Анна Беляева: «Министерство культуры официально разрешило нам экспериментировать и хулиганить»
Куратор медианаправления в искусстве московского проекта «Платформа» в культурном центре «Винзавод» Анна Беляева на прошлой неделе посетила наш город. Ее визит был связан с возможным созданием в Омске медиаарт-лаборатории и событийной площадки по типу «Платформы», которая могла бы стать центром притяжения для творческой молодежи.
Куратор медианаправления в искусстве московского проекта «Платформа» в культурном центре «Винзавод» Анна Беляева на прошлой неделе посетила наш город. Ее визит был связан с возможным созданием в Омске медиаарт-лаборатории и событийной площадки по типу «Платформы», которая могла бы стать центром притяжения для творческой молодежи.
По приглашению городских властей и омских бизнесменов Анна приехала в Омск, чтобы выбрать здесь подходящее для современных инсталляций место и прочитать лекцию о медиаискусстве. О самом проекте пока сообщается мало — организаторы не хотят спугнуть идею. «Класс» узнал у Анны Беляевой, что собой представляет «Платформа» и какое направление в искусстве может появится в Омске.
— Анна, расскажите немного о «Платформе» – что это такое и почему в этом проекте главную роль играют медиатехнологии?
— История этого проекта началась, когда тогдашний президент Дмитрий Медведев заинтересовался современным искусством. Сказал, понимает, что это такое, и готов поддерживать. К нему на стол вовремя положили презентацию проекта, который к тому моменту на самом деле уже готовился. Такая легенда. Художественный руководитель проекта Кирилл Серебренников, известный кино- и театральный режиссер, продюсер. И он не только делает свои постановки, не только обучает студентов, но также вдохновляет многих творческих людей на создание авангардных смелых проектов, всячески помогает. Проект «Платформа» создан благодаря федеральному гранту Министерства культуры РФ, а нашим партнером является центр современного искусства «Винзавод», в котором «Платформа» находится. Грант выдан минимум на три года, осенью 2011 года мы стартовали, и сейчас у нас начался третий сезон, который закончится в начале осени следующего года.
«Платформа» — это структура, состоящая из слаженной деятельности достаточно большого количества людей, — от кураторов и продюсеров до осветителей и администраторов. Любая премьера, пусть и короткой пьесы или концерта, — это всегда премьера, сопровождающаяся усталостью, волнением и так далее. На «Платформе» новые постановки появляются несколько раз в месяц. Жить в таком ритме в течение 10—11 месяцев в году могут только настоящие профессионалы и сильные личности. Поэтому правильным ответом на вопрос: «что такое "Платформа"?» должно быть: «это команда "Платформы"».
— Что сегодня входит в «Платформу»?
— Проект объединяет в себе несколько составляющих. В первую очередь, это театр. Я считаю, это самое мощное направление современной культуры в России. И именно театры, кстати, первыми стали вовсю применять новые медиа. Куратор театрального направления сейчас Марина Давыдова. Первый сезон курировал Кирилл Серебренников. Второе направление — это музыка — современная, академическая, классическая, экспериментальная, электронная, рэп, хип-хоп, этническая. Но именно актуальная музыка. Куратором является композитор Александр Маноцков. Первый музыкальный сезон на «Платформе» курировал композитор Сергей Невский. Третье направление — это танец — хореография тоже в самых разных ее направлениях. Так, например, сейчас на «Платформе» проходит фестиваль современного танца Дианы Вишневой. Куратором направления является талантливый хореограф и бескомпромиссный экспериментатор Анна Абалихина, а до нее была Елена Тупосева – создатель Международного центра танца и перформанса «ЦЕХ». Четвертое направление — это медиа, куратором которого я и являюсь уже третий сезон. Я провожу Международный фестиваль медиаперформансов — в июне 2014 состоится третий медиафестиваль. В рамках медиафестиваля мы в течение десяти дней показываем самые разные постановки: музыкальные, танцевальные, экспериментальные. Главная их особенность — возможности показа у авторов и восприятия у зрителей «расширены» с помощью различных технологий, научных разработок, новых медиа.
Также я консультирую коллег по привлечению в их постановки медиахудожников и саунд-артистов. В летние месяцы вне театрального сезона мы проводим на «Платформе» выставки визуального искусства.
— То есть медиа в данном случае понимается несколько более широко, как посредник между артистом и публикой?
— Не совсем как посредник, а, скорее, как средство расширения возможностей. Мозг у всех работает лучше, глаза смотрят шире, ноги и руки длиннее. И при помощи новых медиа у авторов, конечно, больше возможностей дотянуться и достучаться до зрителей.
— Значит, это инструмент, который позволяет еще выразительнее рассказать какую-то историю? Как все это выглядит внешне, на какой площадке происходит?
— Особенность проекта «Платформа» заключается в том, что это постоянно действующая лаборатория. Мы практически не показываем готовые постановки и готовые продукты из зарубежья или России. Как правило, все, что демонстрируется на «Платформе», создано или изменено кураторами и сотрудниками команды именно для нашего зала. У нас потрясающий зал — 770 квадратных метров площадей, потолки высотой восемь метров, нет ни одной колонны в зале, белые кирпичные стены, огромный 14-метровый экран обратной проекции и мобильные перегородки, мобильный зал-партер.
Мы можем его видоизменять, например, посадить зрителей по кругу или по сторонам от сцены. Так, в начале первого сезона был представлен проект Сон/Dream — четырехчасовое музыкальное произведение «Филиппу Гастону» американского композитора Мортона Фелдмана. Три музыканта стояли в центре, а вокруг в несколько рядов лежал настоящий газон, на котором были разложены туристические коврики и теплые спальники — это и были места, на которые публика покупала в кассе билеты. «Сон» давался два раза, и лично я была на обоих представления. Какой же это кайф — завернуться в спальник в конце рабочего дня. Заснул, проснулся, а там все тот же красивый звук, но зато несколько изменилось световое оформление. Вдруг танцоры тихонько, чтобы не разбудить спящих слушателей, красиво двигаются между рядами спальников. Вот такой формат. Как его можно определить? Да никак. Это «Платформа».
В «Платформе» у нас практически все завязано на медиатехнологиях. Мы часто используем наш огромный экран, устраиваем интерактив. Например, камеры снимают, как и что играют музыканты и сразу же транслируют на экран.
— Насколько популярны те вещи, которые вы делаете?
— Среди москвичей очень популярны. У нас зал на 200 человек, и в нем практически всегда аншлаг.
— А какие люди его заполняют? Кто ваши зрители?
— Это молодые люди и молодые семьи, но не только. Очень много театральной публики, которая открыта новому, может выйти за рамки традиционного театра, прийти и оценить эксперимент. Но при этом готова разочароваться в нем. Бывает и такое, ведь это лаборатория.
В этом и есть особенность «Платформы». Весь проект — это эксперимент, который подготовил Кирилл Серебренников (конечно, не он один), и вывел его на институциональный уровень. То есть нам Министерство культуры официально разрешило экспериментировать, быть смелыми, быть хулиганами. А наша публика всегда готова рискнуть — прийти, разочароваться, но не писать гадости в соцсетях, а в следующий раз снова рискнуть, купить билет и на этот раз отхлопать себе руки в бурных овациях.
Весь проект — это эксперимент...
— Тогда расскажите, каковы цели проекта? Как вы думаете, почему такие эксперименты нашли отклик на столь высоком уровне, в министерстве?
— Я не знаю, если честно, чем высокие лица руководствовались, когда обратили на нас внимание. Но этот проект созревал, он не взялся из ниоткуда, потребность в нем и запрос на него уже были. Чувствовалась необходимость в площадке, где можно было бы синтезировать различные жанры современной культуры: театр, музыку, танец, искусство новых медиа. Такие процессы идут во всем мире, размываются границы между традиционным театром и авангардным перформансом и так далее.
Или вот пример — последние премьерные проекты замечательного оркестра «Русская филармония». Недавно они играли Девятую симфонию Бетховена. В проекте принял участие немецкий художник-фотограф Тобиас Мелле. Над симфоническим оркестром на сцене был установлен экран, на котором показывалось четко синхронизированное с музыкой слайд-шоу, а фотографии поддерживали смысл «Оды радости». Там были изображения городов-гетто, городов-небоскребов, немного человеческого горя и очень много надежды и радости, а в заключение фотокадры Occupy протестов с лозунгами типа «Мы все живем на одной Земле». Или, например, когда музыканты играют «Кармину Бурану» Карла Орфа, весь светлый «Светлановский» зал Московского международного дома музыки заливается проекциями с анимацией, созданной специально под это произведение. Привыкнув к нашим гаджетам и компьютерам, мы уже не можем просто слушать музыку – нам необходимо воспринимать что-то еще глазами. Это потребность молодой публики. Поэтому,синтез жанров на проекте «Платформа» — это потребность зрителя.
— Особенность проекта «Платформа» заключается в том, что это постоянно действующая лаборатория. Мы практически не показываем готовые постановки и готовые продукты из зарубежья или России. Как правило, все, что демонстрируется на «Платформе», создано или изменено кураторами и сотрудниками команды именно для нашего зала. У нас потрясающий зал — 770 квадратных метров площадей, потолки высотой восемь метров, нет ни одной колонны в зале, белые кирпичные стены, огромный 14-метровый экран обратной проекции и мобильные перегородки, мобильный зал-партер.
Мы можем его видоизменять, например, посадить зрителей по кругу или по сторонам от сцены. Так, в начале первого сезона был представлен проект Сон/Dream — четырехчасовое музыкальное произведение «Филиппу Гастону» американского композитора Мортона Фелдмана. Три музыканта стояли в центре, а вокруг в несколько рядов лежал настоящий газон, на котором были разложены туристические коврики и теплые спальники — это и были места, на которые публика покупала в кассе билеты. «Сон» давался два раза, и лично я была на обоих представления. Какой же это кайф — завернуться в спальник в конце рабочего дня. Заснул, проснулся, а там все тот же красивый звук, но зато несколько изменилось световое оформление. Вдруг танцоры тихонько, чтобы не разбудить спящих слушателей, красиво двигаются между рядами спальников. Вот такой формат. Как его можно определить? Да никак. Это «Платформа».
В «Платформе» у нас практически все завязано на медиатехнологиях. Мы часто используем наш огромный экран, устраиваем интерактив. Например, камеры снимают, как и что играют музыканты и сразу же транслируют на экран.
— Насколько популярны те вещи, которые вы делаете?
— Среди москвичей очень популярны. У нас зал на 200 человек, и в нем практически всегда аншлаг.
— А какие люди его заполняют? Кто ваши зрители?
— Это молодые люди и молодые семьи, но не только. Очень много театральной публики, которая открыта новому, может выйти за рамки традиционного театра, прийти и оценить эксперимент. Но при этом готова разочароваться в нем. Бывает и такое, ведь это лаборатория.
В этом и есть особенность «Платформы». Весь проект — это эксперимент, который подготовил Кирилл Серебренников (конечно, не он один), и вывел его на институциональный уровень. То есть нам Министерство культуры официально разрешило экспериментировать, быть смелыми, быть хулиганами. А наша публика всегда готова рискнуть — прийти, разочароваться, но не писать гадости в соцсетях, а в следующий раз снова рискнуть, купить билет и на этот раз отхлопать себе руки в бурных овациях.
Весь проект — это эксперимент...
— Тогда расскажите, каковы цели проекта? Как вы думаете, почему такие эксперименты нашли отклик на столь высоком уровне, в министерстве?
— Я не знаю, если честно, чем высокие лица руководствовались, когда обратили на нас внимание. Но этот проект созревал, он не взялся из ниоткуда, потребность в нем и запрос на него уже были. Чувствовалась необходимость в площадке, где можно было бы синтезировать различные жанры современной культуры: театр, музыку, танец, искусство новых медиа. Такие процессы идут во всем мире, размываются границы между традиционным театром и авангардным перформансом и так далее.
Или вот пример — последние премьерные проекты замечательного оркестра «Русская филармония». Недавно они играли Девятую симфонию Бетховена. В проекте принял участие немецкий художник-фотограф Тобиас Мелле. Над симфоническим оркестром на сцене был установлен экран, на котором показывалось четко синхронизированное с музыкой слайд-шоу, а фотографии поддерживали смысл «Оды радости». Там были изображения городов-гетто, городов-небоскребов, немного человеческого горя и очень много надежды и радости, а в заключение фотокадры Occupy протестов с лозунгами типа «Мы все живем на одной Земле». Или, например, когда музыканты играют «Кармину Бурану» Карла Орфа, весь светлый «Светлановский» зал Московского международного дома музыки заливается проекциями с анимацией, созданной специально под это произведение. Привыкнув к нашим гаджетам и компьютерам, мы уже не можем просто слушать музыку – нам необходимо воспринимать что-то еще глазами. Это потребность молодой публики. Поэтому,синтез жанров на проекте «Платформа» — это потребность зрителя.
— Как вы выходите с «Платформой» в другие города? То есть если «Винзавод» – это такой лофт, вполне подходящий для ваших целей, то где это происходит в других городах?
— «Платформа» – это некая модель, исправно функционирующая уже третий год. Мы готовы делиться опытом и знаниями, а также контентом. То есть мы можем рассказать и показать, как процесс устроен у нас. Мы готовы рассмотреть идеи от творческих людей и команд из других городов и даже пригласить их что-то создавать и выставлять у нас.
И если, например, мы приглашаем на «Платформу» иностранную звезду, то, как правило, оказывается эффективным в экономическом смысле продлить его гастроли в другие города, кроме Москвы. На данный момент мы плотно сотрудничаем таким образом с Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. Там есть похожие на «Платформу» площадки и есть зритель.
— Почему вы здесь, и означает ли это то, что Омск может стать одним из городов-участников «Платформы»?
— Я в Омске по нескольким причинам. Во-первых, создание ландшафтной инсталляции «Лабиринтный портал» (это рабочее название, оно будет уточнено). Ее авторы — художники Сергей де Рокамболь и Анна Николаева. Мы также планируем создание медиаарт-лаборатории. Мы — это инициативная группа, состоящая как из омичей, так и из москвичей и питерцев, из представителей администрации города Омск, бизнесменов, художников. Начинаем с серии образовательно-развлекательных мероприятий, формируем сообщество и так далее. Если за весенние месяцы в Омске родится хороший медиаперформанс, я с удовольствием покажу его на медиафестивале на «Платформе» в июне 2014 года.
Илья Севастьянов
— «Платформа» – это некая модель, исправно функционирующая уже третий год. Мы готовы делиться опытом и знаниями, а также контентом. То есть мы можем рассказать и показать, как процесс устроен у нас. Мы готовы рассмотреть идеи от творческих людей и команд из других городов и даже пригласить их что-то создавать и выставлять у нас.
И если, например, мы приглашаем на «Платформу» иностранную звезду, то, как правило, оказывается эффективным в экономическом смысле продлить его гастроли в другие города, кроме Москвы. На данный момент мы плотно сотрудничаем таким образом с Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. Там есть похожие на «Платформу» площадки и есть зритель.
— Почему вы здесь, и означает ли это то, что Омск может стать одним из городов-участников «Платформы»?
— Я в Омске по нескольким причинам. Во-первых, создание ландшафтной инсталляции «Лабиринтный портал» (это рабочее название, оно будет уточнено). Ее авторы — художники Сергей де Рокамболь и Анна Николаева. Мы также планируем создание медиаарт-лаборатории. Мы — это инициативная группа, состоящая как из омичей, так и из москвичей и питерцев, из представителей администрации города Омск, бизнесменов, художников. Начинаем с серии образовательно-развлекательных мероприятий, формируем сообщество и так далее. Если за весенние месяцы в Омске родится хороший медиаперформанс, я с удовольствием покажу его на медиафестивале на «Платформе» в июне 2014 года.
Илья Севастьянов
Самое актуальное в рубрике: Культура
Больше интересного в жанре: Новости
Просмотры: 6430
Самое читаемое