
Игорь Федоров: «Почему «Новапорт» никогда не построит Омск-Федоровку»?
Передача аэропорта Омск-Центральный в руки стороннего инвестора может иметь смысл только в одном случае — если этот инвестор гарантированно будет развивать существующий аэропорт. Снова грезить о Федоровке — это очередной тупик и потеря времени, считает наш колумнист Игорь Федоров.
Явление инвестора народу
В последнее время опять начались разговоры про достройку гниющего уже 35 лет в любинских полях и болотах аэропорта Омск-Федоровка. Альтруистом и спасителем нам анонсировано ООО «Новапорт», 100% долей которого принадлежит кипрскому офшору «М. М. Эйерпорт менеджмент компани лимитед». Как сообщает «Авиапорт», этот офшор на паритетных началах принадлежит группе компаний AEON Corporation (Роман Троценко) и инвестиционному холдингу Meridian Capital (Казахстан).
Ведутся переговоры о вхождении «Новапорта» в управление аэропортами Иркутска и Санкт-Петербурга (Пулково).
Как отмечает агентство «Авиапорт», динамичный рост производственных показателей региональных аэропортов свидетельствует о правильности выбранной стратегии и профессиональной компетентности персонала компании. К 2016 году «Новапорт» вправе претендовать на лидирующие позиции по эффективности и рентабельности операционной деятельности со значительным увеличением доли рынка (более 8%). По итогам 2016 года суммарный пассажиропоток аэропортов сети «Новапорт» составил более 14,9 млн пассажиров. Таким образом, в настоящее время ООО «Новапорт» действительно является одним из ведущих игроков на российском рынке.
Роман Троценко, с чьим именем связывают «Новапорт», имеет очень интересную трудовую биографию.
В 1999-2000-х он был помощником главы минтранса Сергея Франка, при этом структурам Троценко достался миноритарный пакет аэропорта Толмачево, который постепенно увеличивался. В итоге «Новапорт» стал 100%-ным владельцем новосибирского авиаузла, купив в 2011 году госпакет (51%) акций Толмачево всего за 2,8 млрд рублей, заняв для этих целей 2,3 млрд.
Но этими покупками занимался уже не сам Троценко, которого в 2009-м пригласили на пост главы Объединенной судостроительной корпорации, где он проработал до 2012 года, после чего стал советником самого Игоря Сечина и продолжил работу в швейцарской «дочке» Роснефти вплоть до середины 2015 года. Именно в этот период «Новапорт» замахнулся на Домодедово, но сделка не состоялась, а сам Троценко после 2015 года вернулся из «нефтянки» в свою родную транспортную гавань.
Омские реалии
А что же у нас в Омске? Здесь ситуация с аэропортами простая и понятная. Леонид Полежаев в свое время сделал большую ошибку. Он долго требовал у Москвы отдать Омской области существующий аэропорт Омск-Центральный и недостроенную Федоровку и в итоге все это получил. Она была получена целиком, весь имущественный комплекс. Тем самым Омск-Федоровка была автоматом вычеркнута из любых федеральных программ, списков и планов. С Омск-Центральным ситуация посложнее. Омской области был передан госпакет акций ОАО «Омский аэропорт», но не сам аэродром. Омский аэродромный комплекс входит в список аэродромов федерального значения, утвержденный распоряжением правительства РФ от 20.03.2008 № 340-р. Соответственно, и он сам (взлетная полоса, рулежные дорожки, перрон), и земля под ним — федеральное имущество. Инвентаризация его была проведена, о чем нам сообщает сайт, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», за этим же предприятием имущество аэродромного комплекса закреплено на праве хозяйственного ведения.
Федеральная собственность в Омск-Центральном позволяет нам участвовать в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», собственно, мы были и в предыдущей ее редакции.
В рамках данной программы Омск-Центральный мог получить до 2,2 млрд рублей федеральных денег на модернизацию и ремонт аэродрома и связанной с ним инфраструктуры. В самой ФЦП это звучит так: «за счет средств федерального бюджета — разработка проектной документации, реконструкция взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием, мест стоянки воздушных судов, внутриаэродромных дорог, очистных сооружений, патрульной дороги, аварийно-спасательной станции и ограждения аэродрома; за счет прочих источников финансирования — реконструкция объектов комплекса аэропорта, не относящихся к федеральной собственности».
Сроки на сегодня указаны такие: за счет средств федерального бюджета: проектирование — 2018 год, а реконструкция — 2019-2020 годы; за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования: реконструкция — 2014 год, 2017-2018 годы. Общий объем финансирования — 4113 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 2188,1 млн рублей; бюджета субъекта Российской Федерации — 446 млн рублей; внебюджетных источников — 1478,9 млн рублей.
Целью было заявлено обеспечение соответствия современным требованиям обслуживания и снятия инфраструктурных ограничений роста авиаперевозок, а результатами ожидалось: обеспечение требуемого уровня безопасности полетов, улучшение качества предоставляемых авиауслуг, устранение негативного влияния инфраструктурных ограничений аэропорта на качество авиаобслуживания, увеличение не менее чем на 180 тыс. пассажиров в год объема перевозок через аэропорт Омск-Центральный.
Где деньги, Зин?
Как видите, никакой Федоровки, все разумно и понятно. Государство готово подбросить на свой федеральный аэродром довольно приличные деньги, остальное имущество просит сделать за свой счет или за счет инвесторов. Как раз на следующий год, после сдачи аэропортов под чемпионат мира по футболу 2018, государство вполне может обратить свое внимание на Омск.
На чем же может заработать авиаинвестор в Омске? Варианта два: либо на освоении средств, выделяемых в рамках вышеназванной ФЦП, т. е. на строительстве и реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры нынешнего аэропорта, либо на управлении аэропортом Омск-Центральный, который за первое полугодие 2017 года принес около 30 млн рублей прибыли. Гипотетически есть, конечно, и третий вариант — заработать на строительстве Омск-Федоровки.
Очевидно, однако, что «Новапорт» строить Омск-Федоровку не собирается в принципе. Главная причина — на это нет и не предвидится финансовых средств, если только губернатор Омской области не вытащит из своего кармана десятки миллиардов рублей. Но этого не смог сделать даже Полежаев, который спал и видел Федоровку, даже в тучные 2000-е. Привлечь коммерческое финансирование в 10-20 млрд рублей под проект, который генерирует прибыль в год в размере 60 млн рублей — пустое дело, проценты по кредиту будут в десятки раз выше. В условиях санкций, кризиса, стагнации региона ждать взрывного роста пассажиров в Омске неоткуда. Строить за счет своих средств Троценко не будет, он бизнесмен. Более того, у «Новапорта» по уже имеющимся аэропортам отложенных инвестиций набирается на миллиарды рублей, если не больше. Когда в этих условиях дойдут руки до Омска?
Вторая причина — география аэропортов Троценко. Ему уже принадлежат соседние с Омском Толмачево и Рощино — фактически конкуренты Омска за пассажиропотоки. Так зачем же в этих условиях «Новапорту» вкладываться в Федоровку, которая по проекту должна была конкурировать с Тюменью и Новосибирском? Очевидно, что омский аэропорт сегодня и завтра — небольшие региональные воздушные ворота уровня Кемерово, Барнаула, Томска. Все эти аэропорты, напоминаю, тоже управляются «Новапортом».
Поэтому, да, Омск-Центральный, возможно, и правда интересен Троценко как объект управления. Никто бы не отказался получить в управление прибыльный аэропорт, у которого к тому же маячит перспектива получить федеральные миллиарды на реконструкцию. И, возможно, это будет не самый плохой вариант для Омска, поскольку нынешний собственник, Омская область, не спешит привлекать федеральные деньги на Омск-Центральный. Или не может. Уверен, у «Новапорта» это могло бы получиться лучше, особенно если учесть связи Троценко в минтрансе и прекрасные личные отношения с бывшим министром Игорем Левитиным.
Может ли Троценко, имея такие связи в верхах, перебросить деньги ФЦП с Омск-Центрального на Федоровку или вовсе добиться федерального финансирования на строительство Федоровки с нуля? Очень сомнительно! Как было сказано выше, ему не нужна конкуренция со своими же аэропортами в Тюмени и Новосибирске, да и государству в условиях санкций будет очень сложно объяснить, зачем в Омске нужен новый аэропорт, если старый загружен менее чем на 50%.
Является ли Троценко человеком Сечина — это, на самом деле, тоже очень интересный момент. Омская область и Омск — это территория интересов в первую очередь «Газпрома». Интересы же «Роснефти» в Омске пока в основном связаны с энергетикой и поставками газа на омские станции «ТГК-11», но эти интересы стремительно расширяются. Отдаст ли губернатор Виктор Назаров, плоть от плоти человек системы «Газпрома», областной аэропорт бывшему советнику Сечина — это на самом деле интересно. Нелишне будет напомнить тот факт, что топливно-заправочный комплекс Омск-Центрального на 50% принадлежит «Газпромнефть Аэро». Как в этих условиях будут договариваться непримиримые противники — еще одна потенциальная проблема возможной передачи омской аэрогавани в руки «Новапорта».
Вот и получается, что в сухом остатке единственным смыслом для правительства Омской области отдать прибыльный аэропорт структурам Троценко может быть только гарантированное начало реализации ФЦП и привлечение федеральных денег в части реконструкции Омск-Центрального. В любом ином случае правительство и омичи потеряют прибыль и контроль над своим аэропортом, получив взамен только потенциальные конфликты, обещания и очередной призрак Федоровки.
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 33 (187) от 22 августа 2017 года и на сайте ИА «Деловой Омск» (свидетельство ИА № ТУ55-00493 от 25.03.2015 г.)
Самое актуальное в рубрике: Недвижимость
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 10285
Самое читаемое



















Комментарии пользователей (всего 11):