Новый Омск
20 октября 2016 16.15
Город делают люди: эксперты обсудили социальный капитал Омска
С мая этого года в Омске проводилось масштабное исследование. Специалистов Центра социального проектирования «Платформа» интересовало экологическое и экономическое состояние города, а также его социальный капитал.
Фото: Дмитрий Верхоробин
Первые два вопроса эксперты обсудили с представителями власти, бизнеса и общественных организаций летом. А 18 октября на дискуссионной сессии «Люди Омска: социальный капитал города» речь шла о том, как можно улучшить жизнь в Омске и наладить взаимовыгодное сотрудничество между различными социальными группами и структурами, желающими улучшить городскую среду.
О своем опыте в сфере социальных инвестиций рассказали компании: ТГК-11, «Газпром нефть», ГК «Титан», Союз организаций торговли Омской области, ротари клуб «Омск-Достоевский».
Город умных и недовольных
Статистика в области культурной и досуговой сфер в Омске довольно убедительная, считает генеральный директор «Платформы» Дмитрий Лисицин. Как показало исследование, город развитый, в нем много людей с высшим образованием и студентов.
«Мы провели около 70 интервью с экспертами из разных сфер и поняли, что люди в Омске высоко оценивают свой потенциал. Здесь высокий запрос на качество жизни. Жители хотят, чтобы город давал им больше возможностей. Но выявилась и проблемная точка: есть разница между тем, как общество воспринимает себя и город. Омичи считают, что они умные, образованные и гордые, а город оценивается как малоперспективный, проигрывающий другим миллионникам и неудобный для жизни», — отметил Дмитрий Лисицин.
В целом жители придерживаются двух позиций: «надо уезжать» и «надо что-то делать», консервативной позиции почти не встречается. При этом любой вопрос, связанный с социальными инвестициями, рассматривается людьми негативно, в связи с чем бизнес не спешит развивать это направление.
Среди запомнившихся социальных проектов горожане называют ледовый городок «Беловодье» завода им. Попова, парк «Солнечный круг» ротари клуба «Омск-Достоевский» и деятельность ОТП Банка. Наиболее активными в социальных инвестициях считают «Газпром нефть» и Омский нефтезавод, которые реализуют постоянные программы в сфере образования, спорта и благоустройства.
Образование и бизнес важны друг другу
По мнению заместителя губернатора Омской области Владимира Компанейщикова, одной из проблем соцкапитала города является слаборазвитое высшее образование, построенное по устаревшим стандартам. Сотрудничество предприятий с вузами помогает исправить эту ситуацию. В частности, у нефтезавода есть программа «Школа — вуз —предприятие», в рамках которой завод участвует в подготовке высококвалифицированных кадров не только для себя, но и для других производств региона.
«Это насущная необходимость, которая продиктована высоким уровнем модернизации и автоматизации производственных процессов на предприятии, — рассказывает заместитель генерального директора ОНПЗ Олег Шайтан. — Нам требуются подготовленные молодые люди, разделяющие принципы и стандарты завода в области промышленной и экологической безопасности. Конечно, мы могли бы просто перекупать профессионалов, но мы заинтересованы в развитии молодежи».
Кстати, как показало исследование «Платформы», омской молодежи не хватает активности. Несмотря на большое количество образованных людей в городе, с их стороны почти нет инициативы. Ярким примером можно назвать рынок IT-технологий.
«В Омске много программистов, город мог бы стать генератором проектов, но является лишь центром аутсорсинга. Люди часто говорят, что даже не знают, для кого программируют. Поэтому Омск пока и не породил IT-чемпиона, хотя вполне может это сделать», — подчеркнул Дмитрий Лисицин.
Активность родом из детства
Активность горожанина прямо пропорциональна удовлетворенностью жизни в городе. И чем больше человек вовлечен в среду, тем больше он заинтересован в том, чтобы ее менять, уверен заместитель генерального директора Московского института социально-культурных программ Кирилл Пузанов.
«Вовлечение в городскую среду неравномерно распределено по жизни человека. Легче всего это привить в детстве, после 25 лет привычки почти не меняются. С выходом на пенсию поведение людей поляризуется: те, кто привык читать и ходить в театр, снижают темп незначительно, а те, кто к этому не привык, становятся окончательно инертными. Именно поэтому есть безумно активные и пассивные пенсионеры», — объяснил Пузанов.
При этом на то, как горожанин устраивает свой досуг, влияет множество факторов: и транспорт, и безопасность района, и экологические проблемы. Если человек не чувствует себя в безопасности, то он не будет вечерами ходить ни в театр, ни в кино. Если возле школы нет пешеходного перехода, то родитель автоматически считает ее не очень хорошей, несмотря на уровень обучения. В экологические практики (раздельный сбор мусора, сбор батареек) включаются не те, кто обеспокоен этим вопросом, а те, у кого рядом с домом создана для этого необходимая инфраструктура.
Партнерские отношения
Для того чтобы в городе было комфортно жить, необходима совместная работа коммерческих компаний, власти, некоммерческих объединений и простых граждан. Причем партнерство этих секторов должно быть гармоничным, считает исполнительный директор Центра развития филантропии «Сопричастность», главный редактор журнала «Бизнес и общество» Татьяна Бачинская.
«Добрые дела могут стать конкурентным преимуществом организации. Очень правильно поступают компании, которые, приходя на территорию нового региона, заключают социально-экономические соглашения с властью. При этом важно вовлекать в соцпроекты жителей, чтобы они не считали, что им кто-то обязан, а сами проявляли созидательность», — уверена она.
Часто у всех сторон разное ожидание от партнерства и участия в нем. Представители власти видят себя главной силой и хотят поучать, некоммерческие организации считают, что их недооценивают и «притапливают», а бизнес думает, что способен сделать все сам. Но в этом процессе важны паритетные отношения. По большому счету, бизнес не обязан вкладываться в благотворительность и социальные проекты, поэтому для компаний нужно создавать такие условия, чтобы им захотелось заниматься этой деятельностью.
В Омске уже есть положительный опыт социальных проектов, объединивших нескольких партнеров. Так, например, в результате сотрудничества ГК «Титан» с областным музеем изобразительных искусств им. М. А. Врубеля созданы фильмы и аудиокниги, которые педагоги образовательных учреждений используют на занятиях по изобразительному искусству, химии, литературе и другим предметам.
Неоднократно во время дискуссии эксперты подчеркивали, что социальные инвестиции не только и не столько благотворительность. Примером успешной поддержки бизнеса в Омске можно назвать сотрудничество «Газпром нефти» и ХК «Авангард». Благодаря инвестициям крупной компании клуб активно развивается. «Авангард» является пятым хоккейным хозяйством в стране, хорошо зарабатывает на рекламе и трансляциях матчей, входит в число крупнейших налогоплательщиков региона (только в 2015 году клуб выплатил налоги на сумму 543 млн рублей). Всемирно известный бренд привлекает интерес к Омску и даже может обеспечить приток населения.
«Авангард» — это еще и молодежная команда, детская спортивная школа, где занимаются 700 ребят, три филиала хоккейной академии в разных городах. К нам мечтают приехать юные хоккеисты со всей страны. А это значит, что вместе с ними приедут их братья и сестры, мамы и папы, бабушки и дедушки. Ориентировочно, когда будет построена омская академия, город пополнится на две-три тысячи жителей», — заявил президент ХК «Авангард» Владимир Шалаев.
Активисты готовы работать
Участники дискуссии сошлись во мнении, что инвестировать нужно прежде всего в людей, создавать им условия для развития. Как только появляются соответствующие условия, находятся и активные горожане, которые готовы менять город.
Доказательством этого служит проектная лаборатория «Город своими руками», которую создала компания «Газпром нефть» два года назад. Этим летом жители вместе с командой волонтеров обустроили свой двор в районе Нефтяников, которым долгое время были недовольны.
Как отметил генеральный директор «Платформы» Дмитрий Лисицин, в целом, несмотря на непростые отношения с собственным городом, желание делать его лучше у омичей есть, нужно лишь отыскать для этого верный путь: «Город ищет новую гордость. Нужен повод для оптимизма. И пока эта ниша не занята».
Самое актуальное в рубрике: Новости компаний
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 3762
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 4):