Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж

02 июня 2014 02.35

Назаров встретится с министром Соколовым по проекту ЛРТ

Глава региона добивается федеральной поддержки проекта новой транспортной системы Омска. Денежный аспект строительства легкого рельсового транспорта (ЛРТ) губернатор намерен обсудить лично с министром транспорта России Максимом Соколовым.

В ближайшее время должна состояться встреча губернатора Омской области Виктора Назарова с министром транспорта России Максимом Соколовым. По данным источников «ДО», губернатор отправится в Москву, чтобы показать главе Минтранса проект омского ЛРТ, который в марте этого года в нашем городе презентовали эксперты московского агентства «Городские проекты» и американский профессор Вукан Вучик.

Глава региона намерен заручиться поддержкой федеральных властей прежде, чем начнется разработка проектной документации для переформатирования омского метро. Прежде всего речь идет о финансовой поддержке: необходимо, чтобы Минтранс согласился перенаправить федеральные средства, предназначенные для подземки, на новый проект скоростного трамвая.

«Если Назарову удастся убедить Минтранс в необходимости финансирования проекта ЛРТ, то это будет решением вопроса с магистральным транспортом в Омске и отличным прецедентом для всей страны, - считает директор агентства «Городские проекты» Вадим Гинзбург. - К сожалению, федеральный центр практически не финансирует проекты развития городского пассажирского транспорта, кроме метро. При этом для большей части городов России, включая Омск, метрополитен избыточен по провозной способности, и его строительство - результат некомпетентного и популистского подхода к решению городских транспортных проблем».

По оценкам специалистов агентства «Городские проекты», строительство линий ЛРТ, сопряженных с уже заложенными подземными станциями, обойдется Омску гораздо дешевле, чем полноценное метро: 10,1 млрд рублей на запуск первого этапа проекта ЛРТ против 24 млрд первой очереди метро. При этом линия метро первой очереди – это 7 км пути с охватом 3-4% пассажиров Омска против 20 км линий первого этапа ввода ЛРТ, по расчетам «Горпроектов». Экономия средств при большей эффективности их вложения может стать для федеральных властей аргументом в пользу ЛРТ, ведь строительство метрополитенов в настоящее время практически везде заморожено из-за дефицита бюджетного финансирования. В частности, в Челябинске, где метростройка длится уже более 20 лет, федеральный центр отказался поддерживать проект уже давно. Сейчас на челябинскую подземку необходимо выделять 5-6 млрд рублей в год, когда как областное правительство способно вкладывать лишь около миллиарда, передает «Независимая газета».

Кроме того, еще одним обнадеживающим фактором является недавно учрежденная «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти». Одним из ее учредителей стал именно Минтранс России, на долю которого приходится 20% уставного капитала организации.

Накануне дирекция представила проект создания сети легкорельсовых поездов, которые свяжут Северную столицу с ближайшими пригородами, сообщает «Деловой Петербург».

По мнению Вадима Гинзбурга, омским властям удастся убедить Минтранс в необходимости реализации системы ЛРТ в Омске при двух главных условиях. Во-первых, нужна очень качественная презентация проекта в его самом эффективном варианте: «без каких-либо эстакад, новых депо и прочих глупостей типа составов без машинистов, которые активно предлагали «Мостовик» и министр транспорта Омской области». Во-вторых, необходима демонстрация полного и ясного понимания, как будет развиваться городской пассажирский транспорт в Омске.

«Просто построить линии ЛРТ не достаточно для решения вопроса, необходимо изменить роль других видов транспорта (и в первую очередь маршруток), создать современную систему оплаты проезда и информирования пассажиров, управлять парковочным пространством и многое другое. Думаю, что для Минтранса важно понимать, насколько омские власти готовы двигаться комплексно, и не является ли проект ЛРТ новой игрушкой взамен метро: построим две станции и торжественно разрежем ленточку к юбилею», - заключил директор «Горпроектов».

Впрочем, пока не ясно, какую именно концепцию представит губернатор в федеральном Минтрансе. Накануне приезда в Омск профессора Вучика и презентации концепции «Горпроектов» министр транспорта Омской области Олег Илюшин неожиданно для многих публично продемонстрировал несколько слайдов проекта ЛРТ в исполнении поставщика подвижного состава – московской компании «ТрансМашГрупп». Речь шла, как и в случае с проектом Вучика, о трансформации метро в систему ЛРТ, но проект «ТрансМашГрупп» включал в себя строительство дорогостоящих эстакад, минус которых, по мнению независимых транспортных экспертов, помимо дороговизны их строительства и обслуживания в том, что они значительно усложняют жизнь пассажирам. Кроме того, проект «ТренсМашГрупп», по мнению экспертов, не обеспечивает охват города (в целом совпадает с предлагаемой первой очередью метрополитена), не предусматривается интеграция с трамвайной сетью ни на Левом берегу, ни на юге города.

Справка

«ТрансМашГрупп» занимается разработкой проектной документации, строительством трамвайных линий, поставкой подвижного состава (сторонних производителей), разработкой транспортных стратегий. Выступает в партнерстве с компанией «Промтрансстрой», занимающейся непосредственно строительством. Активно пытается продвигаться везде, где заходит речь о трамвае. Продвигает проект трамвайной линии в Уфе. Экспертиза ТЭО линии, подготовленного «ТрансМашГрупп», проведенная по заказу ЕБРР мировым лидером в области транспортного консалтинга компанией Mott MacDonald в 2013-2014 годах, показала транспортную и экономическую неэффективность предложенных трассировки и конструктивных решений (трассировка вне пассажирообразующих территорий, большая протяженность необоснованных эстакад, тоннель). Через компанию «Промтрансстрой» пытается включиться в проект скоростного трамвая в городе Балашиха Московской области также с проектом полностью эстакадного расположения линии. Аналогичные проекты предлагает для Нижнего Новгорода, Красноярска, Челябинска и других городов.

Очевидно, что в обсуждении проекта ЛРТ и выборе оптимального пути развития транспортной системы Омска должны участвовать не поставщики вагонов и строители эстакад, а независимые транспортные эксперты. О готовности экспертного обсуждения проекта заявляли областные власти в период визита в Омск профессора Вучика. Однако обещанная тогда первым зампредом областного правительства Вячеславом Синюгиным рабочая группа по доработке проекта ЛРТ то ли до сих пор так и не создана, то ли проходит в закрытом не только от экспертов, но и от СМИ формате. Шансы на успешную защиту в Минтрансе и эффективность пока еще мифической концепции ЛРТ в этом случае минимальны.

Наталья Мартюшева

Фото: alatoday.info

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий