Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

11 мая 2018 18.08

Можно ли повысить пассажиропоток в омском аэропорту? Мнения экспертов

Этот вопрос обсуждался и в Заксобрании.

На заседании комитета по собственности депутаты Заксобрания обсуждали вопросы развития действующего аэропорта. Народные избранники предложили врио губернатора Омской области Александру Буркову, который летом должен выступить перед ними с отчетом, различные рецепты увеличения пассажиропотока «Омск-Центрального». Одним из способов вывести аэропорт на новый уровень могло бы стать создание собственной авиакомпании.

В советский период в Омске было собственное объединенное авиапредприятие, которое в 1994 году разделилось на два независимых акционерных общества: омский аэропорт и авиакомпанию «Омскавиа». У последней на пике своего развития было десять собственных самолетов Ту-154М . Но в 2009 году компания «Омскавиа», входившая в структуру альянса AiRUnion, была признана банкротом. В 2010 году НПО «Мостовик», создавшее авиакомпанию «Иртыш», попыталось совместно с турецкой AtlasJet стать новым базовым перевозчиком и начать выполнять регулярные рейсы на внутренних и внешних воздушных линиях. Но из-за затянувшегося процесса создания регионального авиаперевозчика через год «Мостовик» продал компанию.

 

Виктор Титарев, бывший генеральный директор ОАО «Омский аэропорт»

 — Конечно, перевозчик, базирующийся в аэропорту, — благо для аэропорта и пассажиров. Но настоящую авиакомпанию в регионе создать не получится — это миллиарды рублей при неясных перспективах российской экономики и, к сожалению, ясной перспективе омского региона на ближайшие несколько лет (даже если регион возглавит суперэффективный менеджер, понадобится минимум пару лет, чтобы что-то начало шевелиться).

Приказ минтранса России от 04.02.2003 № 11 в редакции 2012 г. в пункте 8 устанавливает следующую норму: «... заявитель (эксплуатант) для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров и планируемой программы полетов располагает воздушными судами в количестве: не менее трех — с количеством пассажирских мест до 55; восьми — с количеством пассажирских мест 55 и более …»

Можно посчитать стоимость проекта о трех небольших самолетах, но здесь надо четко представлять, что это вечное субсидирование. И не надо ожидать от этого проекта заметного роста пассажиропотока в регионе. Это, скорее, будет рост качества жизни омичей. Но и это важная категория.

Надо понимать, что двигать идею создания авиакомпании на баланс области, на мой взгляд, бесперспективно. Так что затраты бюджета надо оценивать исключительно как потенциальные расходы на региональное субсидирование. Думаю, что объем субсидий из областного бюджета может оцениваться миллионов 200 в год. Наш регион не богат. И это вопрос приоритета. Но такие расходы для бюджета посильны. Тем более что пусть и незначительная их часть, но все-таки вернется в виде дивидендов от возросшей прибыли аэропорта, принадлежащего области на 90 %.

 

 Олег Шишов, бывший гендиректор ООО «НПО «Мостовик»

 — Сейчас мелкие банки, мелкие перевозчики, мелки авиакомпании с трудом выживают. Но испытывают проблемы не только мелкие, но даже и крупные. Вспомним тот же «Трансаэро», который перестал совсем недавно существовать. Создание авиакомпании — это очень сложный проект. Сама просто авиакомпания ничего не даст региону. Если это не связано с другими значимыми проектами, то это ничего не даст. Это будет просто не окупаемо. Если же идет речь о комплексной системе, включая авиакомпанию, как было у нас, то это было бы эффективно.

 

Андрей Кипервар, директор ООО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», депутат Заксобрания

 

— На мой взгляд, эта идея могла бы дать определенный импульс для развития аэропорта и местных перевозок. В большинстве городов-миллионников есть базовые авиакомпании. Наличие такой компании в Омске принесло очевидные плюсы. Очень долги годы мы не давали развитие «Омск-Центральному». Сейчас пассажиропоток достиг 1 млн человек. Если мы не будем развивать его дальше, то мы никогда не найдем инвестора на Федоровку. Конечно, создание регионального перевозчика — достаточно дорогое удовольствие, поэтому можно было бы начать с субсидирования омским правительством перевозок. Для того чтобы начать, надо четыре самолета. Для получения сертификата для регулярных перевозок необходимо восемь самолетов. Но, как показывает практика, можно начать с чартерных перевозок, а уже потом выйти на регулярные перевозки. Как возможный вариант — аэропорт при поддержке правительства сам бы учредил авиакомпанию.

 

Сергей Круглов, гендиректор АО «Аэропорт Горно-Алтайск», бывший гендиректор ОАО «Омский аэропорт»

 — Базовая авиакомпания — это всегда благо для развития аэропорта. Где-то говорилось об идее использования прибыли аэропорта. Это полнейший бред. Той прибыли, которая есть в аэропорту, не хватит на создание авиакомпании. Ее лишь хватит на создание рабочей группы. Для всей идеи требуются не десятки миллионов, а миллиарды. Таких денег нет. Но даже если бы, предположим, у аэропорта были эти миллиарды, то ему создавать авиакомпанию запрещено антимонопольным законом. В противном случае возникает конфликт интересов. Если собственник авиакомпании будет аэропорт, то аэропорт будет ставить препятствия для других компаний. Это ведет к тому, что он будет сам терять объемы пассажироперевозок. А пассажир будет получат высокие тарифы. Идея сам хорошая, но для ее реализации нужен инвестор. Но даже если кто-то придет и даст три миллиарда, это не получится так с кондачка. Потому что авиакомпания — это еще и кадры: летный и технический состав. Сейчас с летными кадрами у нас в России достаточно сложная ситуация. Как пример можно привести уже работающую «ЮВТ Аэро» в Казани. У них летчики уходят на более большие типы самолетов.

 

Виктор Белов, исполнительный директор союза «Омское региональное объединение работодателей», бывший министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области

— Для областного бюджета это достаточно сложно, учитывая задачи, которые приходится решать за счет бюджета. Но вполне возможно, в рамках государственно-частного партнерства, как это принято сейчас, частный перевозчик придет. Если мы хотим развиваться, то мы должны развивать и аэропорт, для того чтобы он мог принимать все типы самолетов и работать по разным направлениям. Когда есть свой перевозчик — это несомненный плюс. Но нужно эту тему прорабатывать, а не просто сотрясать воздух.


Валерий Кокорин, гендиректор строительной компании «АСК»

— Если говорить о том, нужна ли нам региональная авиакомпания, то я могу что сказать: в моем понимании региональная компания — это та, которая обслуживает потребности пассажиров внутри региона. То есть в пределах самого субъекта федерации. Это, например, долететь до Тары, Знаменки, Тевриза, Усть-Ишима, как это было раньше в советское время, когда отдаленные районы обслуживала малая авиация. Возможно, в таком формате авиакомпания и нужна.

Мои коллеги по Заксобранию высказывали идею создания региональной авиакомпании, но несколько в ином формате. Они говорили немного о другом — о компании, которая бы обеспечивала сообщение между соседними регионами Сибири и Урала — это Тюмень, Новосибирск, Северный Казахстан и так далее. Потребность в этом есть, но, как мне кажется, финансирование такого проекта бюджет Омской области не потянет, это уже уровень бюджета Российской Федерации, тем более, если перевозки осуществлять сразу в несколько регионов. Конечно, можно организовать региональную авиакомпанию для Западной Сибири, но вряд ли есть возможность взять эти расходы на областной бюджет. 

Но, с чем я соглашусь — надо на самом деле принимать меры по повышению пассажиропотока и увеличения числа рейсов, осуществляемых через Омск. Но для этого необходимо создавать конкурентную среду. Та же плата за обслуживание рейсов должна быть адекватной. Ведь почему в Омске перестали садиться самолеты, шедшие, например, транзитом в Москву из Магадана, Хабаровска, Иркутска и других восточных регионов, ведь раньше все здесь садились? Да потому что цены и условия обслуживания в омском аэропорту стали неконкурентными, о сравнению с аэропортами Тюмени и Новосибирска. Над этим надо серьезно задуматься — почему так случилось, и авиакомпании многие ушли. И от умения управлять будет зависеть все. Ведь та же «Омскавиа» не смогла в свое время справиться с конкурентной средой, и из-а множества потрясений вынуждена была прекратить свое существование, в то время как компании Тюмени и Новосибирска вышли на международные перевозки. 

Я, конечно, не специалист в области авиаперевозок, но даже то, что мы видим, приземляясь здесь, вызывает беспокойство. Как правило, аэропорт практически пуст, видно, что нет никакого наплыва рейсов. Здание полупустое, а когда прилетаешь в другие города — там все бурлит и движется.

Самое актуальное в рубрике: Экспертное мнение

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий