Свое дело: мастер диверсификации
Руководитель компании «Образование Информ» Андрей Трумуль начинал свой проект 14 лет назад. Сейчас обороты организации превышают 7 млн рублей в год. Предприниматель объясняет, что постоянное расширение видов деятельности вызвано тем, что заказчиков не всегда устраивает качество работ, отданных на аутсорсинг.
Бизнес-проект образовался в 2001 году. Его основатель начинал с того, что вел маркетинговое консультирование учреждений образования и распространял справочник об учебных заведениях города. Сейчас рекламно-производственная группа предоставляет различные услуги: от оперативной полиграфии до сборки стендов для компаний, представляющих Омский регион на крупнейших выставках.
Старт выставок
«С основной частью коллектива нашей компании мы начинали работать еще в маркетинговом отделе «Ин.яз.-Омск».
Я сам проработал десять лет в этой организации. За это время курсы иностранных языков превратились в колледж-инстутут. Наша задача была продвигать это образовательное учреждение на рынке.
В начале 90-х мы были единственные, кто имел отдел рекламы и маркетинга», — рассказывает предприниматель.
По словам Андрея Трумуля, впоследствии и другие колледжи и вузы стали перенимать передовой опыт. Часто обращались за консультацией. За частные советы денег не брали. Но тогда стало понятно, что спрос на маркетинговую поддержку велик.
«В начале 2000-х нас пригласили на совет ректоров рассказать о своей концепции продвижения, — продолжает он. — Идея понравилась, и руководители омских вузов решили всячески ее поддерживать. Тогда мы создали новую организацию и стали сотрудничать со всеми колледжами и вузами города. Компания позиционировала себя как центр рекламно-маркетинговой поддержки образовательных учреждений. Позже удалось наладить связи и со школами города и даже детскими садами. Мы и сейчас не бросили это направление работы. Тем более что у нас нет конкурентов в этой области».
Кадровый голод часто связан с отсутствием адекватного образования. Если говорить про организацию выставок, то вообще никто не готовит специалистов этого профиля.
Уже в первый год работы к молодой организации обратились сотрудники Управления по делам молодежи, которое потом преобразуют в департамент по молодежной политике при администрации Омска. Чиновники предложили курировать образовательные выставки. Подобные мероприятия проводились и раньше в городском Дворце творчества. Но на первых порах они собирали школьников только из Советского округа. Появилась идея привлечь выпускников со всего города.
«Сначала мы занимались только техническим обслуживанием мероприятий. Для улучшения профориентационной работы стали развивать свою газету «Образование Информ» и собирать сведения об учебных заведениях в ежегодный справочник. Существующие на тот момент аналоги сборника не удовлетворяли ни абитуриентов, ни сами вузы. Например, для Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского была предназначена всего одна страница. А мы подготовили серьезный продукт.
В справочнике были расписаны подробно все специальности вузов по кафедрам и факультетам. А также данные о колледжах и существовавших тогда ПТУ. Доходы от его продажи на первых порах кормили всю организацию», — вспоминает Андрей Трумуль.
Осторожное кредитование
Предприниматель рассказывает, что в первый год работы пришлось преодолевать финансовые трудности:
«Что я, что мой партнер Ольга Алексеевна Чикашева в тот год жили за счет своих семей. Первым делом нужно было сообщить рынку о нашем существовании. Работать с государственной системой образования не так-то просто. Сейчас мы уже получили необходимый опыт. Не возникает проблем с коммуникацией, нет вопросов по поводу задержек с оплатой. На первом этапе мы многих тонкостей не знали. Например, приходили в образовательную организацию с предложением, а оказывалось, что годовой бюджет на продвижение уже расписан».
На старте удалось обойтись без заемных средств. Была выбрана осторожная стратегия обращения с кредитными деньгами. Как рассказал учредитель «Образования Информ», за 14 лет работы кредиты брались лишь на покупку нового оборудования. Но заемные средства привлекаются только в том случае, если не хватает максимум 50% от стоимости товара. Большая часть расходов на модернизацию должна идти из собственных средств.
Организация выставочного пространства требует серьезной подготовки. Участникам нужны стенды, сувенирная продукция, раздаточный материал. Более того, расстановка стендов в конгрессной части тоже имеет свою специфику. Все эти организационные моменты и взяла на себя компания «Образование Информ».
Сам себе печатник
«Все существующие направления деятельности, которыми за 14 лет обросла компания, возникли не от желания захватить рынок. Просто существующее предложение не справлялось с нашими заказами. Например, мы никогда не планировали собирать стенды самостоятельно. Еще на заре организации выставок обратились к существующим фирмам, занимающимся рекламой.
В тогда уже существующих СТА и «Компаньоне» дизайнеры предложили такие эскизы, что мы сразу отказались от сотрудничества», — рассказывает директор предприятия.
По словам Андрея Трумуля, сторонние дизайнеры не учитывали специфику образовательной сферы. Например, для вузов они разработали стереотипные варианты оформления с совами и чернильницами, несмотря на то, что у каждого вуза есть брендбук, свой тщательно продуманный образ. Предприниматель решил создать производственное подразделение, чтобы самостоятельно решить возникшую задачу.
«Примерно по той же причине пришлось самим заняться полиграфией. Раньше мы сотрудничали с компанией «Филипп», но они уже не могли справляться с нашими заказами. Когда приходил наш менеджер, занимать за ним очередь не имело смысла», — пояснил руководитель компании «Образование Информ». Получалось, что машины «Филиппа» на весь день были обеспечены работой. С одной стороны, есть крупный заказ. С другой — компания-исполнитель теряла других клиентов. В итоге представители «Филиппа» и уговорили организацию Андрея Трумуля заняться распечаткой самостоятельно.
«Только мы стали производить стенды для образовательных организаций, как к нам пришли и продовольственные компании, — говорит он. — Например, представители фирмы Royal canin попросили оформить выкладку их кормов для животных в магазинах. А позднее с похожим предложением обратились и их конкуренты из компании Nestle. Они торгуют кормами под маркой Pro Plan. В итоге мы на протяжении нескольких лет являемся официальными представителями обеих марок в Омске».
Кадровый вопрос
За годы работы значительно расширилась география и тематика выставок, к подготовке к которым приложили руку сотрудники компании «Образование Информ». Как рассказывает владелец бизнеса, у предприятия сложился круг постоянных заказчиков. В частности, нередко организуются коллективные экспозиции по заказу минэкономики области, Фонда поддержки малого предпринимательства или региональной Торгово-промышленной палаты. Налажено сотрудничество с контрагентами в других городах. В первую очередь, в Новосибирске, Астане, Москве:
«Московские компании часто предпочитают обращаться к нам перед участием в выставках в Астане. Им намного проще и выгоднее перебросить базу от нас, чем тащить из Москвы — с их-то ценами на сырье и производство».
Сейчас в компании работает 35 человек.
«Омский регион конкурентоспособен по сравнению с Новосибирском, Екатеринбургом и Москвой из-за низкого потолка заработной платы. Но проблема в том, что те, кто хочет больше получать, уезжают именно туда. Некоторые наши бывшие сотрудники тоже трудятся в столице. Хотя связь с нашей компанией не теряют: подкидывают идеи и даже крупные заказы», — рассказывает владелец компании.
Экспансия на Север
При этом бизнесмен сетует, что кадровый голод часто связан с отсутствием адекватного образования.
«Люди выбирают, куда пойти учиться.
А нужно выбирать сферу, в которой будешь работать. Ко мне часто приходят студенты и просят «проставить» практику. Я на это никогда не иду. Зато если студенты хотят реально поработать, то я всегда соглашаюсь. Чтобы они поняли, как работает предприятие по их профилю, могли оценить, правильно ли они выбрали профессию».
Трумуль сетует, что пока не может открыть порядка десяти новых направлений деятельности. Просто нет людей, готовых отвечать за них. Студенты, которые окончили вузы, появляются на рынке труда обычно только в середине сентября. Поэтому диверсификацию бизнеса пришлось перенести на осень.
В будущем продолжится и налаживание сотрудничества с заказчиками в других регионах и в Казахстане.
«Валютная ситуация мотивировала задуматься о выходе на рынок северных соседей: в Тюменскую область и Ханты-Мансийский округ. Там цены на нашу продукцию выше», — поделился планами владелец компании «Образование Информ».
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 32 (085) 25 августа
Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес
Больше интересного в жанре: Спецпроекты
Просмотры: 4266
Самое читаемое