Новый Омск
26 февраля 2018 00.25
Игорь Федоров: «Кто эффективнее – частный собственник или чиновники?»
Ответ на вынесенный в заголовок вопрос подсказывает сама жизнь. Но до сих пор для многих он неочевиден.
А в самом деле — кто? Во времена СССР у нас частного было очень мало, все в основном было государственное или городское. Транспорт, предприятия, дома. Нас возили муниципальные такси и автобусы, кормили в государственных столовых и ресторанах, коммунальные услуги предоставляли городские предприятия и ЖЭКи, а летали мы самолетами государственного «Аэрофлота». И хотя давно уже нет муниципальных такси и столовых, споры о том, какая модель хозяйствования лучше, все продолжаются.
К сожалению, в сегодняшних реалиях предприятия, управляемые и контролируемые чиновниками, все больше попадают в раздел негативных новостей. Давайте вспомним недавнюю историю 2017 года. Тогда без топлива остался областной перевозчик — Облавтотранс. И если бы не частник, то автобусное сообщение по огромному региону и даже в соседние страны оказалось бы полностью парализованным. Два дня люди практически не могли уехать из районов Омской области в город и наоборот. А долги областного перевозчика, кстати, никуда не исчезли.
За два года до этого, в ноябре 2015 года остановились автобусы муниципальных ПАТП. И тоже из-за хронических долгов перед поставщиками топлива. То есть многие месяцы зрел нарыв, о котором ответственные товарищи знали и который, лопнув, привел к тому, что мы, омичи, остались без половины омского транспорта на двое суток в не самое теплое время года. Можете себе представить, что, например, «Автосиле55» «Газпром нефть» будет месяцами отпускать топливо в долг, не получая расчета? Или можете себе представить, что «Автосила», «Тортранс», Торопов, Бондаренко не будут платить за потребляемое топливо? Они, конечно, могут не платить, обанкротятся, но тогда они уйдут с рынка, а их место займут конкуренты.
А вот неоднократное банкротство городских транспортных предприятий, когда вместе с ними исчезали огромные суммы, невыплаченные в Пенсионный фонд, ФСС и фонд ОМС, не помешали им открываться снова и работать под новыми «личинами» как ни в чем не бывало. Более того, сегодня РЭК утвердила муниципальным перевозчикам тариф в почти 40 рублей за поездку, и теперь нам нужно или повышать стоимость проезда, или искать миллиард рублей в нищем городском бюджете, то есть в нашем кармане, чтобы компенсировать межтарифную разницу.
В коммунальной сфере ситуация похожая. Поставщик газа регулярно грозит, что отключит газ крупнейшим должникам. В их числе — структуры Минобороны, а также муниципальное предприятие «Тепловая компания». Немудрено, что муниципальные тепловые сети прошли уже два банкротства! Оправдываются чиновники тем, что, мол, население плохо платит. Но при этом, например, структуры АО «ТГК-11» исправно платят и за газ, и за уголь, несмотря на огромные долги населения!
Который год под угрозой банкротства находится муниципальное АО «Омскэлектро». Компания некогда сгенерировала огромные убытки и долги. Недавно из-за аварии на сетях Омскэлектро пятая часть города осталась без воды. А вот отданный когда-то в аренду имущественный комплекс ОмскВодоканала только за последние годы перечислил в городской бюджет сотни миллионов арендной платы, убытков не имеет, входит в десятку налогоплательщиков региона и является одним из лучших предприятий отрасли по России в целом, а омская водичка — одна из лучших в стране. При этом областное предприятие Облводопровод имеет тарифы на воду в пять и более раз выше за кубометр.
Так что в условиях рыночной экономики частник почти всегда будет эффективнее чиновников. С этим можно спорить до хрипоты, но реальная жизнь все расставляет по местам. Это отчетливо понимают и в Москве, задавая все последние годы вектор на привлечение инвестиций в ЖКХ, транспорт и другие сферы в рамках государственно-частного партнерства.
Самое актуальное в рубрике: Колумнисты
Больше интересного в жанре: Новости
Просмотры: 3438
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 19):
Начните с того, что Газпром и т.п. - принадлежат государству. При этом сколько реально процентов омского ввп сейчас производят структуры Газпрома- можно только догадываться, они скупают все подряд предприятия.
А блогер Федоров, очевидно, отрабатывает коврижки расширителей гробниц - кипрских хозяев водоуанал и тп
Это Федотову невдомек, его в гугле забанили.
Учи матчасть, горе-блогер.
Итак, с чего начнем? С транспорта, предлагаю. Зачем за бюджетный счет покупать автобусы, если их прекрасно покупает частник за свой счет?