
Новый Омск
30 июня 2016 15.01
Тур выходного дня «Исилькульский weekend» разработан министерством культуры Омской области совместно с компанией «Евразия-тур», администрацией Исилькульского района и компанией «Омск-пригород».
Выходные в Исилькуле: местный Тесла, фотосет а-ля рус и ликование от «ясделия»
9 июля в Омской области открывают тур «Исилькульский weekend»: туристам предлагают посмотреть Исилькуль и развлечься в центре традиционной русской культуры «Святозар». Протестировать новый маршрут перед запуском пригласили журналистов. «Новый Омск», конечно, согласился выступить в роли первопроходца.
Чтобы отдохнуть в Исилькуле, нужно быть ранней пташкой или хотя бы притвориться ей: электричка отправляется в 8:15. Тестовую группу усадили в обычный вагон, а коммерческим туристам организаторы пообещали больше комфорта. Им доведется путешествовать в новых вагонах.
Дорога занимает два с половиной часа. За это время можно вдоволь подремать — наверстать все упущенное утром. В вагоне сони не будут одиноки.
На платформе в Исилькуле встретили хлебом-солью и песнями-танцами. Казалось, это будет как-то неудобно и даже глуповато. Ничего подобного! В игровую реальность ныряешь с удовольствием и чувствуешь себя долгожданным гостем.
Для полноты фотоотчета я отломила каравая. Надежды на то, что ритуальный хлеб будет вкусным, не было. И снова мимо! Каравай оказался на удивление приятным: сладкое пышное тесто под соленой корочкой.
Нас проводили к локомотиву, установленному на вокзальной площади. Специалист исилькульского историко-краеведческого музея Алексей Павлов рассказал, что эту черную многотонную махину — самый массовый локомотив в СССР — зовут «лебедем», по фамилии инженера Льва Лебедянского.
Локомотив установили, по всей видимости, в знак признательности железной дороге. История основания Исилькуля напоминает ни много ни мало историю Новосибирска: «живительный» Транссиб в обоих случаях могли пустить по другому маршруту. Но место, на котором стоит Исилькуль, превзошло ныне безвестного оппонента. Вода и деньги стали решающими аргументами. Во-первых, рядом был единственный в округе пресный водоем, необходимый железнодорожной станции (озеро Исилькуль), а, во-вторых, он находился на казенной земле: платить казакам аренду было не нужно.
После группа зашла в историко-краеведческий музей. В фойе встречали местные мастера, одной из которых была Светлана Реент — автор поражающих трудоемкостью фигур из соломы. Ее работы отмечают в том числе на зарубежных выставках — во Франции и Болгарии. Соломенные чудеса можно было купить, но кажется, никто из группы этого не сделал.
Коренные сибиряки в лаптях не ходили.
После мы зачем-то остановились в зале, где выставлены работы местных учителей. Это было, конечно, мило, но не слишком интересно. Затем — зал истории: схема укреплений, которые охраняли казаки, уголок железной дороги и уголки переселенцев.
«Обратите внимание на лапти. Коренные сибиряки никогда в них не ходили! Летом дети бегали босиком, взрослые ходили в кожаных чувяках. Зимой все были в валенках», — экскурсовод разрушил стереотип, который создали в детстве.
Поездка на гравитоплане Новосибирск — Исилькуль занимала две минуты.
Больше всего меня заинтересовала история о Викторе Гребенникове, которую Алексей Павлов торопливо рассказал в коридоре возле нескольких картин кисти Гребенникова. Он прожил жизнь крайне насыщенно и продуктивно: этакий местный Никола Тесла и Леонардо да Винчи в одном лице. Писал картины, изучал природу, изобретал. Страстью Гребенникова были шмели, и он создал первый искусственный заповедник этих насекомых. Шмели прилетали в его квартиру в самом обычном доме. Потом Гребенникова пригласили в новосибирский академгородок. Он уехал, а шмели остались.
«Новые жильцы еще долго, по всей видимости, вспоминали Гребенникова недобрым словом: стоило им открыть окно, как прилетала туча шмелей», — сейчас не понимаю отчего, но рассказ Павлова звучал будто анекдот.
Ходят байки об и вовсе невероятных разработках Виктора Гребенникова. Некоторые из них активно распространял сам изобретатель: он шутил, что на гравитоплане долетал из Новосибирска в Исилькуль за две минуты.
Затем была экскурсия по городу. Показывали «уголок провинциального уюта» — обычный дворик с ЖКХ-артом — и «кусочек ГУЛАГа» — небольшой новый сквер с полноразмерным домиком за колючей проволокой. Был и рассказ о героях Великой Отечественной. Сделано это было бесхитростно, и я почувствовала себя школьником в майский период: тема важная, но подано по-советски, слушаешь вполуха. И нужна ли эта важная тема в экскурсии? Я не знаю.
Следующий пункт — Храм новомучеников и исповедников российских. У его дверей рассказали, что первый храм в Исилькуле был построен в честь визита (проездом, конечно) цесаревича Николая. Будущий император, узнав о работах, подарил культовому заведению церковную посуду. В советские времена два деревянных исилькульских храма были уничтожены.
«Все стоите-стоите, и не прикладываетесь!»
Сам храм новомучеников построил в 2004 году — здесь никакой интриги — губернатор Полежаев. В анонсе было указано, что подобных храмов с фарфоровым иконостасом в России всего семь. Как оказалось, большой редкостью фарфоровое убранство было только в начале 2000-х. Сейчас таких «диковинок» только на Урале более двадцати. Впрочем, фарфорового иконостаса я раньше не видела и даже как далекий от религиозности человек была впечатлена: красиво, нарядно. Увидеть своими глазами стоит.
Кто-то из группы еще осматривался, кто-то уже просто сидел и ждал команды на выход. В этот момент вбежала сотрудница храма.
«Почему никто не прикладывается к мощам? Смотрю, все стоите-стоите, и не прикладываетесь! У нас мощи трех святых. Вот, например, Ксения Петербургская. Люди за тысячи километров к нам едут!» — от чистого сердца восклицала женщина.
Далека от религиозности оказалась не я одна. Корреспондент Оля Емельянова ответила, что мы на работе, и испытываем чисто культурологический интерес. Понимания между собеседниками не возникло. Впрочем, некоторые члены нашей группы, наоборот, с благодарностью приняли приглашение.
По пути на обед мы зашли в скверик со «скамьей любви» и небольшим фонтаном. Он работал, но, увы, в чаше фонтана находились посторонние, не радующие глаз предметы. «Бросил мусор мимо урны – не забудь хрюкнуть!» – было написано на каждой урне, которую я заметила. Видимо, у фонтана побывала какая-то заблудшая хрюшка: вообще же на улицах, по которым нас провели, было чисто.
Суп был «секретноингредиентным».
Обед был в недавно отремонтированном ДК. Стулья, на которые нас усадили, ассоциировались с Ильфом и Петровым. Именно так могли выглядеть прославившиеся предметы мебели во времена молодости Кисы Воробьянинова.
В меню — окрошка, котлета с пюре, а также чай с кексами и конфетами. На стол подали и тот самый каравай, которым нас встречали на вокзале. Уходя, наш столик не сдержался и попросил каравая с собой. Неплохой обед остался в памяти благодаря неразрешенной интриге: чем была заправлена окрошка, в буфете так и не признались. А жаль — было вкусно. И кстати, «секретный ингредиент секретноингредиентного супа» подействовал: поездка продолжилась с неожиданным драйвом.
«Этнотерапия в «Святозаре» — шанс обрести душевную гармонию», — говорили голосом регистратора ЗАГСа.
«Пазик» довольно быстро привез нас в село Лесное. Глава района приносил извинения за дорогу, подбитую тяжелыми грузовиками. Так уж вышло, что дорожное покрытие испортили автомобили, которые возили стройматериал для другой дороги. Региональные власти обещают все починить. В поездке жители Омска сохраняли на лице безмятежность: в региональном центре видали дороги и похуже.
В пути мы прослушали небольшую экскурсию. Голосом регистратора ЗАГСа нам зачитали про развитие сельского хозяйства в районе и о том, что ждет нас по прибытии: «Этнотерапия в «Святозаре» — шанс обрести душевную гармонию». Ощущения двоякие: то ли «Омммм» пропеть, то ли «Горько!» закричать.
Уже в Лесном мы остановились у строящегося храма. По словам исилькульцев, работа спорится и без проекта — настолько дело хорошее.
Уже через несколько минут нас познакомили с главой местного прихода — отцом Георгием, в миру — Юрием Тупицыным. Пока храм не завершен, приход располагается в комнатке двухэтажного дома. Все иконы внутри дареные — от казачьих раритетов 20-30-хх годов до икон, написанных специально для этого прихода.
Отец Георгий сразу расположил к себе даже меня со всем моим скептицизмом в отношении религии. Знакомство началось с поразительно приятной мелочи: нелюбимый мной платок он разрешил не надевать. «Светлый человек», — подумалось мне после недолгого общения. И дело совсем не в платке.
Никогда не думала, что буду этим всем заниматься, но была в восторге!
А дальше — сплошной праздник. Мы поднялись в центр традиционной русской культуры «Святозар». У входа снова встречали с песнями. Затем — хоровод. А потом нас пригласили засучить рукава — можно было сделать глиняную свистульку, сувенир из соломы или тряпичную куклу-оберег. За дело я принялась с неожиданным для себя азартом. Сначала отец Георгий наглядно показал, как делать свистульку.
«Ничего сложного, как вареники лепить», — объяснял он.
Без помощи отца Георгия засвистела только одна из четырех свистулек. Сложность в том, чтобы правильно сделать все три отверстия в «варенике»-динозаврике.
Куколка удалась без проблем. Конечно, под чутким руководством. Хотелось бегать и кричать «я сделяль!» (в лучшем из смыслов).
На соломенный сувенир времени не хватило, зато я успела сфотографироваться в народном костюме. Никогда не думала, что буду этим всем заниматься, но была в восторге!
На прощание нас накормили пирогами и напоили чаем. Внутри — смородина, чабрец и кое-что еще. Исилькульские повара любят секреты.
Тур оставил приятное впечатление: в основном, за счет «Святозара», где чувствуешь себя — в хорошем смысле — как в детсаду, баек об «исилькульском Тесле» Гребенникове и каравая. Первая, экскурсионная часть, увы, показалась скучноватой. Но организаторы на обратной дороге собрали замечания-предложения и уверили, что доработают «Исилькульский weekend». А что, эмоция в предложении есть. Дело за деталями.
Самое актуальное в рубрике: Омскотуристо
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 3827
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 3):