Новый Омск
15 марта 2016 18.41
Вадим Чеченко: хуже нас по темпу роста доходов только Мордовия
Министр финансов Омской области рассказал, почему регион занял предпоследнее место в России по динамике налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2015 году и как складывается ситуация в этом.
По данным министерства финансов РФ, Омская область за 2015 год заняла 84, предпоследнее место в стране, и последнее место в Сибирском федеральном округе (СФО) по темпам роста фактических налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета. По сравнению с 2014 годом поступление доходов снизилось почти на 8% — до 46,9 млрд рублей. Аналогичная ситуация сложилась еще в 17 субъектах РФ, где падение составило от 0,49% в Ставропольском крае до 16,29% в Республике Мордовия.
«Новый Омск» попросил министра финансов Омской области Вадима Чеченко прокомментировать эти цифры.
Вадим Александрович, минфин никогда не скрывал, что в Омской области все плохо, но не говорил, что настолько.
— Смотря с чем сравнивать. Если сравнивать с ситуацией, которая складывалась в других регионах РФ, то у нас, конечно, хуже однозначно. В СФО мы вообще единственные, где произошло снижение. В России есть еще порядка 20 регионов, по которым также отрицательная динамика, но мы среди них вторые с хвоста. Хуже нас только Мордовия, да и то, если делать анализ за предыдущие годы, то у них сильное снижение в большей степени благодаря тому, что база в 2014 году сильно выросла за счет разового платежа одного налогоплательщика, поэтому они к высокой базе и упали, и падение там в меньше степени болезненно. Плюс у Мордовии доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме бюджета ниже, чем у нас. То есть у нас уровень дотационности гораздо ниже, поэтому снижение налоговых и неналоговых доходов больше ударило по бюджету, и 5 млрд рублей снижение только относительно факта 2014 года — это много, конечно, порядка 10%. Учитывая, что у нас еще и план был с ростом, общее падение относительно плановых назначений составило 8 млрд рублей. Это очень прилично.
Сложно, конечно, мы год завершали, вместе с тем сделали это достойно. Это подходящее слово. «Хорошо» нельзя сказать, потому что не все расходные обязательства были профинансированы, соответственно, сложилась кредиторская задолженность. Вместе с тем социальные обязательства мы выполнили в полном объеме, не допустили здесь никаких перекосов. Кроме того, в отношении софинансирования федеральных средств, по крайней мере под те объемы, которые выполнены, нам также удалось профинансировать, по межбюджетке мы практически все отдали. Основные, горячие обязательства, скажем так, проблемные, нам удалось профинансировать. Это получилось благодаря слаженной работе всех структур правительства и очень активной позиции губернатора. Также наши представители федеральных законодательных органов, сенаторы и депутаты Госдумы, помогали в части взаимодействия с Федерацией. Поэтому, я считаю, что этот совокупный фактор взаимодействия позволил нам достойно завершить прошлый год, несмотря на действительно очень серьезные трудности с бюджетом.
В чем все-таки причина такого падения налоговых и неналоговых доходов?
— Причина в том, что системные проблемы, которые сложились в российской экономике, сказались и на нашем регионе. Единственное, мы попали сразу под две волны. Сначала сказались системные проблемы в нефтяной отрасли и банковской системе, которые сразу у нас съели часть налоговых и неналоговых доходов, в частности, налог на прибыль. Налог на прибыль у нас резко просел — на 35,8% к 2014 году. Здесь ничего удивительного нет, это самый волатильный налог, который наиболее остро реагирует на проблемы, возникающие в экономике. По остальным налогам у нас небольшой рост относительно факта предыдущего года.
Зная, что у нас такая зависимость от нефтянки, можно ли было предусмотреть подушку безопасности?
— Понимаете, у нас нет возможности создавать подушку безопасности, мы не федеральный бюджет, у нас нет сверхдоходов в виде нефтяных доходов. Во-вторых, по нефтяной отрасли, если сравнивать различные направления добывающей промышленности, предугадать, как будет реагировать та или иная отрасль на изменения в экономической ситуации, не так просто. Не вся добывающая промышленность просела по России, даже в нефтянке у нас есть предприятия федерального уровня, представленные в разных регионах, которые дали значительную прибыль. Экономическая ситуация в России сопровождалась в том числе и девальвацией национальной валюты, которая создала преимущество для перерабатывающих предприятий на внешнем рынке. Поэтому там, где второй фактор сказался в большей степени, предприятия, по крайней мере первое полугодие, завершили с очень хорошими показателями, и по первому полугодию, когда мы уже недополучали налог на прибыль в целом, такие регионы в СФО, как Красноярск и Кемерово, давали двузначные показатели в сравнении с прошлым годом. Кемерово было порядка 170% относительно первого полугодия 2014 года, Красноярск дал больше 200%. Понятно, там нефтянки нет, но принцип один и тот же — добываем, перерабатываем, продаем на Запад. Конечно, во втором полугодии, когда в стране усилился системный кризис, он этот рост съел в какой-то степени, но они все равно в плюсе остались. А у нас сразу получилась отрицательная динамика, и вторая волна ситуацию еще больше усугубила.
Я даже не смогу навскидку сказать, какие регионы делают подушку безопасности. У меня к ней отношении неоднозначное. Подушка безопасности — это хорошо: когда проблема возникает, мы достаем оттуда денежки и начинаем гасить проблемы. С другой стороны, откладывая деньги, мы жертвуем чем-то. Даже если мы социалку в полном объеме финансируем, то значит в меньшей степени стимулируем развитие экономики. Если в арабских государствах кроме нефти нет ничего, главное — ее добыть, и на этом строится экономика, то у нас — мы же с нефтяной иглы пытаемся сойти, необходимо развивать экономику. По-моему мнению, если доходы позволяют, надо стимулировать развитие экономики, нужно дать удочку, а не рыбу. Это гораздо более надежно и правильно.
Мы по доле социальных расходов в бюджете седьмые по России. К сожалению, проседают как раз те направления, которые касаются развития экономики. С одной стороны, это хорошо, с другой, как это ни парадоксально, это плохо. Это говорит о том, что у нас нет достаточной возможности стимулировать развитие экономики.
Тогда не слишком ли у нас много льгот, если социалка так хорошо финансируется?
— Тема нуждаемости и адресности льгот актуальна. Адресность у нас в большей степени реализована, а вот в отношении нуждаемости еще есть резервы. К этому нужно очень осторожно подходить, но тем не менее проанализировать и нуждаемость вводить, потому что перекосы есть. Губернатор приводил примеры, когда люди получают льготы, а на самом деле имеют высокие доходы. Это не совсем правильно.
Насколько оперативные данные по доходам бюджета за январь-февраль 2016 года совпадают с планом?
— Первые два месяца крайне не показательны и по ним говорить, что так или иначе сложится в целом год, преждевременно. Хотя по итогам первого квартала какие-то сигналы, маячки уже можно улавливать. Мы просели очень сильно в прошлом году, достигли или не достигли дна, можно спорить об этом, но я уверен абсолютно, что ниже прошлогоднего уровня мы упасть не должны все-таки. Единственное, что у нас динамика по налогам заложена в бюджете положительная — порядка 6,7%, и выполнение этой динамики вызывает некоторую тревогу, поскольку в первые два месяца мы недополучили немного налогов относительно плановых назначений. Тем не менее однозначно говорить, что мы провалимся значительно, пока рано.
Наверняка есть какие-то сценарии развития, если ситуация ухудшится.
— Безусловно, мы сейчас формируем сценарии развития, видя, что пока динамика не соответствует нашим прогнозам. Мы еще раз смотрим свои возможности по использованию имущества, поручение дано губернатором, прорабатываем, какие дополнительные доходы можно получить, чтобы перекрыть те выпадающие доходы, которые могут появиться. Анализируем в целом по налоговым поступлениям, в каком направлении есть еще какие-то резервы. Это работа системная, она ведется постоянно. Что-то однозначное можно будет говорить ближе к июню.
Мне кажется, сейчас самое время что-то кардинально пересмотреть.
— Этой работой мы всегда занимались. Сейчас ситуация, конечно, обострилась, поэтому министерства эти вопросы вынуждены прорабатывать более оперативно и более глубоко. Важно, чтобы это прошло безболезненно для жителей Омской области, а на это необходимо время, потому что если разово и единовременно принимать те или иные решения, заменять одни мероприятия другими, это может принести неудобство, либо, скажем так, ухудшить ситуацию.
Еще и накануне выборов это тяжело, наверное, делать.
— Выборы — это, конечно, знаковый рубеж, который оценит работу правительства в целом, но население же реагирует не только на то, что происходит непосредственно перед выборами, но и в целом. Поэтому ориентироваться на то, что давайте мы сейчас сделаем все хорошо, а потом завалим, не наш метод.
Самое актуальное в рубрике: Экономика
Больше интересного в жанре: Интервью
Просмотры: 6171
Самое читаемое