
Рыбалка пуще прибыли
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области опубликовало список разрешенных мест для рыбной ловли, где особняком значатся частные карпятники. «ДО» пообщался с их владельцами и выяснил, что востребованная в Омске рыбалка не способна стать высокорентабельным бизнесом.
Летний рыболовный сезон в разгаре. Жара постепенно спадает, рыба уже оправилась от нереста, и любители проводить досуг на рыбалке мониторят карты региона в поисках хорошего клева. В помощь рыболову-любителю региональное минприроды опубликовало реестр водоемов с указанием адресов, контактов пользователей и видов промысла. Воспользовавшись списком, «ДО» попытался выяснить, насколько организация платной рыбалки прибыльное дело.
Всего в списке минприроды значатся 34 рыбных водоема, однако только некоторые из них могут предоставлять услуги платной рыбалки. Существующее законодательство запрещает пользователям естественных водоемов взимать плату с рыболовов-любителей. Их доход формируется от промышленной рыбалки.
Другое дело — частные искусственные водоемы. Здесь законодательство не ограничивает арендаторов или собственников от организации коммерческой рыбалки. За последние 5 лет в регионе появилось порядка 15 таких мест. Минприроды указывает 7 из них, так как остальные должным образом не зарегистрированы или находятся в процедуре прокурорской проверки.
Бизнес на азарте
Все опрошенные предприниматели заявляют, что платная рыбалка как самостоятельный бизнес в современных условиях существовать не может. Это всегда либо сопутствующая услуга, либо хобби владельца, и дело живет на голом энтузиазме.
Постоянными расходами карпятника являются аренда и амортизация водоема, зарплата сотрудников. Переменными — оплата электроэнергии, развитие инфраструктуры, закупка малька.
Аренда водоема зависит от его расположения и площади. Например, пользователь Ксеньевской балки в Исилькульском районе, председатель «Сибирского карпового клуба» Александр Шитов называет ежемесячную цену в 160 тыс. рублей за аренду водоема площадью 32 гектара.
«В среднем карпятники имеют площадь 5-8 гектаров. На нашем сленге их называют лужами. У нас дело другое. Мы не занимаемся промыслом — у нас спортивно-рыболовный комплекс, предназначенный для трофейной рыбалки. Домой рыбу никто не уносит. И для наших задач 32 гектаров мало», — пояснил Александр Шитов.
Необходимость организовать свой водоем предприниматель поясняет потребностью тренироваться рыболовам-спортсменам и проводить качественные соревнования. Любители на Ксеньевскую балку не допускаются.
Самый маленький из указанных в списке минприроды карпятников (0,8 гектара) находится на улице Воровского на выезде из Омска по Новосибирской трассе и принадлежит предпринимателю Сергею Ющаку. Основным его бизнесом является торговля живой рыбой, которую он выращивает в бассейнах. Собственно, карпятник был дренажным котлованом, куда сливали отработанную воду.
«Платная рыбалка для нас — попутная услуга. Не представляю, как можно заниматься платной рыбалкой в качестве самостоятельного бизнеса. Мы рентабельны только за счет торговли рыбой», — говорит Ющак.
«Хоть не в минус»
В расходы на содержание водоема входят также уборка территории в сезон ловли и аэрация в зимний период. По словам экспертов, в регионе 95% водоемов подобного типа — заморные. Большинство карпятников — бывшие котлованы глубиной 2-3 метра. Зимой они промерзают настолько, что рыбе не хватает воздуха и она погибает. Поэтому сотрудников приходится держать круглый год: зимой — для аэрации, летом — для уборки и охраны территории.
«У нас работают 7 человек — 5 дневных и 2 сторожа. Меньше чем за 20 тысяч люди отказываются работать, поэтому только фонд зарплаты в месяц получается под 150 тыс. рублей. Плюс свет. Всего 200 тысяч постоянных расходов. Мы расположены близко, в черте города, и клиентов приезжает много. В среднем по 10 человек в день. Стоимость рыбалки у нас — 700 рублей в день. Вот и считайте: оборот — 210 тысяч в месяц, прибыль — 10 тысяч. Ну, хоть не в минус», — рассказывает Сергей Ющак.
А недавно работающие с рыбой предприниматели к постоянным затратам вынуждены были добавить закупку малька. Как пояснил директор ООО «Рыболов» Александр Беус, владелец карпятника в селе Азово, карп достигает половозрелости в 4 года, поэтому новички в бизнесе вынуждены закупаться мальком ежегодно.
«В год на приобретение малька уходит 120-150 тыс. рублей», — комментирует предприниматель.
Разброс цен
Спрос на услуги карпятников разнится в зависимости от предпочтений рыболовов. В среднем цена за световой день пребывания на водоеме колеблется от 300 до 500 рублей. Единой тарифной системы на рынке не сложилось. Предприниматели выставляют цену кто как: ООО «Клевое озеро» (водоем у ТЭЦ-5) просит 600 рублей за сутки, предприниматель Владимир Васильчук (карпятник возле поселка Падь) — 300 рублей в день, а ООО «Рыболов» ставит ценник в 100 рублей с удочки.
Некоторые предприниматели накладывают цену еще и на улов. Так, предприниматель Виталий Блокитный, владелец Корниловской балки (с. Корниловка Кормиловского района на 37-м километре Сыропятского тракта) ставит для клиентов лимит в 5 килограммов рыбы.
«Если подсчитать, то со всеми расходами себестоимость одного карпа выходит в 1500 рублей. В магазине карп стоит 150 рублей за килограмм. У меня можно поймать карпа в 5 килограммов, заплатив при этом 150 рублей за весь день. Так что бы вы думали? Рыбу воруют!» — сетует предприниматель.
Владимир Червонящий
Фото: Вадим Харламов
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №26 (030) 15 июля
Самое актуальное в рубрике: Бизнес
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 13094
Самое читаемое



















Комментарии пользователей (всего 4):