Новый Омск
15 декабря 2017 18.15
Как судили за убийство омского бойца ММА Серика Батталова (фото и видео)
«Новый Омск» собрал для вас воедино всю информацию о том, как проходил этот громкий судебный процесс.
Фото: Василий Попов, Вадим Харламов, соцсети
В четверг, 14 декабря, в Омском областном суде поставили точку в уголовном деле над 29-летним Сериком Баталовым. Его судили за жестокое убийство 41-летнего Александра Раткевича, сопряженное с разбоем группой лиц и по предварительному сговору.
Убийство, всколыхнувшее весь город
17 марта в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» появился пост с просьбой о помощи в поисках Александра Раткевича. Мужчина вышел из дома в 12:00 и перестал выходить на связь.
«Александр вышел из дома, встретился во дворе с двумя мужчинами, далее они сели в машину Lexus 460, госномер в477ам. После того человек не выходит на связь. Поступила информация, что похожую машину видели в 12:10 того же дня у магазина ОБИ, будто человека насильно затаскивали в машину и уехали вместе с ним. Свидетель этого обратился к охраннику ОБИ, но данных свидетеля не записали», — такое сообщение тогда было разослано во все крупные паблики в соцсетях.
В понедельник, 20 марта, стало известно, что автомобиль Александра найден. Он был остановлен инспекторами ГИБДД на перекрестке ул. 22 апреля и Химиков. За рулем машины была совершенно посторонняя девушка. В тот же день в СКР по Омской области по факту пропажи Александра было возбуждено уголовное дело по статье «Убийство». Дальше события развивались, как снежный ком.
На следующий день, 21 марта, пришли трагические известия — Александр Раткевич найден мертвым. Смерть криминальная. Позже появились и первые страшные подробности его исчезновения.
«Подозреваемые в убийстве двое мужчин 26 и 29 лет. Старший из них уже задержан. В день исчезновения потерпевшего они встретились с ним под предлогом тест-драйва автомобиля «Лексус». На площадке возле спортивного комплекса «Арена Омск» напали на Раткевича, убили, а тело вывезли в лес в Новосибирской области, где облили бензином, сожгли и закопали. «Лексус» продали знакомой», — рассказывала тогда «Новому Омску» старший помощник руководителя СКР по Омской области Лариса Болдинова.
Задержать второго подозреваемого не удалось. Он был найден мертвым рядом со своим автомобилем в садоводческом товариществе «Нефтяник». Смерть наступила от удушения. Основная версия — самоубийство.
В тот же день «Новый Омск» сообщил имя одного из подозреваемых — это 29-летний Серик Батталов. Некогда он проходил службу в ОМОН, дважды был в командировках на Кавказе. Всерьез занимался боевыми искусствами: мастер спорта по боксу и кандидат в мастера спорта по кикбоксингу. Тренировался в Академии единоборств и боевых искусств братьев Шеметовых. Принимал участие в российских и международных турнирах по ММА. В 2015 году Батталов был судим за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — избил мужчину возле кафе «Зеленое яблоко». Тогда суд признал его виновным и оставил на свободе, — 3,5 года условно с испытательным сроком три года. Задерживали бывшего омоновца при силовой поддержке СОБРа в 04:30, тихо и быстро, так, что даже не разбудили его жену и детей.
Позже «всплыл» и второй подозреваемый — это 26-летний охранник компании «СТБ-Охрана» Василий Еланцев.
Удалось нам пообщаться и с его бывшей женой Юлией, той самой девушкой, что была за рулем «Лексуса» Александра. Тогда она заявила, что ничего не знала, как и при каких обстоятельствах у Еланцева появился этот автомобиль.
«Мне сказали, что этот автомобиль был куплен на деньги отца, и если я буду его приобретать, то нужно рассчитаться. Они знали, что деньги у меня есть, так как я недавно продала свою машину. «Лексус» я отказалась покупать без регистрации в ГИБДД. Тогда они попросили у меня хотя бы 30 тыс. рублей. Разговаривали мы по телефону, так как меня тогда дома не было. Сам «Лексус» они пригнали к моему дому, а документы и ключи передали через окно моей маме»,— уверяла Юлия.
За «Лексус» девушка должна было отдать Батталову и Еланцеву порядка 1,5 млн рублей, о чем свидетельствует ее переписка с бывшем мужем.
Рассказала Юлия и том, что Еланцев уже неоднократно пытался покончить жизнь самоубийством и давно вынашивал криминальную схему с отбором чужих автомобилей. Поучаствовать в этом деле он предлагал нескольким своим друзьям. Те отказались, а вот Батталов — нет.
Виновен и не заслуживает снисхождения
Следствие длилось почти пять месяцев. В Омский областной суд уголовное дело ушло 11 сентября. Следователи инкриминировали Батталову три статьи уголовного кодекса: «Разбой», «Убийство группой лиц по предварительному сговору» и «Покушение на мошенничество». Бывший омоновец попросил рассмотреть уголовное дело с участием присяжных заседателей.
Защитником Батталова на процессе стал один из самых дорогих омских адвокатов Олег Любушкин, хорошо известный по делу бывшего вице-губернатора Омской области Юрия Гамбурга. Еще до начала слушаний он заявил, что дело неоднозначное и для его объективного рассмотрения «нужен здравый смысл, а не юридически холодный подход».
Присяжные заседатели нашлись только с третьей попытки. Люди просто отказывались участвовать в рассмотрении этого резонансного дела. В итоге суд над Сериком Батталовым начался только 21 ноября.
На первом же заседании Батталов стал валить всю вину на своего мертвого подельника Василия Еланцева, якобы это он стал избивать Раткевича, а он всего лишь пытался их разнять.
«Мы поехали к «Арене Омск»: я — на заднем сиденье, Раткевич — за рулем, а Еланцев — на пассажирском сиденье. В тот день у меня была тренировка, потом на работу, боялся, что не успею, сидел и смотрел на улицу. Я даже не понял, в какой момент началась драка, но Еланцев стал кричать, что его обманули. Потом Раткевич выбежал из машины, я просто встал между ними, и тут он меня ударил в лицо. Тогда я и применил удушающий захват. Потом бабуля эта появилась, стала кричать про полицию, а у меня судимость условная. Потому мы и запихали потерпевшего обратно в машину и уехали в другое место», — заявил Батталов.
А дальше Батталов впал в ступор, из которого все никак не мог выбраться.
«Приехали к гаражам. Там Раткевич в себя пришел. Кричал: «Дети!» Я даже не понял, как у Еланцева этот трос в руках появился. Я был в ступоре. Он задушил потерпевшего. Мы переложили его в другую машину и поехали за город. Долгое время я не знал, что мною движет. В голове был хаос. Я будто со стороны за всем наблюдал. Начал приходить в себя около Муромцево или Окунево, хотя не знал, где они находятся, но слышал эти названия. Тогда уже понял, что я еду в машине с трупом. Я испугался, что Вася захочет избавиться от меня как от свидетеля. Понимал, что нельзя поворачиваться к нему спиной. Хотя и это я помню лишь частями, сознание какими-то вспышками ко мне возвращалось», — оправдывался бывший омоновец.
Дальше пошли допросы свидетелей. Не будем подробно расписывать, кто и что говорил, скажем о другом. Весь процесс Батталов был абсолютно спокоен, во всяком случае внешне. На вопросы отвечал спокойно, без лишней нервозности. Практически на каждом заседании присутствовала его жена, была теща и несколько друзей.
Уже 29 ноября стороны дела выступили перед присяжными в прениях. Гособвинитель Яна Пугаева попросила признать Батталова виновным в двух преступлениях — разбое и убийстве, статью о покушении на мошенничество она исключила. По ее мнению, Батталов обо всем прекрасно знал, заранее договорился с Еланцевым и был для того «силовой поддержкой».
Обвинительный вердикт Серику Батталову, глотая слезы, попросили вынести отец, мать и вдова убитого Александра Раткевича.
«Они лишили нас самого дорогого. Это был настоящий сговор, преднамеренное убийство из-за куска железа. Их не остановило даже то, что на встречу к ним Саша вышел вместе с семилетним сыном(мальчик пошел в школу). Они душили его, когда он пришел в сознание и кричал им: «Забирайте машину, у меня дети». Расправились с ним хладнокровно, избавились от тела, а потом преспокойно пришли домой. Не заслуживает Батталов снисхождения, он жив и здоров, выйдет после тюрьмы и увидит, как растут его дети, а мой сын — нет. Прошу признать его виновным по всем статьям», — сказала на суде мать погибшего Светлана Раткевич.
Адвокат Любушкин, напротив, посчитал, что его подзащитный виновен лишь в причинении легких телесных повреждений Раткевичу.
«Не было у него умысла никого убивать. Да, он не отрицает, что у «Арены Омск» нанес несколько ударов Раткевичу. И все, вот и вся его вина. Все остальное для него происходило, как в тумане. Он был в ступоре, а из чувства ложного товарищества был с Еланцевым до конца. Потому и в полицию не стал заявлять. Считаю, что мой подзащитный к убийству не причастен, он его не совершал, нет ни одного доказательства обратного», — сообщил адвокат.
Сам же Батталов в последнем слове заявил присяжным, что не нуждается в снисхождении. Говорил он тихим, спокойным голосом, и перед тем как выдавить из себя первое слово, молчал больше минуты.
«Я понимаю ваше презрение ко мне. Смерть близкого принесла горе не только вам. Понимаю, что этот беспредел не лезет ни в какие рамки, но я не желал зла вашему парню. Я не прошу снисхождения или помощи, я не из таких. Хочу сказать только одно, что все произошедшее — это чей-то холодный расчет, какая-то спланированная операция. Вот только кто ее организовал, кому это нужно, я не знаю», — сказал подсудимый.
Снисхождения он и не получил: 1 декабря после почти двух часов в совещательной комнате присяжные решили единогласно: «Виновен по всем пунктам обвинения и не заслуживает снисхождения».
На финишной прямой
Перед вынесением приговора прошли финальные прения сторон. Прокурор попросила для Батталова 23 года колонии с ограничением свободы на два года и частично удовлетворить иски потерпевших о возмещении морального вреда. Мама и супруга Алесандра Раткевича требовали отправить Батталова в колонию пожизненно и подали иски на 28 млн рублей.
Дальше в дело вступил Олег Любушкин: он по традиции заявил отвод судье, требовал роспуска присяжных и нового рассмотрения дела.
«Батталов был на грани: шаг влево, шаг вправо, и все, но он эту грань так и не переступил, он не нарушил ни одного закона, доказательств его виновности попросту нет. Так что прошу суд не выносить обвинительный приговор, распустить коллегию присяжных и сесть в новый процесс, где рассмотреть и исследовать все доказательства», — потребовал адвокат.
«Отжег» на том заседании и сам Серик Батталов. В прениях он выступал больше часа, читая по бумажке явно кем-то написанный текст. Ошарашить пытался сходу.
«Как и мой защитник, я заявляю отвод судье и требую распустить коллегию присяжных. На первоначальном этапе следствия показания из меня выбивали. Первый допрос длился 40 часов. Угрожали мне, моей семье. Грозились, что и жену мою привлекут по этому делу в качестве обвиняемой. Говорили, что ей покажут видео, где меня пытают, и она все подпишет», — зачитал Батталов.
В последнем слове прощения у родственников Александра Раткевича он так и не попросил.
Именем Российской Федерации
В день приговора, когда судья наконец-то разрешил фото- и видеосъемку, федеральные корреспонденты попытались задать несколько вопросов Батталову и его родственникам. Ничего внятного, правда, не услышали, но с приставами и конвоем поругались.
Сам Батталов традиционно был спокоен и даже пару раз зевнул перед вынесением приговора.
Вердикт Николай Гаркуша зачитывал минут 30. В колонии строгого режима Серик Батталов проведет 22 года. После чего его ждет еще год ограничения свободы. Родственникам Раткевича он выплатит 2 млн рублей.
P. S. Хоть мы и написали, что суд поставил точку в этом уголовном деле, однако, скорее всего, она не финальная. С уверенностью в 100% можно заявить, что будут многочисленные обжалования приговора, и Батталов с адвокатом дойдут до Верховного суда, как и его сосед по камере — убийца омичек Роман Гладков.
Самое актуальное в рубрике: Закон
Больше интересного в жанре: Новости
Просмотры: 23731
Самое читаемое