
Новый Омск
18 марта 18.00
Неоновые вывески: история и современность
Как появились неоновые вывески, и почему их стало так много на улицах Омска. История, конструкция, достоинства и недостатки.
В последние годы число неоновых вывесок в Омске многократно выросло: это можно заметить, просто прогулявшись по центральным улицам. И причина совсем не в любви к ретроэстетике - новые вывески чаще всего выглядят очень современно. Появление неоновой рекламы в таких количествах в кратчайшие сроки связано в первую очередь с появлением новой технологии. Впрочем, обо всем по порядку.
История неоновых вывесок
Первую неоновую вывеску изготовил ещё в 1912 году французский изобретатель и предприниматель Жорж Клод. Он был выпускником Парижской высшей школы техники и после её окончания занимался разделением газов, входящих в состав воздуха. Одновременно с основным бизнесом он экспериментировал с газами и разными конструкциями и однажды смог получить стабильный тлеющий разряд внутри стеклянной трубки. Это явление было открыто лет за 60 до того Генрихом Гейслером, но практического применения гейслеровы трубки не имели.
Жоржу Клоду пришло на ум, что конструкция с тлеющим разрядом может быть неплохим рекламным носителем, и вскоре он сделал настоящую неоновую вывеску по заказу одной парижской парикмахерской. Вывеска привлекла к заведению большое внимание, и Жорж Клод понял, что на этих конструкциях можно построить серьезный бизнес.
Вскоре он переехал в Соединённые Штаты, создал компанию Claude Neon, и начал выпускать вывески, а также продавать лицензии на изготовление неоновых вывесок в других штатах. Создавать целую сеть мастерских или большое производство он не хотел, потому что ими было бы сложно управлять.
Одной из первых компаний, которая заказала вывеску Жоржу Клоду, был американский автопроизводитель Packard, в то время один из крупнейших в мире. Он заказал две вывески общей стоимостью 1500 долларов. Это были немалые деньги по тем временам, однако вывески полностью окупились за счет привлечения внимания потенциальных покупателей. После этого Жорж Клод не испытывал недостатка в заказах. До истечения срока действия патента он изготовил тысячи вывесок и продал огромное количество лицензий; в некоторые годы прибыль его компании превышала 2 миллиона долларов.
После того, как срок действия патента закончился, цены на вывески заметно снизились, а спрос на них вырос многократно. В скором времени яркий неоновый свет залил улицы больших городов на всех континентах — кроме Антарктиды, разумеется.
Так продолжалось примерно до середины 1960-х, когда популярность неоновых конструкций постепенно стала снижаться. Это связано в том числе и с их технологическими недостатками — появились более дешёвые и выгодные альтернативы. Впоследствии интерес к неоновой рекламе ещё пару раз вспыхивал в 1980-х, но совсем ненадолго. Настоящий ренессанс неоновой индустрии пришёл только в 21 веке, когда появилась новая технология — гибкий неон.
Гибкий неон имеет принципиально иную конструкцию. В традиционных неоновых вывесках источником света является газ или смесь инертных газов, через которые проходит электрический разряд. Источником света в гибком неоне являются обычная светодиодная лента.
Когда-то светодиоды были чрезвычайно дороги, но теперь они выпускаются миллиардами штук, и стоимость одного составляет меньше цента. Поэтому светодиодная лента очень доступна по цене. Однако светодиод является точечным источником света, а в неоне свет равномерно рассеивается по всей поверхности. Рассеивание света обеспечивает силикон, который одновременно защищает светодиодную ленту и проводку от механических повреждений и загрязнений.
В гибком неоне первого поколения светодиоды находятся прямо внутри силикона, а в гибком неоне второго поколения силикон наклеивается сверху. Последняя схема позволяет изготавливать декоративные элементы с острыми углами и очень маленькие окружности, но при этом силикон может отслоиться, и тогда вывеска перестанет светить равномерно.
По сравнению со стеклянными неоновыми вывесками, конструкции из гибкого неона имеют три важных преимущества:
- Очень доступная цена. Стеклянные неоновые вывески дороги, поскольку технологически сложны. Для их изготовления необходимы стеклодувы, специалисты по откачке воздуха, изготовлению смесей инертных газов, а также оборудование для них.
- Механическая прочность. Вывески из гибкого неона не разбиваются и вообще их очень сложно повредить, в отличие от стеклянных.
- Ремонтопригодность. Если кому-то удастся оторвать элемент вывески из гибкого неона, в течение нескольких часов можно вклеить и припаять новый. Со стеклянной неоновой вывеской такое не получится. Неоновая лампа разбивается сразу и навсегда, её можно только заменить, а изготавливать новую сложно и дорого.
Вывески из гибкого неона немного уступают стеклянным по сроку службы, но сегодня это не так важно: и вряд ли кто-то создаёт вывеску с расчётом на работу в течение десятилетий. Именно поэтому недорогие, технологичные и очень простые в эксплуатации вывески из гибкого неона приобрели такую популярность в России и во всём мире. Сегодня вы тоже можете заказать такую вывеску или светильник, и это будет стоить от 2000 до 50 000 рублей. По меркам традиционной неоновой рекламы это просто смешные деньги.
Самое актуальное в рубрике: Интересно
Больше интересного в жанре: Новости
Просмотры: 155
Самое читаемое

















