Александр Малькевич: «Упырь и другие кандидаты»
В очередном выпуске рубрики «Избирательный блок» колумнист «Нового Омска» Александр Малькевич рассуждает о том, к каким казусам приводит экономия кандидатов на имиджмейкерах.
В четвертом выпуске я обещал поговорить об агитационных материалах кандидатов в депутаты — и в рамках подготовки к праймериз, и «просто так».
Объяснить, что это значит — «просто так»? Пожалуйста: избирательная кампания еще официально не объявлена, поэтому в принципе любой человек может рекламировать себя так, как посчитает нужным — и там, где ему захочется. Хочется обычно на билбордах — щитах наружной рекламы формата 3 на 6 метра.
Другое дело, что не всегда получается нормально.
Возьмем, к примеру, Питер. Там вдруг раз — и появились щиты некоего Федора Туркина. «Сохраняем память! Строим для России!» — заявляет он и развивает мысль: «Сохраняем культуру! Больница на 600 мест». Какое отношение к сохранности культуры имеет больница, не сообщается. Но, узнав, что генеральный директор и совладелец строительной компании «РосСтройИнвест» не только занимает вместе с семьей 162 место в рейтинге миллиардеров-2015 (состояние его оценивается в 2,5 млрд рублей), но и является координатором проекта «Свой дом» партии «Единая Россия» по Санкт-Петербургу, понимаешь, что, видимо, он собрался идти в Законодательное собрание. От партии власти, конечно. Но на технологах и имиджмейкере решил сэкономить.
Правда, пока я писал этот текст, выяснилось, что Ф. Туркин, лидер общественного движения «Бессмертный Ленинград» (цель — сохранение памяти о подвиге жителей блокадного города) на праймериз не заявился (да и из членов политсовета партии пропал). Зато подал мне заявку в друзья на «Фейсбуке».
И тут я окончательно запутался: что он пиарит, какой из своих проектов и, главное, зачем?..
Впрочем, это были еще цветочки ляпов политической рекламы весны 2016 года. Вот вам ягодки.
В Новгородской областной Думе есть депутат Вадим Маяцкий — хороший, заслуженный человек. Главный врач медицинского центра «Акрон» при градообразующем (для Великого Новгорода) одноименном химкомбинате. Повесил билборд, поздравляющий с Днем Великой Победы. И моментально стал героем шуток и стеба среди не только своих избирателей, но и жителей в целом. Почему? Почитайте внимательно.
Рассмотрели про «противопоказания»? А про то, что «требуются консультации специалиста»? Думаете, это черный пиар такой? Совсем нет! Просто, решив сэкономить на «политической рекламе», врач-депутат Маяцкий заказал размещение щитов формата 3 на 6 метра от лица своего медицинского центра и тут же подпал под обязательные условия для рекламы медицинских услуг. В целом получилось… ну, вы сами видите.
Не знаю уж, поэтому или были иные причины, но даже заявляться на праймериз Вадим Маяцкий в итоге не стал.
Чтобы «покончить с наружкой», приведу еще один душераздирающий пример. Кстати, он может быть полезен для «юношей, обдумывающих политическое житие». В общем, если решите применять административный ресурс виртуозно, то милости прошу, сверяйтесь с моими «записками на манжетах».
Итак, каким же образом Правительство Санкт-Петербурга помогло победителю думских праймериз «Единой России» и потенциальному кандидату в депутаты Госдумы Михаилу Романову избежать лишних трат на рекламу? Все просто: в Смольном признали, что щиты с портретом Романова, поздравляющего жителей города с 9 Мая, — социальная реклама.
Дело было так: во Фрунзенском и Колпинском районах Санкт-Петербурга в начале мая 2016 года на рекламных щитах появился портрет господина Романова. Повесили его на территории Юго-Восточного округа № 217, от которого тот намерен баллотироваться как член «Единой России». Поздравление «Будем достойны Великой Победы!» на фоне монумента Матери-Родины и аллеи Пискаревского кладбища украшает огромный портрет кандидата в Госдуму. Над обвитой георгиевской ленточкой гвоздикой выведено имя — Михаил Романов. Такие плакаты разместили как минимум по 13 адресам в самых оживленных точках округа.
Масштабно и впечатляюще!
Местные медиа возбудились (или возмутились, что, в общем-то, в данном случае одно и то же). И получили ответ от главы питерского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, который подтвердил, что портреты Романова — социальная реклама. «На комиссии мы одобрили проект, — заявил он. — По этому поводу есть разъяснение УФАС 2013 года: если социальная реклама не содержит в себе призывов или идентификации какой-то партии или предвыборной кампании, никаких ограничений по законодательству нет».
Для Омска тема не очень актуальна, но в некоторых регионах – вещь сильная. Там, где администрация реально может попросить выделить энное количество мест наружной рекламы «под социалку». И поздравить с Победой или Днем России вот таким образом. Через образ симпатичного (для кого-то) человека.
Пришло время сделать очередное для меня «лирическое отступление». Поговорить о симпатичных людях, которых иногда может подвести… фамилия.
Согласитесь, иногда в нашей жизни появляются такие кандидаты в депутаты, про которых так и хочется сказать: «Ну и упырь!». Внешне (хотя бывают и представители с таким вот внутренним миром). А что делать тому, кто унаследовал «все это» от предков?
В общем, прекращаю интриговать: дело было в Иркутской области, в 2013 году – на выборах в местное законодательное собрание (а позже – и в горсовет). Просто на улицах города появился… кандидат Упырь.
«Они уже не маскируются» – так звучала тогда одна из самых популярных шуток в адрес кандидата от ЛДПР. Г-ну Упырю пользователи социальных сетей советовали работать только по ночам, благодарили за честность («этот хоть признался») – и интересовались: почему же он не сменил фамилию?
Все-таки, согласно словаря Ожегова, упырь – это вампир, вурдалак; на современном сленге – нехороший человек, причем с уклоном в подлость и мерзость. Кто-то даже выдвинул соображение, что это не его настоящая фамилия, а псевдоним. Так сказать, чтобы сорвать голоса молодого электората.
- Нет, фамилия родная, это не PR-ход, – рассказывал журналистам Роман Юрьевич Упырь, объясняя: у нее – украинское происхождение. Когда-то его предки жили неподалеку от кладбища. Отсюда и пошло.
Честный человек оказался. Выборы, кстати, проиграл.
Между прочим, в списках по Иркутской области был тогда и еще один кандидат с говорящей фамилией – Роман Страх. Но ему в регистрации отказали. Может, и к лучшему...
Однако что я все о мужчинах? Есть и женщины.
Вот не так давно в праймериз «Единой России» в Думу на территории Ленинградской области участвовала Елена Николаева – действующий депутат (правда, от Оренбургской области). Проиграла. Заняла едва ли не последнее место.
Запомнилась, однако, тем, что обклеила весь Санкт-Петербург и Ленобласть плакатами со странным слоганом «Никаких лозунгов – только дела». Кстати, клей под бумажками был настолько стоек, что их не могут снять до сих пор. Да, и тот факт, что Николаева при проведении агитации перепутала регионы и пошла в город вместо деревни, вызвал лишь ядовитый смех в политическом сообществе.
Заострю ваше внимание на одном моменте: слогане про «дела». Сегодня каждый даже не второй, а «полуторный» кандидат так или иначе утверждает, что он «человек дела», «вместо слов – дела» и так далее. При этом «дел» никаких не предъявляют. Ну или как в случае с упомянутой мною выше дамой: такие мощные дела, что до сих пор столбы и щиты у подъездов не отмыть…
И еще немного о девушках. Ну или кандидатках, если быть более точным.
В Ульяновской области по итогам праймериз четвертое место в региональном списке партии заняла Нина Долгова, 22-летняя председатель Молодежного парламента региона. Студентка и член «Единой России», Долгова не так давно прославилась как «Нина с рожками» – за фото, на котором губернатор региона Сергей Морозов поставил хорошенькой соратнице по партии озорные рожки над прической. Причем сделали они это пикантное фото не где-нибудь, а возле памятника павшим воинам Великой Отечественной (обелиск в честь 30-летия Победы).
Фотографию, которую Нина выложила во всех своих социальных сетях, ей позднее пришлось удалить. Сам губернатор заявил, что никого обидеть не хотел, а «рожки» на фоне стелы с фамилиями погибших солдат – это всего лишь «жест хорошего настроения». «Радостное настроение молодых в солнечный день передалось и нам, взрослым», – сказал он.
Но, как видите, яркую (и пострадавшую за него) девушку не забыл; проторила она себе таким образом (хотя наверняка и не только этим) дорогу в большую политику…
И еще о девчонках. Гулял я тут давеча по Москве – и не мог не сфотографировать на память листовку молодого эколога Юлии Жандаровой, которая призывала своих избирателей поддержать ее на праймериз «Единой России» потрясающим слоганом «Время думать о людях!». Получилось двусмысленно: то ли это время наступило только 22 мая (для нее?), то ли пришло время избирателям подумать о людях – и проголосовать за их лучшую представительницу…
Выступила, кстати, не совсем провально: 4 место по 208 округу.
И, раз уж я говорю (и пишу) о прекрасном, о привлекательном… то самое время перейти к… сексу в АПМ – т.е. в агитационно-пропагандистских материалах.
Поговорим немного о… КПРФ. В общем, то ли это «фейк», то ли, наоборот, сознательный троллинг от коммунистов, но они посредством социальных сетей и Интернет-СМИ организовали «слив» о готовящемся ребрендинге. Дескать, в думской кампании партия хочет сделать ставку на образ молодого Владимира Ленина – одетого в джинсы, накачанного и сексуального. С девушкой – оба стильные, в красном и с гаджетами.
Сам образ вышел из-под пера питерского художника Игоря Петрыгина-Родионова. Человек реальный, работ у него много, стильных – да почти все. Рискнет ли КПРФ настолько «омолодиться» – скоро увидим.
При этом наш со Станиславом Жогликом товарищ и коллега Дмитрий Гусев (соавтор бестселлера «Уши машут ослом») считает, что использование образа молодого вождя должно сыграть коммунистам на руку: «Самое главное в современной политической рекламе – дать эмоцию, чтобы у тебя возникло желание отправить её другу, сделать репост. В КПРФ понимают, что на смену пожилому электорату приходит более молодой, и используют нужный приём».
Кстати, о приемах. Американский боец смешанных единоборств Джефф Монсон, получивший в прошлом году российское гражданство, в апреле 2016 года заявил о своем желании вступить в КПРФ. Если будущие товарищи по партии «вопрос продавят», то выборы (и особенно дебаты) с участием спортсмена, год назад сделавшего татуировку с изображением скульптурной композиции «Родина-мать зовет!», обещают быть очень увлекательными. Сейчас, во всяком случае, некоторые крупные обкомы КПРФ в очереди стоят в Москве за право «отжать» себе такого лидера регионального списка.
Так что борьба за голоса молодежи обещает быть в августе-сентябре бескомпромиссной…
А и, коль скоро я вспомнил своих коллег по политтехнологическому цеху, сделаю еще одно «Лирическое отступление». Теперь – про моего хорошего товарища Алексея Ломова, работающего в Ленинградской области. Он политтехнолог, ставший на этих праймериз еще и кандидатом в депутаты регионального парламента.
Скучно ему, видимо, было – вот и сочинил несколько вариантов плаката с общим слоганом «Вместе мы сила»: тут тебе и богатыри, и мушкетеры… Люди запомнили, указанная тройка победила. Тут вы вправе спросить – как могла победить тройка? Отвечу! И это, безусловно, находка коллег: если в Омской области для праймериз в ЗакС были изготовлены два бюллетеня (отдельно для одномандатников и для списка), то в Ленобласти – один, общий.
Возможно, вы слышали (и читали) о страстях, которые разгорелись вокруг праймериз в некоторых «заксовских» округах Омской области. Вот, скажем, в 21-м (Шербакульский, Азовский, Одесский, Павлоградский и Русско-Полянский районы): по одномандатному округу у депутата В. Пушкарева соперников фактически не было, а за место в списке практически насмерть рубились Д. Галаванов и Д. Павлов. А могли бы все идти в одном бюллетене – и путем рейтингового голосования определить, кто на какой позиции окажется в итоге: первый идет по округу, второй – по списку, третий – запасной.
И, главное, никому не уклониться от борьбы. Которая, как вы понимаете, на выборах неизбежна – и ждет всех нас совсем скоро. Во всех смыслах; это значит, что остаться «просто зрителем» будет вряд ли возможно. Втянут. Остается подготовиться и запастись… терпением, выдержкой. И попкорном. Потому что я буду стараться и дальше информировать вас обо всех новинках – как в сфере АПМ, так и «вообще». И о кандидатах поговорим, и о фильмах о политике. Потому что перед тем, как увидеть «кино» об омских выборах-2016, неплохо бы подготовить себя, ознакомившись и с художественными образами.
Реальность то, как правило, куда мрачнее…
Самое актуальное в рубрике: Избирательный блок
Просмотры: 3796
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 5):
А может быть, то, что я вам давеча сказал, это для вас слишком сложно?... Так ведь идеология (забытое на сегодня явление) вообще дело сложное, ибо относится с формирования убеждений, а не внушения. Это вам не политехнологические рекламные кубики раскладывать....