Новый Омск
29 мая 2017 16.55
Если мы не создадим метро в Омске, то будем жить в деревне — Олег Шишов
На прошлой неделе появилась информация о том, что главы Омска, Красноярска и Челябинская собираются написать коллективное обращение к федеральному правительству с просьбой выделения финансирования для окончания строительства местных метрополитенов.
«Новому Омску» ситуацию с омским метро в очередной раз согласился прокомментировать бывший гендиректор НПО «Мостовик» Олег Шишов.
Олег Владимирович, тема строительства метрополитена для Омской области — одна из болезненных и чувствительных. Вы по-прежнему считаете, что городу в условиях всеобщего экономического кризиса нужно метро?
— Решение о необходимости строительства метрополитена как городского вида транспорта было принято еще в 70-е годы. Советское руководство понимало, что развитие города без этого вида транспорта зайдет в тупик. После перестройки темпы движения наземного транспорта увеличились в разы. В истории с омским метрополитеном произошло несколько трагедий из-за вмешательства политиков и популистов, не понимающих, что делают. Где-то в начале 80-х было предложено построить скоростной трамвай. Я знаю этих людей и их имена. Якобы, это будет дешевле. В пример приводили город Волгоград. Там начали строить скоростной трамвай, а когда построили, поняли, что он не справляется со своей функцией. Когда у нас проанализировали, то вышло, что стоимость его даже в том советском варианте точно была не дешевле и не решала проблем. Тогда у нас снова обратились к руководству, но в правительстве сказали, что деньги уже перебросили на Челябинск. И они единственные, кто успели ввести первую линию метро до перестройки. И сегодня там, как и в Новосибирске, и Москве, не видят свою жизнь без метрополитена. Если в Москве не было метрополитена, вы представляете, что там было бы.
А город еще может справляться без метро?
— Если мы говорим о развитии мегаполиса, то без развития подземного транспорта движение вперед невозможно. В данном случае мы практически исчерпали, хотя еще можно за счет чего-то увеличить на 10% пропускную способность улично-дорожной сети, но это не то, что требуется для развития мегаполиса.
Хотел бы сказать еще о другом. Все советские метрополитены начинали и реализовывали с большим участием государства. Надо было создать метрополитеновский комплекс, привлечь специалистов, дать им жилье. Если начинали строить в Новосибирске или Алма-Ате, то свозили людей из Ленинграда, Киева, Москвы. Давали им какое-то жилье, деньги, и после этого все стартовало. У нас в Омске все это сделал «Мостовик». Мы выполнили функции генпроектировщика и генподрядчика. Для нас метро, как и набережная, Успенский собор и многие другие объекты, оказалось убыточным. Хотя многие сейчас популисты могут сказать, что я как председатель финансово-бюджетного комитета (Заксобрания) использовал свое положение. Земля не терпит пустоты, поэтому мы вынуждены были держать под землей людей, откачивать воду. Мы строили потихоньку. Но самое главное — мы оснастили наш объект современным оборудованием и привлекли лучшие кадры, в том числе и из других регионов. Дали им жилье за счет ресурсов «Мостовика».
Скажите, вы по-прежнему считаете актуальным проект инновационного метро?
— Когда мы начали проектировать омский метрополитен, мы поняли, что советский проект устарел. Конечно, московское метро красиво. Но в мире появились современные, инновационные технологии. Первые частные линии сделали в Корее. Метро там полностью автоматизированное, поэтому оно дешевле в эксплуатации. Тогда мы собрали весь самый передовой опыт, для того чтобы создать в Омске не просто метро, а чтобы оно было намного эффективнее советского и значительно дешевле. Но мы же должны соответствовать нормам. Для этого мы впервые в России разработали новые нормы и назвали их «спецтехусловиями», которые с большим обсуждением ученых были в итоге приняты. По нашему опыту, используя наши знания и растащив наших специалистов, сейчас и другие города пытаются перейти на эту схему.
Какие вы видите издержки отсутствия в городе-миллионнике своего метрополитена?
— Если мы не создадим параллельное, не пересекающееся с наземным транспортом метро, то будем жить в деревне. Конечно, без аэропорта (Федоровка. — Прим. автора), метро, можно отказаться и от дорог, например, будем пешком ходить, то тогда можем превратиться в какой-нибудь райцентр Тюменской области. Это одно направление. Другой вектор движения — это развивать реальный сектор экономики, науку, стать не только российским, но и международным центром каких-то технологий. Метрополитен, как ни странно, в этой связке. Потому что, строя и развивая город, мы повышаем благосостояние всех омичей. Все взаимосвязано.
Как быстро можно расконсервировать омское метро и во сколько это обойдется бюджету?
— Я не знаю, как было законсервировано. Но, сидя за решеткой, я получал записки от разных людей, которые сообщали, что там вывозят те или иные конструкции. Здесь нужно проводить анализ. Вообще, нормальная расконсервация не потребует больших затрат на возобновление строительства.
Самое актуальное в рубрике: Город
Больше интересного в жанре: Интервью
Просмотры: 6795
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 27):
На что ссылку?
Вот конкретно на это.