы говорим о миграции налоговой базы, нужно понимать одно – при перерегистрациях мигрировать при определенных условиях из региона в регион может лишь налог на прибыль. Всё остальное, в том числе НДФЛ, компания платит в регионе присутствия – там, где размещается производство, созданы рабочие места.
Насколько региональные бюджеты зависимы от внешних признаков: санкции, геополитика, плавающие цены на энергоресурсы и так далее?
- Чем регион более дотационный, тем он стабильней в ситуации внешних кризисов. А у кого собственных доходов больше, у того и рисков больше.
Ведь налог на прибыль самый волатильный из всех источников дохода. Если в регионе базируются компании ориентированные на экспорт и они сталкиваются с негативными тенденциями, это отражается на прибыли, и тут же падает налог. Вот пример наших соседей по СФО - Кемеровская область. Основным источником их бюджета является налог на прибыль от угольных компаний. А этот показатель сильно зависит от ценовой конъюнктуры. Сейчас в этой сфере ситуация тяжелая. Наблюдается серьезное падение по налогу на прибыль. По этой причине потери бюджета доходят до 20-25%. Наши коллеги из кемеровского минфина вынуждены брать дорогостоящие кредиты в коммерческих банках, чтобы не сворачивать социальные программы. Казалось бы катастрофа, но подобная ситуация случается уже не первый раз. Такое было и лет семь назад. Но потом, когда обстановка стабилизировалась, бюджет начал получать дополнительные средства и их хватило, чтобы закрыть кредиты даже с учетом процентов.
Знаете, член общественного совета нашего министерства Сергей Евсеенко участвуя в работе конкурсной комиссии минфина, у кандидатов на замещение вакантных должностей первым делом спрашивает, как определить уровень самодостаточности региона. А ответ такой - надо посмотреть долю налога на прибыль в общем объеме налоговых доходов. Если она выше, чем доля того же НДФЛ, то и уровень самодостаточности региона выше. Так, например, ситуация выглядит в Тюмени. Там налог на прибыль в общем объеме доходит до 70%.
С другой стороны, в таком случае выше и зависимость от внешних факторов.
А как ситуация выглядит в Омской области?
- В 2022 и 2023 году в бюджете субъекта налог на прибыль вышел на первое место. В нынешнем году ситуация, к сожалению, поменялась, налог на прибыль просел, все-таки внешние факторы повлияли.
Вадим Александрович, давайте в заключение разберем еще несколько бюджетных терминов - дефицит и профицит. Насколько нужно бояться первого и страстно желать второго?
- Профицит может сложиться в региональном бюджете при определенных условиях, но целенаправленно планировать его, я считаю, не очень эффективным решением. У нас такая ситуация была в 17-18 годах, когда доходы выросли чуть больше и федерация предоставила дополнительную поддержку. И по итогам сформировался профицит. Но если брать профицит как стратегию, то возникает логичный вопрос: а чего мы как региональная власть вообще хотим - деньги копить, хранить на депозитах? А в области что, уже все проблемы решены? Все дороги построены, школы отремонтированы, у бюджетников зарплаты самые высокие в стране, экономику больше некуда развивать?
Так не бывает, на самом деле.
А вот разумный дефицит может быть. Допустим, стоит задача по формированию налогооблагаемой базы и мы привлекаем инвесторов, создаем производство, кредитуемся и понимаем, что в какой-то перспективе это производство даст нам налоговые доходы. Такова, скажем, стратегия в Калужской области. В свое время они привлекли существенный объем заимствований, и направили эти средства на развитие территории. Но зато сейчас это передовой инновационный регион.
Или мы запланировали ряд важных для населения социальных программ, но у нас доходы немного просели и мы решили программы не сворачивать, а завершить их за счет дефицита, который в течение нескольких лет закроем. Такие управляемые ситуации правильные, они повышают стабильность финансовой системы.
А неправильный подход к формированию дефицита, это когда берут деньги, не понимая, как их возвращать, чтобы профинансировать расходные обязательства, которые кроме новых дополнительных расходов ничего в будущем не дадут.
Еще больше оперативных новостей о ситуации в Омской области и России мы публикуем в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь на него по этой ссылке, чтобы оставаться в курсе событий.
Самое актуальное в рубрике: Экономика должна быть...
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 98573
Самое читаемое