
Новый Омск
14 апреля 22.32
Как научить ребенка вступать в диалог? Советы профессионального логопеда
Многим детям может быть трудно научиться вступать в разговор, и потомуважно поддержать их и помочь правильно выстроить основы коммуникации. Мы поговорили с опытным логопедом и рассказываем, как научить ребенка инициировать разговор и отвечать на вопросы.
Фото: Emma Bauso / Pexels
Обучение ребенка разговорной речи может оказаться сложной задачей, особенно если малыш не спешит инициировать общение или боится отвечать на вопросы. Мы проконсультировались с Вероникой Мальковой — логопедом с 15-летним стажем и авторкой блога “Я говорю” — чтобы рассказать, как можно вовлечь ребенка в беседу и научить его самостоятельно вступать в разговор.
Основы вступления в диалог
Большинство взрослых людей воспринимает диалоги и другие речевые взаимодействия как нечто естественное и не требующее объяснений: каждый день мы разговариваем с членами семьи, коллегами по работе, друзьями и продавцами в супермаркетах. Важно понимать, что все эти взаимодействия кажутся нам такими простыми только потому, что мы годами нарабатывали навыки коммуникации — осознанно или бессознательно.
Ваш ребенок сталкивается с такими интеракциями впервые, и поэтому очень важно грамотно объяснить основные принципы взаимодействия двух людей в диалоге: ты говоришь, а я слушаю — а затем наоборот.
Многие дети поначалу могут не осознавать, когда наступает их очередь говорить. Другой распространенный вариант проблемы: ребенок понимает очередность, но не знает, что именно ему следует сказать. В результате он чувствует растерянность и выбирает не делать ничего. Задача родителя — дать малышу необходимые подсказки и помочь ему безбоязненно участвовать в беседе.
Первая и самая лучшая подсказка — это простое ожидание. Дайте ребенку понять, что вы закончили говорить и теперь ждете его ответа. Лучше всего дополнить ожидание какими-нибудь визуальными знаками — используйте мимику и определенные движения, чтобы выразить свою готовность воспринимать ответ:
-
Наклонитесь к ребенку, чтобы дать ему понять, что вы готовы его слушать.
-
Широко раскройте глаза и поднимите вверх брови.
-
Улыбнитесь или кивните головой, как бы поощряя ребенка.
Все эти жесты можно использовать как изолированно, так и в комбинации — главное, чтобы ребенок воспринял их как побуждение к действию. Зачастую детям требуется 5-10 секунд на то, чтобы придумать какой-нибудь ответ. Обязательно предоставьте ребенку необходимое время и не перебивайте его.
Что делать, если ребенок не вступает в диалог?
Фото: Henley Design Studio / Pexels
Иногда детям нужно больше времени для обучения основам диалога. Самое главное — следовать за инициативой ребенка и давать необходимые подсказки. Если ребенок все же не отвечает на ваш вопрос, вы можете попробовать ответить за него. Это позволит снизить тревогу для вас обоих и даст ему возможность ответить на что-нибудь другое.
Если вы чувствуете, что ваших усилий недостаточно, вы всегда можете попробовать занятия с логопедом онлайн на сайте Я говорю — профессиональный логопед всегда знает, как найти подход к ребенку и разговорить даже самых молчаливых малышей.
Правильные и неправильные вопросы
Важно помнить, что некоторые вопросы способствуют развитию диалога, в то время как другие могут запросто прекратить его. Ваша задача заключается в том, чтобы ребенок не испытывал дополнительных затруднений при вступлении в разговор.
Существует несколько типов вопросов, которые лучше всего подходят для ранних этапов общения с ребенком.
Закрытые вопросы
Закрытые вопросы — это вопросы, на которые можно ответить короткими “да” или “нет” — например, “Ты хочешь пойти гулять?” или “Ты голоден?”. Такие вопросы позволяют вам начать коммуникацию с ребенком даже если он еще не умеет пользоваться словами, что создает прочный фундамент для разговоров в будущем.
Альтернативные вопросы
Вопросы, которые позволяют выбрать один из нескольких вариантов ответа, дают ребенку ощущение контроля и не требуют дополнительных усилий. Если вы спросите, хочет малыш молоко или сок, вы не только дадите ему возможность легко ответить на вопрос, но и позволите ощутить значимость этого взаимодействия, ведь в результате ему удалось получить предпочитаемый напиток.
Самое главное в альтернативных вопросах — это простота и краткость. Чаще всего альтернативные вопросы связаны с конкретными объектами — например, игрушками — и потому они могут быть очень наглядными, что полезно на первых этапах обучения. Когда ваш ребенок научится хорошо отвечать на такие вопросы, вы можете начать задавать их без визуальных стимулов, чтобы помочь малышу развивать воображение.
Учтите, что когда вы задаете альтернативный вопрос, любой из предлагаемых ответов должен быть приемлем для вас. Если вы даете ребенку выбор, убедитесь что не разочаруете его неожиданным отказом.
Специальные вопросы
Специальные вопросы начинаются со слов “что”, “кто”, “где”, “когда”, “как” и “почему”. Специальные вопросы — самый продвинутый из начальных этапов общения с ребенком, поэтому обучение может занять некоторое время. Первые специальные вопросы, которые ребенок начинает понимать — это короткие и простые “Что это?”, “Где твой мишка?” и “Кто там?”.
Немного позже ребенок начнет понимать вопросы, которые начинаются с “почему” и только затем, намного позже, вопросы, начинающиеся с “когда” и “как”. Эти последние типы вопросов наиболее сложные для понимания, потому что для ответа ребенку необходимо сформировать представление о времени. Поначалу придерживайтесь более простых вопросов.
Фото: Andrea Piacquadio / Pexels
Вопросы, которых следует избегать
Задавайте только те вопросы, которые мотивируют ребенка участвовать в диалоге. Вопросы, которые тестируют знания, не оставляют времени для ответа, слишком сложны, не связаны с интересами ребенка, либо уже включают в себя ответ лишают ребенка возможность участвовать в разговоре и могут заставить его чувствовать себя растерянным или огорченным.
Кроме того, слишком большое количество вопросов тоже может оказывать давление на ребенка, так что старайтесь задавать по одному вопросу за раз и давать малышу достаточно времени на размышления.
Другие способы начать диалог
Различные занятия и рутины могут быть хорошими поводами для диалогов и взаимодействий с ребенком. Ежедневные игры, купание и прогулки могут мотивировать ребенка вступить в разговор с вами, особенно если вы вносите в них какие-либо изменения.
К примеру, если вы внезапно решите выбрать непривычный маршрут во время прогулки, ребенок может почувствовать удивление и захочет узнать, почему вы это сделали. В результате вы не только сможете приспособить ребенка к инициированию диалога, но и научить его чему-нибудь новому в процессе.
Самое актуальное в рубрике: Интересно
Больше интересного в жанре: Новости
Просмотры: 172
Самое читаемое

















