2 февраля
пн,
30 июня 2014 11.05
На международный фестиваль «Академия» в Омск приехал известный в России и за рубежом театральный режиссер Лев Додин, художественный руководитель и директор Малого драматического театра — Театра Европы из Петербурга. Он не только представил омской публике свой недавний спектакль по Шиллеру «Коварство и любовь», но и поделился взглядами на актуальные события в российском законодательстве. В частности, речь зашла о законе о запрете нецензурных выражений на телевидении, в кино, литературе, СМИ, на концертах и в театральных постановках, который вступит в силу уже 1 июля.
«Литература анализирует прошлое, сегодняшнее и предсказывает завтрашнее. «Бесы» предсказали на два столетия вперед историю России, советской власти. К роману отнеслись, как к памфлету и взгляду консервативного эпилептически нездорового человека. Я не знаю, как общество должно было реагировать на «Бесов», но это грозное было предостережение. И точно так же «Отцы и дети» Тургенева: предсказана острейшая проблема, которая потом взорвет российскую историю. Их не запрещали, но их не слушали. Все, что написано, что-то выражает, некую тенденцию времени. Поэтому, я считаю, ничего запрещать нельзя. Если мы начинаем запрещать предсказание или отражение жизни, значит, мы не хотим менять саму жизнь.
Простой пример: сейчас принят закон о запрете употребления нецензурных выражений на сцене, в кино, и для меня это шокирующе. Я бы понял закон о запрете нецензурных выражений в жизни — огромный штраф. Но почему же мы запрещаем отражение жизни? Мы не исправляем саму жизнь, а мы не хотим видеть этой жизни и запрещаем отражение! Мы же это все переживали — и в брежневские годы, я помню, как «Дом» Абрамова кромсали, потому что слишком много пьют. Но пил весь Советский Союз — что тут поделаешь?! Потом курить нельзя было, сейчас опять курить будет нельзя. Вот когда перестанут все курить... А если мы покажем исторические события? Ну там курили! Я звонил двум депутатам, которые являются еще и деятелями искусства, и пытался им сказать, что мы теперь должны будем печатать, что пьеса играется с купюрами, связанными с законом, принятым Думой тогда-то и тогда-то.
Вообще, когда начинают запрещать отражение жизни, что-то с самой жизнью очень неблагополучно. И мы, значит, на многое закрываем глаза, и, значит, хотим с экранов, со сцены людям показывать неправду. И хотя у нас в конституции и написано, что цензура запрещена, но ведь это вещь относительная.
На мой консервативный взгляд, театр — это храм, в нем нельзя ничего осквернять. Поэтому я говорю не только о цензуре, я говорю о неприкосновенности искусства. Надо воспитывать это понимание, потому что искусство нам говорит то, что не скажет никто другой. Когда мы, может быть, что-то изменим в своей жизни, искусство тоже будет меняться».
Больше интересного в жанре: Мнения
Просмотры: 2259
Самое читаемое
Новости от партнеров