Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

26 ноября 2025 14.24

Александр Дерябин: «В сложные времена у предпринимателей усиливается запрос на общение»

В преддверии Съезда лидеров бизнеса организатор мероприятия и председатель омского отделения ОПОРЫ РОССИИ Александр Дерябин рассказал «Новому Омску», как предпринимателям из режима «выживать» скорее перейти в режим «развиваться».

Александр Дерябин: «В сложные времена у предпринимателей усиливается запрос на общение»

О рынке, стратегиях и изменениях

Александр, когда вы смотрите на омский бизнес сегодня — что первое бросается в глаза: рост, осторожность или попытка «усидеть на двух стульях»?
— Если говорить «в среднем», то настроение у предпринимателей схожее по всей стране. Есть ощущение неопределенности, горизонт планирования сужается, в первую очередь думают о выжидании, а не о развитии. Омский бизнес в этом плане не исключение. При этом ощущается и эффект от старта ряда крупных проектов в регионе (северный обход, Федоровка, логистическая инфраструктура, активно строится жилье), что поддерживает позитивный настрой части предпринимателей. По роду деятельности много общаюсь с бизнесменами — и ситуация у всех различается. Где-то зависит от рынка, на котором работает предприниматель, а часто и на одном рынке все по-разному: какие контрагенты, способ финансирования, наличие собственных средств… Все это может значительно изменить ситуацию, даже у схожего бизнеса.

Есть ощущение, что рынок устал от нестабильности. Как предпринимателю перестать реагировать «по факту» и начать действовать стратегически?
— Безусловно, чем более стабильна среда, тем проще предпринимателям выстраивать стратегию. С одной стороны, за последние годы (сначала пандемия, затем сильнейшее санкционное давление) бизнес привык подстраиваться, реагировать на изменения. С другой — длительное время в этом режиме, конечно, изматывает. Но предприниматели — люди проактивные, привыкшие рассчитывать на себя, поэтому руки не опускают.

Что, на ваш взгляд, станет самым серьезным вызовом 2026 года для местных компаний? Кадры? Конкуренция? Отток аудитории?
— Сегодня сложно прогнозировать ситуацию — как я уже отметил, горизонт планирования у некоторых компаний сужается до 1–3 месяцев. Безусловно, важнейшим фактором является спрос, который во многом будет определяться общей экономической активностью и стремлением населения к сбережению. По кадрам, кстати, ситуация становится легче. Вслед за охлаждением экономики и спрос на кадры стал умеренным — уже не наблюдаем таких проблем с наймом и резкого роста зарплатных ожиданий. По последним данным опроса, который проводит ОПОРА РОССИИ и ПСБ, 20% МСП готовятся к сокращению штата.

В прошлом году многие бизнесы делали быстрые тактические решения. А сейчас опять речь идет о стратегии. Почему предприниматели возвращаются к длинным горизонтам?
— Задача нашего Съезда лидеров бизнеса — помочь предпринимателям вернуться к среднесрочному и долгосрочному планированию. «Тушение пожаров» в краткосрочный период случается у всех, но без более дальнего горизонта, без учета трендов технологического развития ваш бизнес может просто стать неконкурентоспособным в перспективе 3–5–7 лет. Мы задавались вопросом: «Как помочь бизнесу в текущий непростой период?» — и пришли к выводу, что необходимо говорить о проблемах и искать решения вместе. Этим и займемся 2 декабря.

Если говорить честно — какие ошибки предприниматели региона чаще всего совершают сегодня? И какие выводы им пора сделать перед 2026 годом?
— Наверное, ключевая ошибка сегодня — ожидать, что со временем все станет по-прежнему, что нужно просто потерпеть. По-прежнему точно не станет, а скорость изменений нарастает (чего стоит развитие генеративного искусственного интеллекта в последние пару лет!). Важно это признать и уже в своей стратегии на 2026 год определить векторы изменений, которые позволят сохранять конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Еще одна частая ошибка — малые и средние предприниматели плохо умеют считать деньги. Иногда удивляюсь, когда у достаточно неплохих по обороту компаний почти не налажен управленческий учет. С учетом значительных изменений в налоговом законодательстве и высоких ставок эту ошибку рынок может не простить. Важно уже сегодня заняться этим вопросом, в том числе, чтобы принять верные решения по налоговому режиму с нового года.

Какой отрасли, на ваш взгляд, проще всего будет расти в ближайшие два года, а какой — сложнее? Почему?
— Наиболее быстрый рост ожидается в сферах, где спрос формируется внутри страны и где бизнес может быстро адаптироваться. Это, безусловно, ИТ и решения для цифровизации. Хотя и не так быстро, как в предыдущие годы, но продолжат развитие платформы, в том числе маркетплейсы. За ними тянется развитие складской логистики и транспортных сервисов.
Сложности в развитии будут у тех, кто зависит от зарубежных технологий: в связи с санкционными ограничениями доступ к ним сейчас затруднен. Многое зависит и от общей экономической ситуации, и от зависимости конкретного бизнеса от заемных ресурсов. Пока ставка остается высокой, это будет сдерживать спрос на недвижимость. Крепкий рубль ограничивает экспортеров.

Мы много говорим про креативность как новый ресурс. Вы верите, что креатив может стать реальным конкурентным преимуществом?
— Безусловно, да. Технологии быстро уравнивают компании, доступ к ресурсам становится похожим, а выигрывают те, кто предлагает нестандартные идеи, новые смыслы и неожиданный опыт для потребителя. Когда продукт можно повторить за пару месяцев, уникальная идея — единственное, что сложно скопировать. Яркий пример развития креативной индустрии — Южная Корея: K-pop, кино, дизайн, геймдев, косметика, которые за собой потянули туризм, образование, моду, IT…

Что бы вы назвали главным «ресурсом выживания» для омского бизнеса? Технологии, команда, управление, сети? Что реально спасает сегодня?
— Основа всего — команда. Собрать людей, схожих по ценностям и дополняющих друг друга по компетенциям — задача непростая, но без этого нельзя говорить о масштабировании бизнеса. Система управления обеспечивает эффективность работы команды, поэтому это важный аспект, и о нем мы будем говорить на одной из секций Съезда. А для «спасения» важно, чтобы и команда, и система управления были готовы к быстрым изменениям, анализировали тренды и находили наиболее перспективные решения.

О Съезде лидеров бизнеса

Если описать Съезд одним предложением — для чего он сегодня нужен бизнесу?
— Съезд нужен бизнесу как точка сборки. В непростых условиях кризиса, высокой ставки и налоговых изменений он дает предпринимателям шанс вынырнуть из короткого горизонта, обменяться работающими идеями и вместе наметить стратегию, которая позволит развиваться в 2026 году.

Вы второй год проводите это мероприятие. Как меняется запрос?
— В прошлом году люди шли в большей степени за общением и вдохновением. В этом году запрос на общение не меньше, но к деловой программе он стал конкретнее: высокая ставка, налоговые изменения, кризис спроса — людям нужны рабочие модели, новые точки роста и стратегии, которые помогут развитию бизнеса в ближайшей перспективе. Поэтому и тема форума сместилась в сторону практики и стратегирования 2026.

Какие инсайты должен унести предприниматель, чтобы считать, что пришел не зря?
— Три вещи:
Первое — понимание, куда движется рынок и какие возможности открываются, несмотря на нестабильность.
Второе — конкретные решения, которые можно применить в своем бизнесе.
И третье — понимание, что стратегия все еще возможна, даже если горизонт планирования сократился до квартала.

На Съезде будет разбор реальных кейсов. Почему формат кейсов настолько востребован сегодня?
— Главное — в них верят, потому что это практика. У нас немало бизнес-образования, но что-то устарело, как классический MBA, построенный на кейсах американских компаний 80-х. Что-то подготовлено людьми, которые сами толком не занимались бизнесом. На наших мероприятиях мы всегда приглашаем настоящих предпринимателей-практиков. Возможно, они не всегда так же захватывающе выступают, как какой-нибудь популярный бизнес-тренер, но это про реальные инструменты и практику.

Секция про региональные бренды — одна из самых ожидаемых. Готов ли Омск стать точкой роста сильных локальных брендов?
— Не просто готов — уже становится. У нас сильная дизайнерская школа, и бренды омских дизайнеров одежды я встречал в главных столичных магазинах. Skuratov хорошо знают по всей стране, а этот бренд неразрывно связан с Омском. Есть франшизы в сфере образования и общепита, которые также активно масштабируются по стране. Нам есть над чем работать в этом направлении, и я уверен, что секция, посвященная развитию региональных брендов, а также секция по креативному капиталу дадут дополнительный импульс.

Где та грань между «креативом ради креатива» и креативом, который приносит деньги?
— Если идея помогает продавать, улучшает сервис, делает бренд заметнее или улучшает продукт — это креатив как капитал. Если это просто «красиво и необычно», но не меняет экономику и не помогает зарабатывать больше — это хобби. На форуме как раз будет разговор о том, как встраивать креатив в бизнес-модель так, чтобы он давал рост, а не был украшением.

Какой главный вопрос вы хотите обсудить с предпринимателями на Съезде? И какого честного разговора вам не хватает в региональной бизнес-среде?
— Находясь в бизнес-объединении, вижу, что в сложные времена у предпринимателей усиливается запрос на то, чтобы быть вместе, больше общаться. Так появляется понимание, что ты не один. А еще диалог — мощнейший инструмент, в котором рождаются новые идеи. Ключевой задачей Съезда вижу создание точки опоры для предпринимателей — пространства, где они смогут общаться, видеть других предпринимателей и их решения, напитываться этой энергией, чтобы из режима «выживать» как можно скорее перейти в режим «развиваться».

Еще больше оперативных новостей о ситуации в Омской области и России мы публикуем в нашем Телеграм-канале по ссылке и в канале Max по ссылке. Подписывайтесь, чтобы оставаться в курсе событий.

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Новости

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий