Игорь Федоров:«Как в прошлый раз профукали деньги на Омскую крепость»

Попытка вспомнить печальную историю множества обманов с Омской крепостью в свете возможного дополнительного финансирования от vинкульта РФ. Чтобы, так сказать, не повторять прошлых ошибок.

Александр Румянцев

Тут намедни бизнесмен Михаил Курцаев напомнил министру культуры РФ Мединскому одну историю обмана. Речь, конечно, про Омскую крепость. Но Михаил Анатольевич изложил все очень кратко, а та поучительная история, конечно же, нуждается в подробностях, поскольку в настоящий момент есть шанс привлечь дополнительное финансирование на крепость по линии vинкульта РФ. Попробую кратко восстановить хронологию тех событий.

На рубеже 2000-х и 2010-х мэр Омска Виктор Шрейдер на волне войны с губернатором Полежаевым попробовал сделать на развалинах Омской крепости такой хороший пиар-проект, образовал АУ «Омская крепость» и организовал некий партийный проект «Единой России», о котором еще долгое время напоминал висящий на столовой резервного батальона плакат.

Но то ли мошна у ЕдРа была тощей, то ли в городском бюджете деньги кончились, но проект ограничился более чем сомнительной переделкой Тобольских ворот, реставрацией денежной кладовой и новой крышей у столовой резервного батальона. Да, еще массовым мощением в плитку всей площади комплекса. И на этом все остановилось.

Весной 2013 года федеральный министр культуры озвучил гипотетическую возможность получения 2 млрд из бюджета страны на реконструкцию Омской крепости. С учетом областного и городского софинансирования сумма могла вырасти до 2,5 млрд рублей. В июне 2013 года в недрах областного правительства была создана рабочая группа под руководством Юрия Гамбурга. О результатах работы этой группы ничего не было слышно. Мэрия тоже создала рабочую группу под руководством Альберта Каримова. Там тоже что-то тихо происходило.

Поскольку от власти (ни городской, ни областной) не было никаких сигналов, не было технического задания, а Мединский хотел в октябре уже увидеть некую концепцию, под которую можно было дать денег, слово взяли простые омичи. В июле 2013 года Виктор Корб, Павел Акимов, Ефим Фрейдин и другие организовали инициативную группу «Открытая крепость», пошли дискуссии и лекции. Это было очень здорово, более того, и властям требовалось общественное участие, таково было требование Мединского. Потому и подключился Минкульт Омской области, и, сообща, было решено провести конкурс общественных идей по наполнению пространства Омской крепости, организатором выступил Сергей Костарев, всего было подано 39 идей-проектов, отобраны победители. В его ходе часть несогласных из числа инициаторов участвовать в конкурсе отказалась, а на деньги Михаила Курцаева издали красочный буклет с проектами.

Когда в октябре 2013 года прошла коллегия минкульта РФ, то на ней совершенно неожиданно для всех вдруг оказался представлен проект ремонта восьми зданий Омской крепости на 503 млн рублей, который мэрия Омска втихаря и без конкурса заказала у НПО «Мостовик» и ТПИ «Омскгражданпроект» и отправила в Москву. Присутствовавший на коллегии сенатор Андрей Голушко не растерялся и пояснил, что произошла ошибка, проект мэрия внесла без согласования с областным правительством. Был назначен новый срок представления — февраль 2014 года.

Только в декабре прошло совещание заинтересованных сторон (Назаров, Гамбург, Лапухин, Двораковский, Тиль, Касьянова), где присутствовали так же Сергей Костарев и архитектор Александр Бегун, один из победителей конкурса общественных проектов. Было принято решение — вот оно.

Однако мэрия почему-то поручила организацию профессионального конкурса директору АУ «Омская крепость» Никифорову, который был просто не в теме, нарушил договоренности о которых и не знал, в результате чего участники конкурса архитекторы — Бегун, Шалмин и Сергеев — сначала попробовали исправить ситуацию, а после, не добившись ничего, снялись с конкурса. 

В итоге в официальном конкурсе мэрии остался проект Альберта Каримова и его группы, который и был мэрией объявлен победителем. Шалмин, Бегун и Сергеев, тем не менее, работы не бросили, довели их до ума, отнесли Гамбургу, а в библиотеке им. Пушкина устроили их презентацию. Встал вопрос — что же везти в Москву, в минкульт РФ. Мэрия считала, что на коллегию минкульта повезут проект Каримова, а областники, как тогда сообщалось, попросили Омскгражданпроект (ОГП) в сжатые сроки подготовить альбом-презентацию на основе всех четырех проектов архитекторов (Каримова, Бегуна, Шалмина и Сергеева). 

На коллегии  минкульта, однако, неожиданно для всех выяснилось, что Омскгражданпроект основой презентационного альбома сделал свой собственный проект реконструкции Омской крепости из 2000-х гг., добавив в конце четыре слайда про свежие проекты архитекторов. Объяснено это было тем, что, якобы, проекты архитекторов не были достаточно проработанными, хотя минкульт и не требовал проектов, а хотел увидеть лишь концепцию, сформированную, в том числе, и общественным участием. Вот кратко, куда предалагал расписать деньги по проекту ОГП. 

Всем, конечно, порвал мозг обрубок дороги вдоль набережной в крепости, которую ОГП и кое-кто в мэрии пропихивали, очевидно, в интересах НПО Мостовик. Дорогу нужно было срочно убирать, поэтому пришлось действовать через сенатора Андрея Голушко, категоричного противника дороги. В середине марта 2014 года было назначено совещание у Голушко, на которое были приглашены архитекторы Каримов, Шалмин, Хусаинов, мэр Дворковский, главный архитектор Тиль, министр культуры Лапухин и директор ОГП Любчич. 

Тиль и Любчич не пришли, поскольку, как сразу пояснил собравшимся Андрей Голушко, еще накануне у него был разговор с мэром и губернатором, и там было решено, что дорогу из проекта убирают, что делало бессмысленным приход на совещание сторонников дороги. Там же, на этом совещании, было решено создать при мэре рабочую группу из представителей заказчика (мэрии), культуры, архитектуры, бизнеса и в срок до конца мая 2014 года разработать техническое задание, на основе которого выбранный по коркурсу проектировщик уже в июне смог бы приступить к разработке проектно-сметной документации (ПСД) проекта реконструкции Омской крепости на сумму в 2,5 млрд рублей, закончить в сентябре и, соответственно, через минкульт РФ можно было бы включить финансирование в бюджет 2015-16 гг., как раз под 300-летие. 

Все это пообещал лично при мне мэр Двораковский, но ничего этого по факту сделано не было. Рабочая группа создалась только к концу мая и не при мэре, а почему-то при департаменте культуры. В итоге к сентябрю 2014 года ТЗ написал Альберт Каримов, рабочая группа его утвердила, но его никто так и не увидел и нигде оно не использовалось. А нам в очередной раз представили взгляды от ОГП, где убрали дорогу и появился вал и прочие дела на 2,5 млрд. Но дальше и это заглохло. 

Как позже выяснилось, интерес мэрии к комплексному проекту благоустройства крепости был потерян вместе с отменой дороги, и она еще весной вернулась к своим старым идеям реконструции восьми отдельных зданий крепости, количество которых по факту сократилось до шести. Дело в том, что в июне 2014 года она отдала обозный сарай в концессию компании «Вентсервис», а позже стало ясно, что на здание казармы, занимаемое АУ «Омская крепость», не успевают доделать ПСД, которая, напомню, делалась без конкурса «Мостовиком» и ОГП. 

В результате не сразу, но все шесть зданий мэрия на деньги минкульта не без скандала сделала. Если помните, там выяснилось, что генподрядчик работ в крепости представил подложный документ, а его «субчик» вообще не имел лицензии минкульта РФ на допуск к работе с объектами культурного наследия, коими и являются все шесть зданий Омской крепости. Чуть раньше завершились работы и по обозному сараю, который пока стоит без дела. 

Увы, как и предполагалось ранее, ничего толкового по состоянию на март 2018 года из крепости не вышло. Она по-прежнему малоинтересна омичам. Здания существуют сами по себе, единое интересное горожанам общественное пространство в крепости так и не появилось. Туда мало кто ходит, и как результат — в том же обозном сарае не открылось пока даже анонсированной точки общепита. Все общественные и профессиональные предложения конкурсов 2013-2014 гг. остались проигнорированными. И что будет с крепостью дальше — в настоящий момент один большой вопрос!

Самое актуальное в рубрике: Колумнисты

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 3):

soo
[Комментарий удален]
Анатолий Генрихович Пиль
Банкроство ОмскГражданПроекта - величайшее благо для Омска. Их работу будут расхлебывать десятилетия.
12 марта, 10:10 | Ответить
Игорь Федоров
Удивительно то, что те, ради кого все это делалось - их уже или нет, или одной ногой в небытие
12 марта, 15:27 | Ответить