Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

16 июля 2015 15.46

Последнее интервью Вадима Чеченко в должности министра экономики региона

Глава минэкономики Омской области Вадим Чеченко и его заместитель Расим Галямов встретились с «ДО» и обсудили принятый Заксобранием пакет законопроектов и меры поддержки бизнеса.

Вадим Харламов

На последнем заседании весенней сессии Заксобранием принят ряд законопроектов, разработанных министерством экономики области. В частности, впервые зарегистрированным ИП, планирующим работать в производственной, научной и социальной сферах, разрешено уйти на «налоговые каникулы». Но налоговую ставку в размере 0% получат те, кто будет применять упрощенную систему налогообложения или покупать патент. Патент пока недостаточно распространен среди предпринимателей, имеет ряд ограничений и «упрощенка». Получается, что «каникулы» получат немногие...

Вадим Чеченко: Во-первых, необходимо понимать, что мы действуем в системе федерального законодательства, ставящего нас в определенные рамки. Во-вторых, субъекты малого и среднего бизнеса и не должны участвовать во всех формах поддержки одновременно. Для каждой группы предпринимателей есть свои формы. Этот закон рассчитан на тех граждан, кто пока не определился, как зарабатывать на жизнь, и тех предпринимателей, кто находится «в тени». Закон несет в первую очередь социальную функцию — повысить самозанятость.

Предприниматели — народ изобретательный. Наверняка найдутся желающие получить нулевую ставку не совсем честным путем, например, регистрируя новые ИП.

В. Ч.: Чтобы предприниматели не дробили свой бизнес с целью ухода от налогов, мы исключили из закона определенные виды деятельности.

Делался ли министерством прогноз возможных потерь бюджета от введения льготы?

В. Ч.: В 2014 году в бюджет от впервые зарегистрированных ИП, работающих по упрощенной системе налогообложения, поступило порядка 82 млн рублей и около 2,5 млн рублей от предпринимателей, купивших патент. Если бы закон приняли в прошлом году, то предприниматели получили в виде льгот по соответствующим видам деятельности 20 млн рублей по «упрощенке» и 1 млн рублей по патенту. В 2015 году мы прогнозируем сохранение этой тенденции.

Большая часть налоговых преференций, принятых в последнее время, так или иначе адресована крупному бизнесу. Мелкий и средний остаются в стороне...

Расим Галямов: Адресность нормы должна быть в любом случае, иначе это не мера поддержки, а размазывание масла по куску хлеба. Мы обязаны концентрировать ресурсы на основных точках роста. Малый и средний бизнес, условно говоря, и так находятся в привилегированных условиях в части применения специальных налоговых режимов, идет субсидирование по линии минэкономики, создана инфраструктура поддержки — фонды, бизнес-инкубатор. Но экономику Омской области все-таки делает крупный бизнес. В регионе работают порядка 118 таких организаций. 30% населения заняты в крупном бизнесе — мы не должны об этом забывать.

Немало споров вызывал законопроект, предоставляющий право инвесторам получать земельные участки без торгов. У него есть как сторонники, так и противники. Последние уповают на то, что он создаст благоприятную среду для разного рода махинаций. Чем вызвана необходимость в подобных преференциях для инвестора и почему министерство взялось за такой проект?

Р. Г.: Как правило, при реализации своего проекта бизнесмен сталкивается с двумя трудностями — создание инфраструктуры и выделение земли. Земельный кодекс отправляет предпринимателей на аукцион. Но с 1 марта 2015 года вступили в силу поправки в Земельный кодекс — своего рода ответ Федерации на запрос бизнеса, транслировавшийся в том числе региональными органами власти. Президент России, федеральное правительство и главы субъектов теперь наделены правом издавать нормативные акты для предоставления участков без торгов. Региональные главы могут предоставлять участки для строительства социально-культурных и коммунально-бытовых объектов, а также под масштабные инвестиционные проекты. При этом суммарный объем капитальных вложений в такие проекты должен быть свыше 100 млн рублей для Омска, Омского района и более 50 млн рублей для других муниципалитетов.

Представим недалекое будущее. Закон принят, есть инвесторы, готовые вложить кругленькую сумму и желающие получить участок без торгов. Куда и к кому им обращаться и на какое количество земли можно рассчитывать?

Р. Г.: На этом этапе начинается уже конкуренция между проектами, а не деньгами на аукционе. Сейчас мы разработали и собираемся принять подзаконные акты, которые будут регламентировать следующую процедуру: первый шаг — проект получает статус приоритетного на уровне региона. Для этого, естественно, готовится инвестпроект, с ним инвестор приходит в министерство экономики, проходит определенную процедуру, проект одобряется инвестиционным советом при губернаторе и только после попадает в реестр приоритетных.

Второй шаг — если предпринимателю нужна земля, он пишет заявление, его рассматривает коллегиальный орган с участием представителей Росреестра, минимущества, Росимущества. Комиссия проверяет земельный участок, решает, соответствует ли проект заявленным параметрам участка, дает заключение, а на его основании губернатор на инвестсовете выносит свое решение о предоставлении земли. Бизнесмен прикладывает решение к своему пакет документов и обращается за выделением земли непосредственно в распорядительный орган — министерство имущества, Росимущество, профильный департамент мэрии. Критериев, ограничивающих площадь предоставляемых участков, нет.

Бизнес может претендовать на строго определенный участок или его выбор тоже ничем не ограничен?

Р. Г.: В Омской области создан инвестиционный земельный фонд, в нем зарегистрировано порядка 200 участков. Инвестор может выбрать из этого списка, но вправе проявить интерес к любому другому участку — инвестор лучше знает, какой участок ему нужен. Единственный критерий — земля должна быть свободна от прав третьих лиц.

И какое количество времени займут все эти процедуры?

В. Ч.: Если без задержек — примерно два-три месяца, в то время как существующая процедура торгов занимает не менее полугода. Но проблема в том, что эти полгода часто растягиваются на неопределенный срок. За примерами далеко ходить не нужно — ситуация с выделением земли под индустриальный парк «Солнечный», когда процедура затянулась на год.

В чем возникла основная сложность?

В. Ч.: Если нужно, у людей всегда найдутся основания для отказа. Некоторые некомпетентные чиновники попросту боятся принимать решения, даже те, что прямо прописаны и четко регламентированы. Негативная ситуация, сложившаяся сегодня с предоставлением земли, многочисленные суды накладывают свой отпечаток. Регионы, которые предоставляют инфраструктуру достаточно оперативно, этот путь прошли и на каком-то этапе с подобной ситуацией сталкивались. И там во главу угла была поставлена именно необходимость создания инвестиционного микроклимата, который бы двигал экономику.

Область принимала участие в оценке инвестклимата, проводимого Агентством стратегических инициатив. Цифры за 2014 год, к сожалению, оказались не в нашу пользу. Как исправить ситуацию и, хочется понимать, в каком направлении предстоит двигаться дальше?

В. Ч.: Есть ряд вопросов к методике оценки, причем и у тех регионов, кто получил хорошие результаты. Новосибирская область согласно общественному мнению впереди Омска на три головы, а в рейтинге находится по соседству с нами. Да, у Новосибирска есть серьезные достижения и результаты в сфере инвестклимата. Но они пошли по пути создания реальных условий для бизнеса, а не работы над показателями и по многим получили плохие оценки.

По некоторым показателям нами были получены низкие оценки не потому, что работа не велась, а потому, что о ней не знают, ее результатами не пользуются. Другое дело, что есть моменты, над которыми действительно нужно работать. Например, длительное прохождение процедур оформления документации. На ближайшем заседании инвестиционного совета мы публично рассмотрим наши оценки и определим дальнейшие действия по улучшению ситуации.

Законодательные инициативы министерства закончились или ваше ведомство продолжает трудиться над новыми?

Р. Г.: Нормотворческая деятельность, наоборот, вступила в активную фазу. Для реализации принятых законов, в первую очередь закона о предоставлении земли, нам необходимо готовить подзаконные нормативные акты. В августе мы планируем уже запустить процесс. Здесь очень важна оперативность. Есть первые инвесторы. Кроме того, нам нужно будет внести изменения в ряд региональных законов. На уровне Федерации принят закон по налогам, закон о государственной промышленной политике, очень важный закон о государственно-частном партнерстве. В других субъектах есть региональные законы о ГЧП, но этот механизм не очень эффективен из-за пробелов в законодательстве. Наша задача — воспользоваться шансами, которые дала Федерация, чтобы он заработал.

В.Ч.: К сожалению, для многих наша законодательная работа непонятна. Поэтому мы проводим обсуждения законопроектов с общественностью. Идея бывает очень хорошая, но из-за того что ее не поняли, остается нереализованной. В 2012 году по инициативе губернатора были разработаны налоговые «каникулы» по налогу на имущество организаций — универсальная норма для всех налогоплательщиков без ограничений по финансам, проектной мощности. Зарегистрировался с 1 января 2013 года по ОКВЭДу, у тебя «сельское хозяйство» или «обрабатывающая промышленность», а эти сферы составляют более 40% ВРП и большинство нашего реального сектора, ты не производишь подакцизные товары — иди за льготой. Ставка снижена до 0,01%. Мы везде говорим об этой льготе, но за три года никто ей не воспользовался. Или другая — инвестиционный налоговый кредит — своего рода уникальная налоговая преференция, которую тоже не воспринимают инвесторы.

Вадим Александрович, есть мнение, что работа в министерстве финансов системная, тогда как в министерстве экономики больше возможностей для творчества. Сложно было перестраиваться?

В. Ч.: До прихода в минфин я год работал в министерстве экономики, нельзя сказать, что это направление мне совсем незнакомо. У минфина и минэкономики много общего — это два межотраслевых министерства. Надо помнить, что министерство не только занимается экономикой, но и организует взаимодействие всех министерств. В нашей работе уместна какая-то доля творчества, но без упорядоченной работы оно не даст результатов. По моему мнению, в основе работы минэкономики, минфина, любой коммерческой организации должен лежать системный подход. Время «некомпетентных удачников» и «малиновых пиджаков», когда успел, урвал и побежал, давно и безвозвратно ушло. Сейчас везде высоки требования к компетенции.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 26 (079) 14 июля

Самое актуальное в рубрике: Экономика

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий